Методические рекомендации и консультация для воспитателей по классификации методов психодиагностики по возрастному критерию с краткой характеристикой.

Марина Коржавина
Методические рекомендации и консультация для воспитателей по классификации методов психодиагностики по возрастному критерию с краткой характеристикой.

Методические рекомендации и консультация для воспитателей по классификации методов психодиагностики по возрастному критерию с краткой характеристикой. Для проведения диагностической работы в ГБДОУ.

Особенности диагностической работы с дошкольниками

Дети дошкольного возраста овладевают рядом психологических и поведенческих особенностей, знания эти необходимы для получения достоверных результатов в процессе их психолого-диагностического обследования.

К этим результатам прежде всего относятся сравнительно низкий уровень сознания и самосознания, то есть произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, памяти, воображения, мышления находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в этом возрасте еще не завершено. Приобретение произвольности начинается с 3-х – 4-х летнем возрасте и завершится к подростковому возрасту, следовательно, при психодиагностике детей 3-6-ти летнего возраста нужно иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Задание должно быть рассчитано одновременно и на произвольный и на непроизвольный уровни регуляции. Но в большей степени на последний.

Дети от 3-4 до 5-6 летнего возраста уже обладают некоторой степенью произвольности регуляции когнитивной сферы, но все же с доминированием непроизвольной.

Дошкольникам не рекомендуется давать задания и вопросы, ориентированные на самосознание, точную оценку своих личностных качеств. Это необходимо учитывать в работе с детьми.

Возможно обращение к внешней экспертной оценке, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.

При работе с детьми 3-6 лет необходимо постоянно поддерживать их интерес, стимулировать и мотивировать.

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников.

Восприятие:

Наряду с перцептивными процессами оценивается способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять их в словесной форме

«Чего не хватает на этих рисунках?»

«Узнай, кто это?»

«Какие предметы спутаны в рисунках?»

«Чем залатать коврик?»

Внимание:

Используются корректурные пробы.

«Найди и вычеркни» (продуктивность и устойчивость внимания);

«Поставь значки» (переключение и распределение);

«Запомни и расставь точки» (объем)

Воображение:

«Придумай рассказ»

«Нарисуй несуществующее животное»

«Придумай игру»

Память:

Виды: узнавание, воспроизведение, запоминание.

«Узнай фигуру» (узнавание – успешность зависит от запоминания, сохранения и воспроизведения);

«Запомни рисунки» (объем кратковременной зрительной памяти);

«Запомни цифры» (объем слуховой памяти);

«Выучи слова» (динамика процесса заучивания). 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампа, картина. человек, книга. Строится кривая запоминания.

Мышление:

3 вида: словесно-логическое, обратно-логическое, наглядно-действенное.

У детей дошкольного возраста преобладает 2 последних вида. Словесно-логическое только начинает развиваться.

Обратно-логическое мышление:

«Нелепицы»

«Времена года»

«Что здесь лишнее»

«Кому - что недостает?»

«Раздели на группы»

Наглядно-действенное мышление:

«Обведи контур»

«Пройди через лабиринт»

«Воспроизведи рисунок» (наподобие кубиков Косса);

«Вырежь фигуры»

Речь:

Активная память ребенка – слова.

«Назови слова» (1. Животные 2. Растения 3. Цвета предметов 4. Формы предметов 5. Другие признаки предметов 6. Действия человека 7. Способность выполнения человеком действий 8. Качества выполнения человеком действия).

«Расскажи по картинке» (активный запас).

Личностные качества:

Для этого возраста чаще используется метод экспертов.

«Запомни и воспроизведи рисунок» (оценивается уровень развития мотива достижения успехов).

«Выбери нужное лицо» (детский тест тревожности;

«Эмоции» развивающая игра;

«Какой я?» (самооценка).

Публикации по теме:

Диагностика по сенсорике детей раннего возраста Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения диагностики развития ребенка. С их помощью можно.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации и консультация для воспитателей по классификации методов психодиагностики по возрастному критерию с краткой характеристикой.
Опубликовано: 12 июня 2012 в 15:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс из природного материала «Колючий ёж»
Мастер-класс из природного материала "Колючий ёж". Представляю вашему вниманию лёгкую в исполнении поделку из природного материала. Наступила золотая...
Осеннее оформление приемной в младшей группе «Топотушки»
Сегодня хочу показать, как я оформила приемную к началу нового учебного года. Ведь от оформление помещения группы в детском саду – неотъемлемая составляющая...
Художественное творчество «Грибы»
Наступила осень. Пора в лес за грибами. После дождей грибы растут у нас даже на участке. После того, как мы с детьми рассмотрели грибы, вспомнили, как...
Запах осени в Краснодаре. Фотозарисовка
Наконец и в нашем регионе видно присутствие Осени! Утренняя прогулка по берегу реки Кубань - и вот небольшая зарисовка об Осени готова! Сегодня...
Конспект ООД по познавательному развитию младших дошкольников «Божья коровка»
Цель: продолжать способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Задачи: 1. Продолжать...