Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников

Елена Стрижакова
Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников

Методические рекомендации к обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников

Микросоциальное окружение наиболее важно для развития потенциальных возможностей ребёнка.

Е. Ильин выделяет внешние и внутренние факторы, препятствующие творчеству.

К внутренним факторам относятся личностные качества: лень, недостаточное развитие волевых качеств, отсутствие таланта, знаний, нетерпение, невнимание, отсутствие целеустремлённости, влияющих на нежелание развития творческого потенциала.

К внешним - относятся «недостаточный уровень материальной обеспеченности, отсутствие поддержки со стороны родных и близких, учителей и родителей, отсутствие единомышленников».

Е. П. Ильин выделяет чувства, тормозящие творческие усилия: страх, высокая самокритичность, лень.

В поисках занятий внимание взрослого педагога или родителя, должно быть направлено на его интересы и предпочтения. В процессе учебной деятельности у ребёнка развиваются практические навыки, формируется исследовательское поведение. Взрослые должны помогать дошкольнику в исследовании, выражать сочувствие к неудачам, избегать неодобрительной оценки и неудачных творческих попыток, вселять уверенность в достижении поставленной цели, веря в способности ребёнка.

К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят:

расширение сенсорного опыта ребёнка за счёт игрушек, организации внешней среды, контакта с взрослым окружением;

наличие образца для подражания ребёнком в среде взрослых, ориентироваться при воспитании не на стандарт, а на специфику индивидуальных способностей. Чем больше взрослых контактируют с ребёнком до одного года, тем уровень развития интеллекта и творчества выше, больше чувствительность. «Чувство, как и мысль, движет творчеством человека»

Предметно-пространственное окружение является действенным воспитывающим средством, активно воздействуя на процесс формирования психики ребенка, в том числе и на формирование творческой активности как интегрального личностного свойства. Процесс развития ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Предметно-развивающая среда является основой для игровой - ведущего вида - деятельности дошкольника.

Образовательное учреждение призвано сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Самостоятельный поиск, мыслительные операции, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме предопределяют и формируют развитие творческих возможностей дошкольника, и отражаются в предметно-развивающей среде и ближайшем окружении ребёнка.

Социально-педагогические факторы включают в себя создание условий, необходимых для развития творческих способностей. Этими условиями являются среда, семья, люди, работающие с детьми.

Главным побудителем творчества является необходимое будущее, значимое для всех и для каждого индивидуально, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме.

В процессе обучения необходимо включать самостоятельный поиск, развивать мыслительные операции, являющиеся инструментами познания.

Известно, что стили семейного воспитания не влияют на проявление творчества, а регулярная похвала снижает качество и лёгкость мышления в достижении новых результатов. Крайнее принуждение, излишняя помощь взрослого снижают гибкость мышления ребёнка. Однако у дошкольников сильная внутренняя мотивация, способная не утрачивать интереса к творческому процессу.

По мнению В. Н. Дружинина, творческое мышление дошкольника формируется под воздействием творческой личности в семье, и создаются условия для подражания ей, и данное поведение подкрепляется воспитательными методами.

Пространство, организованное для детей, может в одном случае быть мощным стимулом их развития, в другом - преградой, мешающей проявить индивидуальность, творческие способности.

По результатам социально-педагогических факторов, влияющих на развитие творческой активности детей дошкольного возраста, выделяют:

во-первых, социальную обстановку, требующую самостоятельного умения решать творчески возникшие проблемы без регламентированной системы воспитания;

во-вторых, создание условий в стремлении детей к самореализации в различных видах творческой деятельности;

в-третьих, систематическую творческую деятельность дошкольников и психолого-педагогическую подготовку в этом вопросе воспитателей.

Выявляют условия значимых структурных компонентов творческой активности личности ребенка:

• направленность на творчество (мотивация);

творческое (дивергентное) мышление и логическое (конвергентное) мышление;

практическое участие старших дошкольников в организации предметной среды детского сада (художественно-оформительская деятельность);

активную творческую деятельностью педагогов, по моделированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

Таким образом, семья, образовательное учреждение призваны сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности. Самостоятельный поиск, мыслительные операции, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме предопределяют и формируют развитие творческого потенциала личности.

Публикации по теме:

Презентация, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года. Цель презентации: дальнейшее повышение качества и эффективности патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Основные задачи:.

Визитная карточка воспитателя Сузик Светланы Анатольевны МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: ЖИТЬ В ЛЮБВИ, ДОБРОТЕ И ЗАБОТЕ, Я С ДЕТЬМИ – ЭТИМ СЧАСТЛИВА Я! РАЗРАБОТАЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников
Опубликовано: 1 мая 2013 в 22:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Ягоды: садовые, лесные»
Знакомство воспитанников с различными видами ягод в средней логопедической группе мы организовали через игры с лэпбуком. Цель лэпбука "Ягоды" -...
Мастер-класс «Дорожка здоровья» на участке
Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического здоровья детей. «Дорожка Здоровья» это хороший помощник в оздоровительной работе...
Лэпбук «Экология»
Представляю Вашему вниманию свою работу-лепбук "Экология". Как Вы уже знаете, 2017 год объявлен годом экологии в России, поэтому наши педагоги со проводят...
Сценарий спортивного праздника в бассейне «День Воды» для старшей группы
Праздник в бассейне «День ВОДЫ» ( старший дошкольный возраст) Составила инструктор по физической культуре Евстигнеева Е. К. Цели: Поддерживать...
Фотоотчет о развлечении «Троица в лесу»
Хорошо летом проводить физкультурное развлечение «Троица в лесу». Укрепление оздоровление детей, формирование необходимых навыков движений, создание...