Методические рекомендации для воспитателей по нравственному воспитанию

Ольга Грязнова
Методические рекомендации для воспитателей по нравственному воспитанию

«Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Данная методическая разработка актуальна для воспитателей детских садов любой направленности.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо», с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Совместное проживание группы людей будет успешным только в том случае, если каждый будет соблюдать определенные правила. В детском саду дети учатся не обижать других, не отбирать у них игрушки. Главное правило, встречающееся во всех культурах гласит: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе!». Чаще всего дети учатся у родителей, что хорошо, а что плохо.

Как объяснить ребенку, что хороший поступок – это частичка добра, вложенная в огромный мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок – крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»? Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстрактны, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить «работать»?

Ответить на эти вопросы может помочь «Хорплоша» - это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей. Идея проста: если ребенок совершает хорошие поступки, то Хорплоша сама становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо. С помощью Хорплоши легче понять, что каждый его поступок имеет большое значение.

Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «компанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел. Нравственные качества не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанниками пережить и почувствовать на себе последствие нарушений этических норм. Тогда древняя истина «Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», приобретает понятный и конкретный смысл.

Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.

Высокая нравственная позиция основывается на простых, элементарных нравственных качествах, таких как: милосердие, гуманизм, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость. Эти качества необходимо развивать и способствовать их становлению.

Нужно только хорошо знать ребенка, его интересы и предпочтения, возрастные и индивидуальные особенности. И тщательно продумывать основные темы, на которых будет построена в дальнейшем воспитательная работа и образовательная деятельность. А воспитать эти качества можно используя синтез искусств – музыка, художественная литература, изобразительная деятельность – обеспечивающий более полное и глубокое проникновение в нравственное начало личности ребенка.

Далее предлагается использовать для старших дошкольников ряд мероприятий нравственного направления. Возможно включать элементы деятельности в НОД, в совместную деятельность воспитателя и ребенка и в работу с родителями. Формы работы так же можно варьировать, используя как индивидуальную работу, так и групповую и подгрупповую. Предлагаю разработки ритуала начала и окончания занятия, приведены примеры бесед и рекомендации для родителей.

Ритуал начала занятия.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети смогли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

Ритуал можно менять, но не часто.

1. «Волшебный клубочек». Дети сидят на ковре по кругу. Воспитатель передает клубочек ниток ребенку. Тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово или пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное» слово и т. п.

2. «Доброе животное». Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию своего соседа. «А теперь послушаем вместе». Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое и доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад.

Ритуал окончания занятия.

Окончание занятия – это завершение определенного вида деятельности, поэтому ритуал должен, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

Ритуал может быть одним и тем же, а может быть и тематическим.

Примерные варианты таких ритуалов:

1. «Круг друзей». Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

2. «Эстафета дружбы». Взяться за руки и передать как эстафету рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я вам передаю свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Даше и т. д., и, наконец, возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она не покидает вас и греет. До свидания!».

Беседа «Как можно назвать человека по имени»

Варианты начала:

1. Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и видела, как два мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво – Сашка, Мишка. На них было так неприятно смотреть! В нашей группе я тоже слышу, иногда, как вы грубо обращаетесь друг к другу.

2. Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называет мама, папа, бабушка, дедушка и другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя… означает, но человека можно назвать не только именем, а любым ласковым словом (солнышко, зайчик, рыбка, цыпленочек, лапочка). Может быть, кого-то из вас называют не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Леночка, Лена, Аленушка, Аленка, Алена (спросить детей их варианты). Вы знаете, что имена дают, когда человек родился. Когда он маленький его зовут очень ласково, нежно – Оленька, Олюшка (спросить детей, как еще, а когда человек подрастает, его зовут по-другому – Ольга.

4 А как вы обращаетесь друг к другу? Я знаю, что у вас есть прозвища. Мне хочется услышать, почему вы так называете друг друга.

5. Как вы называете Диму? Как считает Дима – это хорошее или плохое прозвище? Как думают об этом сами дети?

6. Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по-другому их называют, как их будут называть, когда они станут взрослыми? Как их называют друзья сейчас. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

«Праздник доброты и вежливости».

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Я приглашаю вас на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «пора вставать» (проводится игра).

Проснулись! Улыбнулись! Доброе утро! Возьмитесь за руки и поворачивая голову к рядом стоящему товарищу, глядя ему прямо в глаза, ласково скажите: «Не сердись, улыбнись!». Я желаю, чтобы у нас с вами все сегодня было хорошо и приглашаю вас на стульчики.

Воспитатель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

А как вы думаете, что такое добро, доброта? Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища – книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть, и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, о чем я говорю? (ответы детей). Каждый человек должен иметь добрую душу, доброе сердце, добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть и любить. Как говорят о таких людях? Какие они? (добрые люди). А добрые дела добрых людей называются добрыми поступками. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым? Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой! Чтобы стать вежливым, надо знать и вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится светлее, теплее и радостнее всем окружающим.

Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете (ответы детей). Так вот, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидит ли ваше слово?

Обидное слово сказать не спеши,

Не разобравшись в деле.

Душевная рана бывает больнее

Тяжелой раны на теле!

Я уверена, что вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова. Какие? А как их нужно произносить? (ласково, нежно, глядя в глаза тому человеку, которому их говоришь). Попросите меня вежливо с вами поиграть. Я с удовольствием с вами поиграю в игру «Доскажи словечко», я начну, а вы кончайте, хором, дружно отвечайте.

• Растает ледяная глыба от слова теплого… (спасибо);

• Зазеленеет старый пень, когда услышит …«добрый день)

• Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста).

Давайте никогда не забывать добрые, вежливые слова и говорить их друг другу. Говорить ласково, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаться, потому, что от улыбки и хмурый день становится светлей.

Я приготовила для вас задание. Если текст учит вас добру и вежливости, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если загадка вам не по душе – промолчите.

• Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?

• Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?

• У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

• Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

• Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго «Спасибо!»?

• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Мне сегодня было приятно с вами беседовать. Я хочу показать вам вот этот волшебный цветок – «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живет какое-нибудь доброе слово. Мы с вами прочитаем эти слова и послушаем о них стихотворение.

Это доброе слово «пожалуйста», повторяем мы поминутно.

Потому, что нам без «пожалуйста» очень было бы неуютно.

- Добрый день! – тебе сказали. – Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали теплоты и доброты.

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

–Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку, и здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»? За то, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы, кому сказать и сколько раз!

Нам желают «доброго пути!», будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь только к доброму чему-нибудь!

Эти слова всем известны давно, видишь, они и просты и не новы.

Но я опять повторю все равно: «Добрые люди, будьте здоровы!»

Публикации по теме:

Методическая разработка «Играем с пиктограммкой» Методическая разработка "Играем с пиктограммкой", содержит игры на развитие предикативной лексики (слова-действия, слова-признаки). С помощью.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей по нравственному воспитанию
Опубликовано: 22 января 2014 в 12:17
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...