Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников

Елена Стрижакова
Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников

Методические рекомендации к обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников

Микросоциальное окружение наиболее важно для развития потенциальных возможностей ребёнка.

Е. Ильин выделяет внешние и внутренние факторы, препятствующие творчеству.

К внутренним факторам относятся личностные качества: лень, недостаточное развитие волевых качеств, отсутствие таланта, знаний, нетерпение, невнимание, отсутствие целеустремлённости, влияющих на нежелание развития творческого потенциала.

К внешним - относятся «недостаточный уровень материальной обеспеченности, отсутствие поддержки со стороны родных и близких, учителей и родителей, отсутствие единомышленников».

Е. П. Ильин выделяет чувства, тормозящие творческие усилия: страх, высокая самокритичность, лень.

В поисках занятий внимание взрослого педагога или родителя, должно быть направлено на его интересы и предпочтения. В процессе учебной деятельности у ребёнка развиваются практические навыки, формируется исследовательское поведение. Взрослые должны помогать дошкольнику в исследовании, выражать сочувствие к неудачам, избегать неодобрительной оценки и неудачных творческих попыток, вселять уверенность в достижении поставленной цели, веря в способности ребёнка.

К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят:

расширение сенсорного опыта ребёнка за счёт игрушек, организации внешней среды, контакта с взрослым окружением;

наличие образца для подражания ребёнком в среде взрослых, ориентироваться при воспитании не на стандарт, а на специфику индивидуальных способностей. Чем больше взрослых контактируют с ребёнком до одного года, тем уровень развития интеллекта и творчества выше, больше чувствительность. «Чувство, как и мысль, движет творчеством человека»

Предметно-пространственное окружение является действенным воспитывающим средством, активно воздействуя на процесс формирования психики ребенка, в том числе и на формирование творческой активности как интегрального личностного свойства. Процесс развития ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Предметно-развивающая среда является основой для игровой - ведущего вида - деятельности дошкольника.

Образовательное учреждение призвано сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Самостоятельный поиск, мыслительные операции, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме предопределяют и формируют развитие творческих возможностей дошкольника, и отражаются в предметно-развивающей среде и ближайшем окружении ребёнка.

Социально-педагогические факторы включают в себя создание условий, необходимых для развития творческих способностей. Этими условиями являются среда, семья, люди, работающие с детьми.

Главным побудителем творчества является необходимое будущее, значимое для всех и для каждого индивидуально, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме.

В процессе обучения необходимо включать самостоятельный поиск, развивать мыслительные операции, являющиеся инструментами познания.

Известно, что стили семейного воспитания не влияют на проявление творчества, а регулярная похвала снижает качество и лёгкость мышления в достижении новых результатов. Крайнее принуждение, излишняя помощь взрослого снижают гибкость мышления ребёнка. Однако у дошкольников сильная внутренняя мотивация, способная не утрачивать интереса к творческому процессу.

По мнению В. Н. Дружинина, творческое мышление дошкольника формируется под воздействием творческой личности в семье, и создаются условия для подражания ей, и данное поведение подкрепляется воспитательными методами.

Пространство, организованное для детей, может в одном случае быть мощным стимулом их развития, в другом - преградой, мешающей проявить индивидуальность, творческие способности.

По результатам социально-педагогических факторов, влияющих на развитие творческой активности детей дошкольного возраста, выделяют:

во-первых, социальную обстановку, требующую самостоятельного умения решать творчески возникшие проблемы без регламентированной системы воспитания;

во-вторых, создание условий в стремлении детей к самореализации в различных видах творческой деятельности;

в-третьих, систематическую творческую деятельность дошкольников и психолого-педагогическую подготовку в этом вопросе воспитателей.

Выявляют условия значимых структурных компонентов творческой активности личности ребенка:

• направленность на творчество (мотивация);

творческое (дивергентное) мышление и логическое (конвергентное) мышление;

практическое участие старших дошкольников в организации предметной среды детского сада (художественно-оформительская деятельность);

активную творческую деятельностью педагогов, по моделированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

Таким образом, семья, образовательное учреждение призваны сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности. Самостоятельный поиск, мыслительные операции, стремление к нахождению своего места, назначения в социуме предопределяют и формируют развитие творческого потенциала личности.

Публикации по теме:

Презентация, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года. Цель презентации: дальнейшее повышение качества и эффективности патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Основные задачи:.

Визитная карточка воспитателя Сузик Светланы Анатольевны МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: ЖИТЬ В ЛЮБВИ, ДОБРОТЕ И ЗАБОТЕ, Я С ДЕТЬМИ – ЭТИМ СЧАСТЛИВА Я! РАЗРАБОТАЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Методические рекомендации по обеспечению социально-педагогических факторов развития творческой активности дошкольников
Опубликовано: 1 мая 2013 в 22:51
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...