Папки-передвижки

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ

Елена Пак
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ

Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Публикация «Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах

Выдающийся советский педагог Надежда Константиновна Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается игра, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

В последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают сегодня из детства. Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками.

Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, и красках, в играх. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Весёлые игры – это наше детство. Все мы помним прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли, кто придумал эти игры? Так же как сказки и песни, игры создал народ.

Игра – непременный спутник детства. Игра, — говорил А. М. Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа. Посредством народной игры входит в социум, осваивает нравственный, трудовой и эстетический опыт предыдущих поколений. Она связана с песней, плясками, потешками, загадками, сказками

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Возраст играющих.

2. Место для проведения игр.

3. Количество участников игры.

4. Наличие инвентаря для игр.

В большинство народных игр играют на свежем воздухе. Игры эти очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Поэтому они отлично закаляют тело и душу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека.

Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так. как их воспитывали в далекие времена. но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно и полезно.

Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры в целом. Необходимо использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей, поочередно включая подвижные, словесные, хороводные.

Условная классификация народных игр :

В классификации С. Л. Новоселовой народные игры выделены в отдельный, 3 класс игр; они подразделяются:

* на обрядовые (культовые, семейные, сезонные);

* тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные);

* досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развивающие).

Задачи:

* развивать у детей эмоционально активное отношение, действенный интерес к русским, башкирским, татарским народным играм. Создавать условия для проявления детской игровой культуры.

* обогащать интеллектуально- информационную сферу ребенка знанием правил многих народных игр, основ истории и культуры России, Башкортостана, Татарстана;

* способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона, используя в качестве основы идеи народной педагогики, создавая условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.

Оптимальной формой планирования является перспективный план использования народных игр. При планировании педагог может конкретизировать воспитательные, развивающие задачи, исходя из особенностей игры.

С учетом демографических данных в Уральском регионе проживает большой процент представителей русской, башкирской, татарской национальности. Поэтому игры данных народов необходимо использовать в образовательном процессе.

В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут использоваться такие игры, как: игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца- вкладыши и др., подвижные игры, изредка хороводные.

Начинать в младших группах в сентябре возможно с использования в основном русских народных игр-забав на занятиях по сенсорике, привязывая это содержание к идее народной педагогики - идее космологического устройства мира, взаимосвязи человека с природой, бережного отношения к природе. Подойдут игры-забавы: " Галки летят", "Пекарь", "Дыбки" и др.

В блоке совместной деятельности воспитателя и детей возможно использование подвижных игр ("Маленькие ножки - большие ноги"). Работа с малышами требует многократного повторения (до 5-10 повторений, поэтому в младших группах присутствует малое количество народных игр, преимущественно русских, так как малыши других национальностей чаще всего русскоговорящие. В случае если по количеству детей башкирской, татарской национальности в группе больше, чем русских, возможно и в младшем возрасте использовать татарские, башкирские народные игры.

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр : "Городки", "Серсо", " Лапта", «Колечко», «Баба Яга», «Подкиды». В сентябре рекомендуется провести несколько занятий по знакомству с культурой и историей, в том числе и с играми России, Башкортостана, Татарстана.

В старших группах дети могут являться активными участниками народных праздников : Осенины, Сумбуля, Масленица, Сабантуй и другие, сценарии которых включают народные игры.

Желательно организовать вечер интересных встреч с бабушками, дедушками разных национальностей, которые расскажут и покажут элементы культуры народа, в том числе и игры.

Со старшими дошкольниками возможно организовать конкурсы, соревнования "Кто больше знает народных игр", "Кто больше знает считалок", предложить детям самостоятельно придумать, как усложнить правила в народных играх, изготовить совместно атрибуты к играм. Необходимо включать игры, которые встречаются в данном регионе.

Развлечения по народным играм

Такие забавы — отличный способ организовать досуг в детском саду, что позволяет сплотить малышей, выявить их лидерские качества, и, что самое важное, организовать интересное времяпрепровождение. При этом игры могут быть частью учебно-воспитательного процесса, о чём уже упоминалось, а могут использоваться в качестве :

• способа скоротать время до обеда, если из-за погоды не ходили на улицу или не было занятий;

• составной части тематического праздника (например, «День Ивана Купалы», «Праздник берёзки» и пр.);

• перехода от одного вида работы к другому (от занятий по изучению окружающего мира к музыкальному);

• элемента утренника;

• номера для конкурса на лучший проект по народным играм;

• компонента фестиваля народных игр и пр.

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.

Публикации по теме:

Пальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми Пальчиковый театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Это могут быть просто отдельные куколки, животные,.

Пальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьмиПальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми "Пальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми" Название, вид театра: пальчиковый театр на.

Картотека кейсов-ситуаций по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОО КАРТОТЕКА КЕЙСОВ-СИТУАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО Старший воспитатель МАДОУ детский сад №11 г. Павлово Казакова.

Методические рекомендации по использованию приемов сказкотерапии в работе с детьми «Нам взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы.

Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий,.

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Сохранение и укрепление здоровья, как на логопедических занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей, поскольку они соматически.

Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении. Календарное планирование.

Методические рекомендации по созданию и использованию презентаций по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по созданию и использованию мультимедийных презентаций для формирования монологической речи у детей старшего дошкольного.

Методические рекомендации «Технология сотрудничества в образовательном процессе ДОУ» Требования к организации совместной деятельности дошкольников: МЛАДШАЯ ГРУППА 1) Занятия по организации начальных форм сотрудничества проводятся,.

Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании Рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашнем воспитании. Рекомендации для родителей: • Упражнять по развитию мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 07:39
+168Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 77.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД