МААМ-картинки

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации

Севостьянова Мария Петровна
Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации

Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались этой темой, указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. От того, насколько ребенок и семья подготовлены к детскому учреждению, какие условия созданы в детском саду, зависит течение адаптационного периода.

Публикация «Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации» размещена в разделах

На сегодняшний день, в период введения федеральных государственных образовательных стандартов, в период изменения позиции ребенка в системе дошкольного образования требуется разработка системы комплексной помощи сопровождения процесса адаптации ребенка и семьи к детскому саду.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет задачи современной педагогики – реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего детского возраста как базисной основы всего последующего развития. Раннее детство – начало развития ребенка, и благоприятная социальная среда воспитания, как в условиях семьи, так и в условиях общественного воспитания оказывает самое благоприятное воздействие на адаптацию.

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода может не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей и родителей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

У нас имеются практические материалы, которые разработаны нами и подобранны в процессе написания методических рекомендаций. Они могут оказать помощь педагогам, работающим с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, старшим воспитателям, руководителям дошкольных учреждений при организации работы по приему будущих воспитанников.

В методической рекомендации, мы рассмотрели теоретические аспекты понятия адаптация к дошкольному учреждению. Анализируя литературу по данному вопросу, выделили три периода привыкания ребенка к детскому саду. Это помогло классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая).

Целью практической части нашей работы, было создание системы психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации к условиям детского сада.

Цель была реализована через задачи:

Разработать механизмы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе организации и функционирования адаптационной группы;

Разработать методическое сопровождение при взаимодействии с детьми в рамках функционирования адаптационной группы;

Выстроить алгоритм работы с семьями воспитанников, поступающими в детский сад

Сформировать положительный настрой детей и родителей к детскому саду.

Помочь ребенку в прохождении более легкой адаптации к новым социальным условиям.

Основные направления работы лежат в двух параллелях: взаимодействие с детьми и их семьями.

Новизна методической разработки состоит в организации разностороннего конструктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Детский сад должен стать «открытой» системой для родителей по всем вопросам развития и воспитания ребенка.

Концептуальной основой нашей деятельности являлось обеспечение психофизического благополучия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, как залога успешности его развития в дошкольном и школьном детстве. Система психолого-педагогического сопровождения детей и родителей состоит из трех этапов:

Первый этап – подготовительный. На этом этапе происходит знакомство родителей с жизнью нашего сада. Мы предоставляем подробную информацию о деятельности учреждения (основные направления деятельности, творческие достижения детей, деятельность ДОУ по оздоровлению и т. д.) используем как индивидуальные консультации, так и групповое собрание, которое включает в себя экскурсию по учреждению, дегустацию некоторых блюд из детского меню, знакомство с педагогами группы в виде тренинга.

Период адаптации – трудное время для малыша. Но, в то время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важно организовать взаимодействие педагогов и семьи. С этой целью нами разработано перспективное планирование по сотрудничеству с семьями воспитанников.

Основной этап, и самый главный, начинается с прихода ребенка в группу детского сада. И этот процесс не должен быть спонтанным, поэтому нами было разработано перспективное планирование на адаптационный период для детей 2-го и 3-го года жизни. Развивающая среда в группе так же имеет большое значение, так как способствует возникновению положительных эмоций у детей. Она основана на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов к развивающей предметно-пространственной среде.

На этом этапе адаптация может включать несколько периодов, предложенных психологом Белкиной Ларисой Владимировной.

Заключительный этап начинается, когда ребенок посещает группу по 2-3 часа в день. В этот период родители и воспитатель внимательно следят за его самочувствием, отмечают характер сна, аппетита.

Весь период адаптации детей фиксируется в листах наблюдений, на основе которых мы проводили мониторинг.

Данную систему сопровождения детей в период адаптации к детскому саду мы представили как некую модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни.

Сложность приспособления к новым условиям, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми определяют необходимость сбора информации о ребенке и его окружении, определение социального статуса семьи, психофизического здоровья ребенка. С этой целью было проведено анкетирование родителей.

Система психолого-педагогического мониторинга организации адаптационного процесса в нашем ДОУ была ориентирована на детей и родителей, как участников адаптационного процесса, определяла цели, конкретные методики, условия и сроки проведения мониторинга.

Дети

Родители

Цель мониторинга:

Отслеживание показателей здоровья и психофизического развития детей, вновь поступающих в ДОУ

Выявление уровня отношения семьи вновь поступающих детей к организации работы ДОУ по успешной адаптации детей (условиям адаптации ребенка в группе, готовности к сотрудничеству)

Методики:

Заполнение листов адаптации (Приложение № 8)

Анкета

«Расскажите нам о своем малыше»,

самоанализ "Как мой ребенок привыкал к детскому саду»

Условия проведения:

Личностно-ориентированное общение, свободная деятельность детей, естественные условия пребывания,

достаточная предметно-пространственная, развивающая среда,

Доверительные партнерские отношения, общение на равных, заинтересованность родителей

Сроки:

март-август

март-август

Результатами работы ДОУ по организации психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации к условиям детского сада стали следующие выводы.

Прослеживается динамика в увеличении количества детей с легкой степенью адаптации и снижение процента детей с тяжелой степенью адаптации.

2013 год 2014 год

легкая степень 24% 52.8%

средняя степень 47,2% 42, %

тяжелая степень 28,8 % 4,8%

Полученные результаты дают основание для разработки индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов с целью сохранения психофизического здоровья детей.

2. Возросла заинтересованность родителей к работе педагогов адаптационной группы :

2013 год – 91,2%

2014 год – 100%

Работа по взаимодействию с семьей в адаптационный период является фундаментом для установления доверительных партнерских отношений в дальнейшем.

Таким образом, созданная нами методическая рекомендация помогает стремиться к тому, чтобы ребенок справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, стараемся предупреждать проявления тяжелой адаптации, последствия которой непосредственно отражаются на здоровье и развитии ребенка.

В целом деятельность педагогического коллектива по организации взаимодействия с вновь поступающими детьми и их родителямиспособствовала повышению имиджа ДОУ среди других дошкольных учреждений.

Публикации по теме:

Из опыта организации лекотеки. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть I) часть 2 часть 3 Разработал воспитатель Гульняшкина Ирина Николаевна Цель: создание условий, направленных на сохранение психического и физического.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть II) часть 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП Задачи этапа по работе с детьми: -сохранение физического и психического здоровья детей; -обеспечение условий.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей Особенности моделирования программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения коммуникативной и когнитивной функций.

План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ноо План психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО: Содержание деятельности Срок проведения Ответственный Результат 1. Психолого-педагогическая.

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…» Пояснительная записка Данная работа имеет своей целью изучить и обобщить теоретический материал по проблеме адаптации детей раннего возраста.

Программа психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста Одним из главных условий развития ребенка как личности, является его умение общаться с другими людьми, т. к. это залог успешности коммуникативного.

Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 1 Почти во всех делах самое трудное - начало. (Ж. -Ж. Руссо). Каждый новый этап жизни приносит человеку множество страхов перед неизведанным.

Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 6–7 лет к условиям школьного обучения». Часть 2 3. Психологический комфорт. Современные исследователи сходятся во мнении, что динамичный мир, который полон н неожиданностей, постоянных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации
Опубликовано: 29 июля 2015 в 08:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД