Папки-передвижки

Методические рекомендации музыкального руководителя ДОУ при работе с детьми с нарушением зрения.

Елена Диденко
Методические рекомендации музыкального руководителя ДОУ при работе с детьми с нарушением зрения.

ТЕМА И КОЛ-ВО ЧАСОВ

1. День знаний 4

2. Осень 6

3. Мой город, моя страна 4

4. День народного единства 8

5. Новый год 12

6. Зима 8

7. День защитника Отечества 6

8. Международный женский день 4

9. Народная культура и традиции 6

10. Весна 4

11. День Победы 4

12. До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! 6

УСЛОВИЯ ДЛЯ АДАПТАЦИИ

Публикация «Методические рекомендации музыкального руководителя ДОУ при работе с детьми с нарушением зрения,» размещена в разделах

Создание на занятии эмоционально комфортных условий, важно заинтересовать детей музыкальной деятельностью, создавать интересные игровые ситуации.

Педагог должен быть артистичным, увлекать детей собственным примером,чутко реагировать на состояние детей, вовремя переключаясь с одно вида музыкальной деятельности на другой, соблюдать темп занятия относительно особенностей восприятия детей с нарушением зрения. Всё это развивает устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности- пению,музыкально-ритмическому движению, слушанию музыки, музыкальной игре- драматизации,c помощью которых удаётся развивать эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость.

Благодаря специально подобранному репертуару целенаправленному педагогическому воздействию достигается психоэмоциональная коррекция, cоздаются условия для развития музыкальных и творческих способностей детей.

Необходимо заинтересовать детей, собрать их внимание, создать условия максимального комфорта- дать возможность удобно расположиться в зале, сконцентрировать внимание ребёнка на самом себе (снять при помощи специально подобранных упражнений напряжение рук и ног, поработать над осанкой). Речь музыкального руководителя должна быть чёткой, выразительной, не быстрой, задания даются коротко, ясно. Важно сохранять интерес детей к занятию, чтобы дети всё время смотрели на педагога.

Для детей с нарушением зрения очень важны тактильные прикосновения к предметам, частям тела. Поэтому для активизации внимания детей в начале занятия используются различные упражнения с использованием “звучащих жестов” и песенки- распевки. Несложные тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, помогают собрать внимание (“включиться в работу”,снять зажатость, развивают координацию голоса и движения, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Важен подбор песенного репертуара, так как дети с нарушением зрения малоэмоциональны, и для успешного певческого их развития необходимо искать песни, которые совпадают со сферой их интересов, небольшие по объёму, простые и понятные по содержанию и имеют диапазон, совпадающий с речевым. Нужно создать все условия для того, чтобы дети почувствовали свободу в пении, получали от него удовольствие. Детям с нарушением зрения при определённом подходе хорошо удаются инсценировки песен, игры-драматизации. При этом всегда учитывается общий уровень развития группы в целом, степень глазной патологии большинства детей, особенности их внимания, памяти, речевого развития. Уверенным в своих возможностях детям можно поручать сольные выступления,а более зажатых лучше брать в групповые и подгрупповые, постоянно подбадривая и замечая их старания.

Большое внимание при разучивании песен уделяется работе с текстом, объяснению смысла непонятных слов. Так же детям необходим очень качественный показ педагога. Музыкальный руководитель обязан быть артистичным, эмоциональным, ярким, так как разучивание песен требует от детей с нарушением зрения больших усилий и напряжения. Очень важно вовремя заметить начинающееся у детей утомление и “переключить” их на другой вид деятельности, снять напряжение.

Так же полезно совмещение видов деятельности, когда один вид как бы помогает другому. Детям с глазной патологией трудно выполнять несколько действий сразу,это особенно заметно в музыкально-ритмических движениях, в пении с движением, в хороводах. Поэтому большое внимание на занятиях уделяется восприятию музыки с помощью музыкального движения. Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формированию целостности музыкальных образов. Нужно стремиться к свободному движению под музыку, что снимает и эмоциональное напряжение, и развивает интерес к этому виду деятельности. Для развития у детей с нарушением зрения ориентировки в пространстве хорошо применять крупные яркие ориентиры (кубики, обручи,игрушки). Всегда интерес у детей вызывают движения с предметами (игрушками, цветами, ветками и т. д.)Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Меняя предметы в упражнениях,мы, не снижая интереса детей, добиваемся развития долговременной памяти и двигательных навыков. Развивая воображение детей, постепенно в более старшем возрасте вводятся движения с воображаемыми предметами. Для развития пластичности и координации движений с музыкой используются пляски и танцы разных жанров, танцы с сюжетной линией, образно-игровые (танец петрушек, гномов,цветов, матрёшек и многие другие).

Игра на музыкальных инструментах так же очень хорошо способствует развитию музыкального слуха детей с нарушением зрения. С их помощью развиваются чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух. В младшем возрасте в занятия включаются простые шумовые инструменты –погремушки,деревянные ложки, колокольчики, музыкальные молоточки, в более старшем возрасте присоединяются разновысотные треугольники, звуковысотные ксилофоны, металлофоны, народные инструменты. Детский оркестр часто подчёркивает ритмичский рисунок песен, танцев(«танец с бубнами»).Игра в оркестре развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения рук, является хорошим коррекционным упражнением для глаз.

Результативность работы по музыкальному воспитанию и развитию с детьми с нарушением зрения является более высокой при различной организации занятий -групповые, подгрупповые и индивидуальные, продолжительность которых зависит от возраста, самочувствия детей.

Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;

Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);

Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.

Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.

Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.

Располагать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.

В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

Величина раздаточного материала:

Острота зрения - Размер пособий

0,4 и выше - 2 см

0,2-0,3 - 2—3 см

0,05-0,1 - 3-4 см

0,01-0,04 - 4-5 см

При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом:

-в 2-3 ряда, соблюдая окклюзию глаз

-полукругом

-«каре»

- параллельно - справа и слева от воспитателя по одному ряду детей (расходящееся косоглазие - в центре, сходящееся косоглазие. -по краям +соблюдение остроты зрения)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ

Воспитателям:

1. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места.

2. При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего попадании света в глаза.

3. При расходящемся косоглазии место ребенка на занятиях в центре.

4. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру.

5. Темп занятий должен быть снижен.

6. Во время занятий использовать специальную наглядность.

7. При демонстрации цветных изображений использовать яркие, насыщенные, натуральные цвета.

8. Учитывать контрастность фона (чёрно-белый, зелёный, коричневый или оранжевый)

9. Ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.

10. Занятия с детьми, имеющими нарушение зрения проводятся по подгруппам и индивидуально, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную, речевую и зрительную нагрузку с двигательной.

11. Обязательным этапом на занятиях, являются гимнастики для глаз, игры и упражнения на развитие зрительных функций, цветоощущение, цветовосприятие и др.

Родителям:

- Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать.

- Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

- Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются.

- Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется этот предмет?», «Для чего он нужен?».

- Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. (Т. е. на ощупь)

- Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

- Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал)

- Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: «этот мяч большой, а этот маленький»

- Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

- Обратите внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

- Родители должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.

В домашних условиях использовать классическую музыкальную релаксационную программу, в которую входят входят следующие произведения:

А. Вивальди: «Зима»

Ф. Шуберт: «Аве Мария» или 2-я часть 8-й симфонии

И. -С. Бах: «Ария из сюиты №3»или медленные части Браденбургских концертов

В. Беллини : «Каватина Нормы»

Л. ван Бетховен :вторые части фортепьянных сонат 8,14,23

П. Чайковский: анданте контабиле из 5-й симфонии

П. Чайковский: «Июнь» и «Октябрь» из цикла «времена года»

Д. Шостакович: «Романс из к/ф «Овод»

К активирующим настроение музыкальным произведениям относятся:

В. А. Моцарт: первые и третьи части из фортепианных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»

П. И. Чайковский: вальсы из балетов, «На тройке» из «Времён года», отрывок из финала 4-й симфонии

А. Вивальди: «Весна»

С. Прокофьев:1-я часть 1-й симфонии

М. И. Глинка: «Романсы»

Л. Боккерини: «Менуэт»

Кстати, универсальная музыка, которую чаще всего «прописывают больным», -это произведения Моцарта.

Поп-музыка обладает навязчивым ритмом и незаконченностью музыкальных фраз, поэтому дошкольникам не рекомендуется слушать её.

И запомните ещё одно: музыкальная программа не должна затягиваться более чем на 15-20 минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.

В целом музыка развивает навык «вслушивания», способствует развитию фонематического слуха, воображения, фантазии, возникновению положительных эмоций.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Мягкие спортивные модули и спортивный инвентарь

Коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки

Шумовые музыкальные инструменты детского оркестра.

Атрибуты к танцам (листики, цветочки, ленты, салютики, снежинки ярких оттенков разного цвета).

Наличие фортепиано, музыкального центра, аудиозаписей в соответствии с возрастом детей.

Методические пособия

З. Е Агранович «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и

узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших

школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург:»ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 г.

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения» Методические

рекомендации под редакцией Л. А. ДружининойЧелябинск:АЛИМ Издательство

Марины Волковой 2011

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

(для детей с нарушением зрения) под ред. Л. И. Плаксиной. - М. : Издательство

«Город», 1999 г.

15

Г. А. Дивненко «Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением

зрения» : под ред. Ю. А. Афонькиной. Мурманск: МГПИ, 2002 г.

Г. В. Никулина «Охраняем и развиваем зрение».-СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002

г.

Н. М. Пылаева, Т. В. Ахутина «Учимся видеть и называть».- СПб. :

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002 г. ;

А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры в обучении

дошкольников с отклонениями в развитии». – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

2004 г. ;

Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, О. Г. Солнцева «Развитие восприятия у

ребенка». – М. Школьная Пресса, 2007 г. ;

З. П. Малева «Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению – М. : Издательство ПАРАДИГМА, 2011 г.

Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова «Сенсорное восприятие детей с отклонениями в

развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М. : Издаьельство «Книголюб»,

2007 г.

Л. И. Плаксина «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»

.- Калуга: издательство «Адель», 1998 г. ;

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

(для детей с нарушением зрения) под ред. Л. И. Плаксиной. - М. : Издательство

«Экзамен», 2003 г.

Подколзина Е. Н. «Использование наглядности в обучении детей с нарушением

зрения в детском саду и начальной школе!», Ж. «Дефектология», № 6, 2006 г.

Л. А. Ремезова «Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у

дошкольников 3-4 лет. - М. : Школьная Пресса, 2004 г.

Л. А. Ремезова «Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у

дошкольников 5-6 лет. - М. : Школьная Пресса, 2005 г.

Л. А. Ремезова «Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у

дошкольников 6-7 лет. - М. : Школьная Пресса, 2006 г.

Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе

дидактических игр: пособие для учителей-дефектологов. – М. : Гуманитар. изд.

Нотные издания

И. Каплунова,

И. Новоскольцева

«Праздник каждый день»

Изд-во «Композитор Санкт-Петербург» 2007г,

Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От

рождения до школы» Старшая группа под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой

Изд-во Мозайка-Синтез Москва 2015г

И. Каплунова,

И. Новоскольцева

«Праздник шаров»

«Невская нота» Санкт-Петербург 2011г

И. Каплунова,

И. Новоскольцева

«Я живу в России»

Изд-во «Композитор Санкт-Петербург»2006г

А. И. Буренина «Ритмическая мозайка» Санкт-Петербург 200г.

И. Каплунова «Наш весёлый оркестр»

«Невская нота» Санкт-Петербург 2013г

И. Каплунова,

И. Новоскольцева

«Рождественские сказки»

«Невская нота»

Санкт-Петербург 2012г

И. Каплунова,

И. Новоскольцева «Зимняя фантазия»

Невская нота 2011г

И. Каплунова,

И. Новоскольцева

«Весёлые досуги» Невская нота Санкт-Петербург 2011г

Т. С. Овчинникова «Логопедические распевки»

Изд-во Каро Санкт-Петербург 2006г

Л. Б. Гавришева,

Н. В. Нищева «Логопедические распевки»

Изд-во «Детство-Пресс, Санкт-Петербург 2009г

И. Каплунова,

И. Новоскольцева «Умные пальчики», Невская нота Санкт-Петербург 2009г

Г. И. Анисимова «Новые песенки»

Изд-во «Каро» Санкт-Петербург 2008г

Т. А. Переверзева, Н. Н. Гладышева

Игры с разрезными картами (учебно-дидактический комплект по освоению опыта музыкальной деятельности)

Волгоград 2014г

И. Каплунова,

И. Новоскольцева «Как у наших у ворот» Изд-во «Композитор Санкт-Петербург»2003г

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Зимние забавы»

Изд-во «Композитор Санкт-Петербург» 2006г

Публикации по теме:

Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУИнновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ Введение. Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – главная задача педагога, от решения которой зависит будущее процветание.

Использование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияИспользование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность использования осязания для ориентировки в окружающей действительности,.

Педагогические технологии в работе музыкального руководителя в ДОУ Наименование: Примеры: ИКТ - технологии • Электронные презентации, • Слушание музыки • Музыкально-дидактические игры, • использование.

Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,.

Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе музыкального руководителя и логопеда ДОУ Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,.

Рекомендации для родителей для закрепления темы «Домашние животные» с детьми Рекомендации для родителей для закрепления темы домашние животные и домашние птицы. Предложенный материал способствует развитию зрительного.

Рекомендации родителям от музыкального руководителя РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ. Рекомендации музыкального руководителя родителям. Основной формой музыкального воспитания и обучения ребёнка в.

Использование ЭОР в работе музыкального руководителя ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ МУЗЫКАЛЬНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный.

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре детского сад при работе с детьми с нарушением зрения Одним из показателей нормального физического и нейропсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или мелкой моторики.

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физкультуре детского сад при работе с детьми с нарушением зрения Волкова О. А., учитель-дефектолог МКОУ "Школа № 256 для детей с нарушением зрения" г. Ижевск Одним из показателей нормального физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации музыкального руководителя ДОУ при работе с детьми с нарушением зрения.
Опубликовано: 26 марта 2017 в 15:09
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД