Получи документы

Методические рекомендации к организации работы с дошкольниками по ПДД

Светлана Шершнёва
Методические рекомендации к организации работы с дошкольниками по ПДД

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему в современном обществе. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой в настоящее время, требующей решения самыми эффективными методами.

Работа по изучению правил дорожного движения в детском саду должна проводиться с детьми уже с первой младшей группы. При обучении детей правилам дорожного движения педагоги могут поставить следующие задачи:

- обучение детей безопасному поведению на дорогах;

- воспитание дисциплинированного и сознательного выполнения правил дорожного движения;

Публикация «Методические рекомендации к организации работы с дошкольниками по ПДД» размещена в разделах

- воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте;

- обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

- формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидение опасных ситуаций, умение обходить их.

В младшем дошкольном возрасте мы ставим задачи, соответствующие данному возрасту:

-формирование целостного представления об улице, транспортных средствах, которые окружают ребёнка, с последующим выделением наиболее значимых для обучения правилам дорожного движения ситуаций и объектов;

-формирование представлений о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, о функциональных особенностях предметов, необходимых для игр по правилам дорожного движения;

- обучение познавательным действиям с материалами, необходимыми для организации игр по правилам дорожного движения и ориентировке в пространстве;

-обучение игровым и речевым образным действиям, которые помогают понять и представить элементарные правила поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр («Красный, зелёный свет») с использованием игровых атрибутов (светофор, знаки, руль);

-развитие слухового внимания (сигнал автомобиля, звуки движущегося транспорта и т. д.);

-формирование представлений о труде взрослых;

-обучение отражению в речи содержания выполненных игровых действий (загорелся красный свет – стоять, зелёный - идти и т. д.)

-развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений, способности взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми.

С каждым возрастным этапом мы усложняем эти задачи, расширяем объём и содержание изучаемого материала. В среднем возрасте кроме формирования представлений об улице, транспорте, мы даём детям представление о возможных реакциях собственного тела; определение относительности движения от себя, от объекта в игровой ситуации. Расширяем, уточняем и формируем новые представления о расположении объектов окружающей действительности, об их внешних свойствах, функциональных особенностях предметов и их заместителях.

А в старшем возрасте у дошкольников уже формируем представление об алгоритме поведения на проезжей части дороги. Расширяем и уточняем знания о себе и окружающем мире, необходимые для соблюдения правил дорожного движения. Обогащаем представление детей о возможных ситуациях на улице и учим правильно их решать. Даём возможность самостоятельно создавать игровые ситуации и находить возможные выходы из них, используя свой опыт и полученные знания.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах в детском саду должна проводиться систематически по плану и постоянно в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Она охватывает все виды деятельности, входит во все разделы и направления программы воспитания и развития дошкольника :

- игра;

- организованные формы обучения во время НОД;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- самостоятельная деятельность ребенка;

- художественная литература;

- развитие речи;

- ознакомление с окружающим;

- конструирование;

- изобразительное искусство.

Для наиболее эффективного обучения детей ПДД необходимо создать развивающую среду в групповой комнате, на участке. Игровые модули в соответствии с ФГОС должны быть мобильные и доступные для детей. Любое полученное знание должно закрепляться на практике во время игр, упражнений, проигрывания различных ситуаций, иначе оно или не отложится в памяти или недостаточно закрепится. Дети будут сомневаться в правильности своих действий. Поэтому развивающая среда значительно поможет повысить уровень как теоретических, так и практических знаний у дошкольников. Использование такого метода как «повтор», наблюдение, также поможет закрепить знание ПДД.

Дети с удовольствием помогут сделать необходимые атрибуты для игры. А если эту работу организовать в форме проекта, то к ней можно подключить и родителей и социальных партнёров. Родители примут участие в конкурсах (например, рисунка, изготовление какого-либо муляжа дороги, светофора и т. д., костюмов, газет альбомов и многого другого). Сотрудники ГИБДД проведут встречу с детьми и их родителями, проведут уроки ПДД. Сотрудники музея познакомят детей с историей дорог и транспорта в городе. Школьники покажут театрализованные представления по безопасности поведения на дорогах.

Использование художественной литературы и привлечение в игру сказочных героев повышает у детей интерес и даёт необходимый эффект для полноты знаний о правильном поведении на дорогах, улице и в транспорте. Для закрепления можно использовать учебные мультфильмы, различные виды кукольного театра.

Рассмотрим более подробно в какой деятельности какие формы работы можно использовать :

1. Игровая деятельность.

- Сюжетно-ролевые игры «По дороге в детский сад», «Экскурсия по городу», «Мы - водители», «В автошколе», «Инспектор ДПС».

Цель: развивать у детей умение следовать правилам игры, учить соответствовать выбранной роли, учить распределять роли в соответствии с желаниями ребят, учить договариваться.

- Дидактические игры: «Автобусы», «Кто на чём едет?», «Водители», «Пешеходы», «Светофор», «Весёлый трамвай».

Цель: учить детей различать дорожные знаки; закреплять знания о правилах дорожного движения; расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя на дороге.

- Настольно-печатные игры «На дороге», лото «Профессии», «Мы водители», «Собери автомобиль».

Цель: развивать умение играть сообща, соблюдая правила, развивать речь детей.

- Словесные игры: «Продолжи ряд слов», «Водители», «Кто прав?», «Я - пешеход», «Мы – пассажиры», «Угадай по описанию».

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на дороге, закрепить правила поведения в общественном транспорте, учить составлять предложения и небольшие рассказы, развивать мышление и память.

2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: развивать выразительность речи детей, учить слышать и слушать, учить составлять рассказы по сюжетным картинкам, развивать мышление и расширять словарный запас детей.

- Чтение стихов и небольших рассказов о транспорте и безопасности на дороге.

- Беседы: «Профессия - водитель», «Как переходить улицу», «Игры около дороги», «Правила дорожные», «Что делать, если ты идёшь один».

- Чтение пословиц и поговорок о транспорте и правилах поведения на дороге и в транспорте, загадки.

3. Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: учить импровизировать, слышать музыку и придумывать подходящие движения, учить исполнять танец по показу воспитателя.

- Танец по показу под музыку, песню (например, группы Барбарики «Бибика»).

- Слушание музыки, песен.

4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, учить быть внимательным в работе.

5. Выставка книг в группе «О машинах и не только…»

Цель: прививать любовь к чтению, учить слушать и слышать.

6. Продуктивная деятельность.

- Рисунок: «Машины бывают разные», «Перекрёсток».

- Аппликации: «Грузовик», «Дорога», «Светофор».

- Лепка: «Транспорт», «Автомобиль», «Светофор».

- Коллективная работа «Какие бывают машины».

7. Совместная работа с родителями : коллаж на тему: «Безопасность на дорогах», альбом «Дорожные знаки», газета «Азбука дорожного движения», музей транспортных средств, выставки поделок, связаннных с ПДД, Памятка юного пешехода.

Цель: развивать творческие способности детей, активизировать совместную деятельность детей и родителей, закреплять ПДД.

8. Выставка различных видов автомобилей и спецтехники.

Цель: привлечь внимание детей к различным видам техники и её назначению, расширять кругозор детей, знакомить с различными видами техники.

9. Оформление в группе уголка по правилам дорожного движения.

Публикации по теме:

Проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога и пешеход» По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Знакомим детей с правилами дорожного движенияЗнакомим детей с правилами дорожного движения Ежегодно на дорогах и улицах городов и сел совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации к организации работы с дошкольниками по ПДД
Опубликовано: 6 марта 2015 в 10:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД