МААМ-картинки

Методические рекомендации по организации игровой деятельности в ДОУ

Светлана Сухарева
Методические рекомендации по организации игровой деятельности в ДОУ

Методические рекомендации

по организации игровой деятельности

в дошкольном образовательном учреждении

Выполнил: Сухарева Светлана Анатольевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26

«Колосок» г. Мичуринска Тамбовской области

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Значение игры в жизни дошкольника…. с. 1

Характеристика подвижной игры…. с. 2

Методические рекомендации по организации подвижных игр…. с. 3

Методика проведения подвижных игр…. с. 5

Планирование подвижных игр…. с. 7

Дозировка нагрузки в процессе игры… с. 8

Публикация «Методические рекомендации по организации игровой деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Подвижная игра – незаменимое

средство развития ребёнка.

Е. А. Аркин

1. Значение игры в жизни дошкольника

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе общих требований Федерального Государственного образовательного стандарта. Целями современного начального образования является:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности участников образовательного процесса, обеспечение их эмоционального благополучия.

- развитие ребёнка как субъекта отношения с миром, людьми, самим собой, успешной самореализации в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.

Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отображает мир мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Эти игры считаются универсальными и незаменимым средством физического воспитания. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра способна у каждого независимо от возраста, вызвать сильное эмоциональное переживание. Игра сокрушает преграды между людьми. Игра даёт возможность найти общий язык между людьми. Наконец, игра растит человека, расширяет его кругозор, формирует творческие способности, развивает их.

Игра, игровая деятельность – составные элементы воспитательных технологий.

1

И каждый опытный педагог, опытный воспитатель знает : там где не используются эти составляющие, нет живого, боевого, способного к самостоятельным действиям и самостоятельной мысли детского коллектива.

2. Характеристика подвижной игры.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребёнка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать,

2

помогать друг другу.

Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность; овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определённой последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры как средство физического воспитания способствует оздоровлению ребёнка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребёнка.

3. Методические рекомендации по организации подвижных игр.

При назначении игр необходимо учитывать возраст детей, их здоровье, уровень физического и умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.

При определении величины нагрузки подвижной игры нужно учитывать не только физическую сторону, но и степень эмоциональной насыщенности игры.

Нельзя допускать большое число участников игры в группе ослабленных и маленьких детей. Это лишает их быть активными в игре, а взрослых осуществлять контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.

Не рекомендуется подводить итоги соревнования, эстафет непосредственно после их окончания из-за резкой смены возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка статическим (во время объяснения педагогом). Это может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно-

3

сосудистой системы и весь организм ослабленного ребенка. Поэтому по окончании соревнований, перед подведением итогов рекомендуется проводить с детьми игры малой подвижности или упражнения, направленные на релаксацию организма.

Необходимо правильно расставлять детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя давать в игре активные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в роли «судей»).

Необходимо поощрять правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.

При распределении роли в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора руководителя должен быть негромкий, строгий; с тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым, придавая им бодрость и уверенность в своих силах.

Необходимо правильно оценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Например, иногда поощряется ненужное честолюбие у ребенка возбудимого, всегда желающего быть первым, неправильно уступать его просьбам и давать ему подряд активные роли в игре в ущерб малоактивным детям. (Иногда чересчур активные дети только производят впечатление активных. Среди них нередко встречаются суетливые, возбудимые дети, бегающие без всякой цели и мешающие выполнению правил игры).

Нежелательно концентрировать внимание группы детей на успехах в игре застенчивого ребенка с целью его поощрения, что нередко ведет к обратному нежелательному результату: ребенок теряется, замыкается. Такого ребенка хвалить надо тихо, без свидетелей. Необходимо обращать внимание на внешний вид ребенка: аккуратность в одежде, наличие носового платка, чистоту лица,

4

шеи, ушей, носа (перед занятием дети должны очистить нос от слизи).

Нельзя предлагать подряд игры, требующие длительного сосредоточенного внимания детей, или нагрузки на одни и те же мышечные группы, или тренировки одного и того же навыка, что приводит к быстрому утомлению ребенка.

При объяснении игры дети должны хорошо видеть и слышать воспитателя. Назвать цель игры, рассказать о ходе и правилах. Если в игре много правил, то некоторые из них можно опустить при объяснении, и рассказать о них в процессе игры.

Сначала провести репетицию игры, не засчитывая результат. Начинать игру организованно, по сигналу.

Между игроками должны быть здоровые, дружеские отношения. Особое внимание уделять детям, с которыми не хотят играть.

Необходимо дозировать физические упражнения, чередуя нагрузки с отдыхом. Объясняя результаты, мотивируйте их.

Во время игры необходимо соблюдать технику безопасности.

4. Методика проведения подвижных игр (старш. дошк. возр.)

Организационный.

Заинтересовывающий.

Объяснение педагогом правил игры.

Вопросы к детям на закрепление правил игры.

Распределение ролей (по желанию, считалки, жеребьёвки и т. д.)

Руководство игрой.

Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точного размера площади, также варьируется и инвентарь.

Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными, которые чаще

5

всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики»,

катание обруча). Особое педагогическое значение имеют коллективные игры, в которых участвуют группы играющих.

В деятельности построенной по типу «совместно – дружно - вместе», а по типу «радом, рядом, но не в месте», складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи- основа коллективизма и товарищества.

1 класс- игры, возникающие по инициативе самих детей.

2 класс- игры, возникающие по инициативе взрослого.

3 класс- так называемые традиционные или народные игры.

Подвижные игры классифицируются:

- по степени подвижности ребё нка в игре:

Игры малой подвижности Игры средней подвижности Игры большой подвижности

- по видам движений:

Игры с бегом Игры с прыжками Игры с метанием Игры с передачей мяча

Игры с ловлей мяча Игры сопротивления Игры с лазанием Игры с перелезанием

- по содержанию:

Подвижные игры с правилами Спортивные игры

Подвижные игры с правилами:

Сюжетные Несюжетные

Спортивные игры:

Баскетбол Городки Настольный теннис Хоккей Футбол

6

Подвижные игры.

С элементами гимнастики С элементами спортивных игр С элементами народных игр

5. Планирование подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Месяц Утро Прогулка Вечер

Сентябрь Карусель

Мы весёлые ребята

Чьё звено скорее соберётся

Удочка Школа мяча

Кто скорее до флажка

Пожарные на учении

Лягушки Охотники, зайцы и собаки

Гуси

Лови скорее

Золотые ворота

Октябрь Чёрное и белое

Чудесный шарик

Мы физкультурники

Успей пробежать Кто быстрее

Метко в цель

Забей гол

Пингвин с мячом Мышеловка

Не оставайся на полу

Накинь кольцо

Сделай фигуру

Ноябрь День и ночь

Найди и промолчи

Море волнуется

Бездомный заяц Лошади

Олени

Стоп!

Попади в цель Городки

Попрыгунчики

Волк и овцы

Третий лишний

Декабрь У кого мяч

Перетягивание каната

Пустое место

Из обруча в обруч Два Мороза

Иголочка, ниточка, узелочек

Эстафета на одной лыже

Охотники и зайцы Кто пришёл

Мяч по кругу

Льдинки

Молчанка

Январь Гуси – лебеди

Найди своё место

Успей пробежать

Хитрая лиса

Пастух и стадо

Кто скорее

Катание по ледяным дорожкам

Попади в цель Ключи

Гонка мячей по кругу

Найди свою пару

Не задень!

Февраль Чья пара сделает лучше?

Вызов номеров

Караси и щука

Совушка Кто дальше

Пробеги и не сбей

Шире шаг

Снежные круги Хоккеисты

Затейники

Кто больше соберёт

Смешинка

Март

Апрель

Май Горелки

Невод

Передал – садись

Угадай, чей голосок?

Пустое место

Волк во рву

Городки

Сбей кеглю

Спрячь руки за спину

Рыбаки и рыбки

Найди, где спрятано

Уголки

Мячом в цель

Быстрей по местам

Ручеек

Хоровод

Паук и мухи

Перелёт птиц

Лови мяч

Жмурки

Ключи

Салки с ленточками

Пожарные на учении

Сумей промолчать

Перебежки

Белки в лесу

Кого хочешь, выбирай

Путешествие

Кто раньше дойдёт до середины

Перемени предмет

Классы

Краски

Меткий стрелок

Выше ножки от земли

6. Дозировка нагрузки в процессе игры

Обязанность воспитателя — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности детей.

Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы: 1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры. 2. Увеличить или уменьшить размеры площадки. 3. Усложнить или упростить правила игры. 4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера. 5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т. д.

Конечно же, при проведении подвижных игр воспитателю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Воспитатель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые

8

вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом.

Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры — это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений.

Интенсивные игры следует чередовать с менее интенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего утомления. Поэтому воспитатель не должен полагаться на их самочувствие. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось «отыграться». Удалять из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки.

Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре.

Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать внимание на состояние погоды.

9

Физиологическое воздействие движений на организм увеличивается во время

занятий на воздухе.

В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать играющим большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными. Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром темпе, если же они в теплых костюмах, — интенсивность должна быть меньшей, чтобы не простудить детей. Таким образом, подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и интенсивности нагрузки занятия в целом.

10

Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром темпе, если же они в теплых костюмах, — интенсивность должна быть меньшей, чтобы не простудить детей. Таким образом, подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и интенсивности нагрузки занятия в целом.

Подвижная игра – также составляющая основной части физкультурного занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем возрасте целесообразно организовывать подвижные игры для развития умственных способностей детей.

Без праздника с элементами спортивных игр и развлечений невозможно представить повседневную деятельность современного детского сада. Тем более поводов для проведения подобных мероприятий существует предостаточно, а проходить они могут и в зале, и на улице. Регулярное

11

проведение спортивных праздников и игр под руководством и с участием взрослых поможет выработать у детей потребность заниматься подвижными играми самостоятельно. Помимо того праздники, в ходе которых они представлены, имеют оздоровительное значение они ещё несут воспитательную и образовательную нагрузку. Общеизвестно, что участие детей в таких мероприятиях улучшает их физическое развитие, благотворно воздействует на их нервную, а также сердечно - сосудистую и дыхательную системы, укрепляет здоровье. Почти в каждой игре, входящей в состав того или иного праздника, присутствуют такие доступные всем действия, как бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В ходе мероприятия с увлекательной смысловой задачей и направленностью воспитываются основные физические качества ребёнка, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются его разнообразные двигательные навыки и умения.

Руководствуясь данными методическими рекомендациями, воспитатели смогут полностью раскрыть свои творческие способности. Повышение уровня профессионального мастерства каждого воспитателя, умение анализировать свою работу, творчески подходить к выбору методов воспитания, естественно, улучшит воспитательно-образовательную деятельность дошкольных учреждений. На пятачке игры пересекаются многие педагогические проблемы. Это взаимоотношение воспитателя и детей, личности и коллектива, дисциплина, эмоциональная атмосфера, интерес к конкретному делу и к

творческой деятельности вообще. Хотите решить эти проблемы? Давайте играть!

12

Информационные источники:

1. Адашкявичене Э. Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». Кн. Для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1992.

2. Давыдова М. А. «Спортивные мероприятия для дошкольников:4-7 лет». М. : ВАКО, 2007.

3. Осокина Т. И. и др. «Игры и развлечения детей на воздухе». М. Просвещение, 1983.

4. Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр». Для работы с детьми 2-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2011.

5. Фомина А. И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы. М. - Просвещение, 1984.

6. Яковлев В. Г., Ратников В. П. «Подвижные игры». Учебное пособие для студентов фак. Фик. воспитания пед. ин - тов. М., «Просвещение», 1977.

Публикации по теме:

Мои достижения. Сузик Светлана Анатольевна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида №9 "Оленёнок".

Рекомендации для педагогов Рекомендации для педагогов по оптимизации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении Вопрос организации игровой деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации игровой деятельности в ДОУ
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 07:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД