«Общение — неотъемлемая сторона человеческой жизни». Методические рекомендации для заинтересованных родителей

Светлана Хмелева
«Общение — неотъемлемая сторона человеческой жизни». Методические рекомендации для заинтересованных родителей

Общение

Общение - неотъемлемая сторона человеческой жизни. Взаимодействуя, ребенок получает знания об окружающем его мире, усваивает нормы и правила жизни в обществе, понимает чувства и переживания других людей. Общение формирует образ собственного «я», позволяет ребенку оценить степень принятия его окружающими, избежать чувства ненужности и одиночества.

Ребенок, не умеющий общаться со сверстниками, несчастлив. Он многого лишен: радости дружбы, возможности получить поддержку, развиваться в играх. Общение со сверстниками – это и школа стрессоустойчивости, потому что ребенок получает и необходимый отрицательный опыт. (ссоры, неприятие сверстников, их обзывалки, дразнилки, отказ взять в игру). Общаясь, дети становятся гибче, учатся понимать и учитывать мотивы других людей, избегать конфликтов, преодолевать трудности, быть самостоятельными и т. д. А это для жизни – необходимый багаж.

Очень важно, как мы общаемся в присутствии наших детей, какие модели поведения им демонстрируем.

Вот типы общения, которые хорошим примером для детей стать не должны.

И, конечно же, ни в коем случае нельзя

допускать такое общение в отношении

детей.

«Контакт масок» - формальное общение,

при котором используются привычные

маски скромности, участливости, строгости,

вежливости и т. п. Такому общению

свойственен определенный, соответственно

маске, набор жестов, выражения лица, фраз…

Это общение, когда истинные эмоции, чувства, отношение к собеседнику скрыты.

Формально-ролевое – общение по регламенту: заранее определены и содержание разговора, и средства общения (жесты, мимика, слова). Собеседника воспринимают только как социально значимую функцию, отводя ему определенную социальную роль – начальника, подчиненного, обслуживающего персонала, соседа, попутчика.

Примитивное – другой человек оценивается с позиции: «нужный-ненужный», «полезный-бесполезный», причем на данный момент. Если нужен – активно вступает в контакт, не нужен – полное равнодушие в лучшем случае, а в худшем – пренебрежение или агрессия. Получено желаемое – потерян и интерес.

Манимулятивное –общение направлено на то,чтобы любыми способами и приемами (лесть, обман, демонстративная доброта, запугивание и т. п.) добиться определенной выгоды для себя. Сам же человек, свойства его личности учитываются только для того, чтобы манипулирование было результативным.

Светское (этикетное) – холодное и, как правило, беспредметное, закрытое общение: истинные взгляды, мысли и чувства собеседников не имеют значения, говорится не то, что думается, а то, что положено говорить в подобных ситуациях.

А как общаются близкие, любящие, друзья, уважающие друг друга люди?

Их общение духовное, межличностное – можно затронуть любую тему; люди, общаясь, свободны и доверчивы; они внимательны не только к словам, но и интонациям, выражению лица, жестам, движениям. И молчание – не тягостно.

Такое общение – роскошь, счастье, но оно возможно лишь тогда, когда знают личность человека, его интересы, убеждения, отношения, когда людей соединяет подлинное, непоказное уважение.

…мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильно врываясь в него, переносим ребенка, на каждом шагу, к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши взгляды, наши понятия, наши сведения, приобретенные вековыми усилиями уже зрелого человека…

Н. И. Пирогов

Несколько веселых игр,

способных помочь ребенку стать

увереннее и общительнее, пре-

одолеть замкнутость и застенчивость.

«Все знаю и все умею»

Усадите детей в кружок и предложите им ответить на ваши вопросы и выполнить ваши задания.

Задача ребенка: быстрее сообразить и первым громко ответить на вопрос, а также как можно лучше выполнить задание (его выполняет тот, на которого вы укажете).

Следите, чтобы ни один из детей не остался в тени и обязательно в чем-то да преуспел. Награждайте каждого участника после успешного выполнения задания маленьким призом или пусть все дети, если их немного, пожимают ему руку.

Примерные вопросы и задания:

Сколько ног у петуха?

Покажи где сердце у Даши (Маши, Дениса?

Прыгни выше всех.

Кто живет на дереве?

Крикни «Ура!» громче всех.

Почеши за ухом у Саши.

Пожми руку Роме как можно крепче.

Игра ребенка- его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, пытающая и развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью.

Н. В. Шелгунов, русский публиц.

«Котята»

Детей разбить на две команды и поставить их друг против друга. Каждый член первой команды подходят к стоящему напротив и внимательно изучают его – ощупывает одежду, волосы, руки и т. д. и просит мяукнуть. Затем ребятам из первой команды завязывают глаза, а ребята из второй команды встают в другом порядке и мяукают.

Задача членов первой команды найти 2своего котенка»

«Зеркальце»

Ребят усадить в круг, взять в руку зеркальце и, глядя в него, сказать:

«Меня зовут … Я себе нравлюсь. У меня красивые,

веселые… глаза, … волосы, … улыбка… Я умею…

У меня есть друзья - …» Затем передать

зеркальце кому-нибудь из детей и попросить

его похвалить себя, глядя в зеркало, а

после передать зеркальце соседу. Зеркало

идет по кругу.

Смущающемуся ребенку надо помочь –

хвалить его может тот, кто пожелает

(сидя рядом с ним и глядя вместе с ним

в зеркальце).

Вера, надежда, любовь – не просто поэтический набор, это первая забота каждого воспитателя, а может быть, и единственная забота. …Только силы веры, любви и надежды бесконечны, все другие силы рано или поздно иссякают. И только в детстве можно дать ребенку эти бесконечные силы.

С. Л. Соловейчик

«Иностранцы»

Предложите детям стать иностранными туристами из разных стран. Им хочется общаться, но язык друг друга им непонятен. С помощи жестов, мимики и звуков они о чем-то спрашивают друг друга, делятся впечатлениями об увиденном, предлагают сфотографироваться, обменятся адресами, дарят друг другу сувениры ит. д. (ведущий-воспитатель им в этом помогает, подсказывает темы разговора и сюжеты, переводит). В конце игры дети могут приготовить фотографии (нарисовав их) и подарить их на память.

… искренность вызывается только искренностью; вот почему не только в воспитаннике, но и в воспитателе полная искренность души есть единственный прочный залог действительного, а не призрачного успеха воспитания.

К. Д. Ушинский

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Из опыта работы Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Общение — неотъемлемая сторона человеческой жизни». Методические рекомендации для заинтересованных родителей
Опубликовано: 17 января 2014 в 17:41
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...