Лучший педагог года

Методические рекомендации по обучению детей пению на примере кубанских и русских народных песен

Валентина Кузьмичева
Методические рекомендации по обучению детей пению на примере кубанских и русских народных песен

В процессе реализации поставленных задач я, как педагог дополнительного образования, часто сталкиваюсь с проблемой выбора методов и форм развития ребенка, обеспечения максимально комфортных условий для занятий с детьми и, в то же время, поиска наиболее эффективных способов достижения результатов. Как научить ребенка тонко воспринимать и эмоционально исполнять песню, как передать и раскрыть художественный образ кубанской народной песни, заинтересовать детей ее содержанием, характером и пробудить желание выучить песню и исполнять ее.

Публикация «Методические рекомендации по обучению детей пению на примере кубанских и русских народных песен» размещена в разделах

Для реализации этих задач необходимы следующие условия:

1. Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого

объема упражнений, музыкально-дидактических игр, песенного

репертуара, а также подбор материала, позволяющего решать большой

круг разнообразных задач.

2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе

разучивания кубанских и русских народных песен.

3. Выбор оптимальной системы работы с детьми.

4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение

поставленных задач.

Рассмотрим каждое условие более подробно. Говоря об использовании интенсивных методов, имеется в виду увеличение времени занятий пением, т. е. активизацию певческой активности на протяжении всего пребывания в детском саду (на занятиях, между занятиями, на прогулке в теплое время года, в свободной детской деятельности). Другими словами, чтобы научиться петь, надо уделять этому больше времени. Но если этот процесс не сделать радостным, привлекательным для детей, то, скорее всего, он превратится в нудное заучивание. Важно так организовать детскую деятельность и сделать подбор песен, которые бы решали одновременно много разных задач. Например, исполнение песен Кубанского казачьего хора развивает вкус, воспитывает эстетические потребности. Музыкальный образ и характер исполнения развивают фантазию и творческое воображение.

Но для успешной реализации таких задач необходимо обеспечить психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение. Поэтому я не делаю замечаний вслух, а наоборот, подбадриваю их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным способностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал сложный, то он, как правило, не принимается.

Я стремлюсь сделать привлекательным процесс детской деятельности путем подбора ярких песен, оригинальных движений, вызывающих у детей эмоциональный отклик.

Следующее условие – выбор оптимальной системы работы с детьми. Материал, предполагающий усвоение различных упражнений для развития голоса, слуха, памяти, предлагаю в доступной или игровой форме, исполняю сначала сама или использую запись исполнения песни, разучиваю с детьми, а затем этот материал (попевки, чистоговорки, музыкально-дидактические игры, упражнения) используется во всех режимных моментах. При этом ставится задача подведения ребенка к выразительному, самостоятельному исполнению.

И последнее условие – согласованность действий педагогов, использование репертуара в разных формах работы, а также единство в подходах и требованиях. Педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих мероприятиях непосредственно образовательной деятельности один и тот же материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, кубановедению, народному творчеству и т. д.)

Такая система работы способствует достижению следующих результатов:

- дети легко и свободно исполняют народные песни, передавая художественный образ;

- процесс разучивания нового репертуара занимает меньше времени;

- дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.

Еще одним преимуществом использования такой системы является то, что значительно меньше тратится времени на разучивание репертуара, а больше отводится времени на эмоциональное развитие образа в песне, на выражение характера и исполнительское мастерство.

Многие взрослые незаинтересованно относятся к перспективе обучения своих детей пению, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух – центральное ядро всей системы музыкальных способностей. Во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей; во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех разный, от очень слабого до абсолютного; и, наконец, музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать.

По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов, врачей-фониаторов «решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике», то есть пению.

«Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования музыкального слуха и памяти» (В. В. Каменский).

Для того чтобы у детей не пропал интерес к пению, необходимо использовать игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Проводятся игры разных видов: музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно-ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты. Для наибольшей продуктивности использования навыков по обучению пению существует шесть правил:

- заниматься на занятии многим понемногу: упражнение или выполнение задания не должно длиться более 3-5 минут;

- использовать язык жестов, мимики, т. е. учить детей понимать без слов, что повышает уровень внимания, чуткость, решает вопросы дисциплины;

- не проводить долгое время с детьми только сидя, только стоя или в движении; чередовать виды действий, согласно намеченному плану;

- варьировать выполнение заданий детьми: по одному, вместе, дуэтом, трио, использовать элементы конкурса, соревнования;

- уважать детей, использовать принципы партнерства, быть активным участником всех действий, включенных в задание. Это позволит педагогу повысить уровень мотивации детей к автономным действиям;

- шутить на занятии, хвалить детей, не критиковать неудачное исполнение, а улучшать его своими полезными предложениями.

Основные качества детского голоса — легкость и звонкость.

Детский хор — это унисонный ансамбль. Это одноголосный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, метроритмическое и темповое слияние голосов.

Хоровой ансамбль — это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов хорового звучания. Хоровое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого исполнителя согласовывать свой голос с общей звучностью. Хоровое пение — творчество коллективное, элементы хоровой звучности совершенствуются только в результате коллективной работы.

Манера народного пения тесно связана с живой народной речью. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжения, «скаты», призвуки, красочная игра слова, растягивание слова на добавочные гласные, повторы слогов, разрыв слов, вставные междометия и многое другое. Передать детям подлинно народную манеру исполнения, всю образность речи и напева является первым условием правдивости исполнения. Необходимо заботиться даже в традиционном фольклоре о манере звукообразования, особенностях местного говора. Народное пение близко к разговорной речи. Поэтому Л. Шамина рекомендует : «. артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остается там же, что и в разговорной речи, то есть во время пения необходимо сохранять строго разговорное положение рта, не делать ничего лишнего. Чтобы это получалось, следует поупражняться, например :

а) проговаривать конкретную фразу в разговорной манере;

б) проговаривать эту же фразу нараспев медленнее, следя за артикуляцией и положением рта соответственно разговорному;

в) проговаривать ту же фразу нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука опять же был разговорным, идущим от слова, и чтобы не было попыток выталкивать звук горлом;

г) наконец, петь мелодию песни, однако при этом сохраняя разговорный посыл звука. Если это не получается, полезно время от времени переходить на разговорную интонацию.

Детям свойственна импровизация. Речевые игры – наиболее доступная предпосылка к импровизации. Словесная фантазийная игра выражается в добавлении нового слова или строчки для создания версии стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели. Дети составляют комбинации из цепочки слов, ритмично произносят текст на фоне звучащей музыки ("Снежный ком", "Рифмы", "Веселые стихи").

Средством развития творческой деятельности дошкольников являются, например, такие задания, как сочинение мелодии в заданном жанре и на заданный текст. Дети представляют себе, что они стали настоящими композиторами. Ноты последней части припева песни потерялись, и им нужно закончить произведение. Можно также предложить сочинить колыбельную, плясовую на слог "ля", марш на слог "тра-та-та", придумать ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах.

Итогом творческого решения является выразительное исполнение дошкольниками сочинения. При оценке выполненного задания необходимо учитывать степень понимания музыкального образа, стремление к совершенствованию композиции в процессе сочинения, способность "автора" выразительно ее повторить.

Продуктивны творческие игры, например, "Эхо", когда один ребенок напевает свое имя, а остальные хором повторяют. Можно предложить детям закончить знакомую им мелодию небольшой фразой. Взрослый поет: "Где обедал воробей?", а ребенок придумывает музыкальный ответ.

Работа над вокальной импровизацией проходит через все виды занятий: фронтальные, тематические, интегрированные, игровые, на которых дети закрепляют знания, полученные на музыкальных и хоровых занятиях. Такая вариативность, отход от стереотипной структуры придают им живость, непосредственность. В процессе интеграции важно стимулировать рефлексию, что происходит по ходу ролевой игры, театрально-музыкальной импровизации, инсценирования, изобразительной деятельности. Это дает возможность отследить, в каком творческом самовыражении свободнее акцентируется ребенок, обеспечить личностно ориентированный подход в рамках разных видов детской деятельности. Наиболее интересные импровизации педагог может повторить и разучить со всеми воспитанниками.

Кроме развития умения импровизировать на занятиях вокального кружка дошкольники придумывают игры или переводят обычные игры в музыкальные (например, "Испорченный телефон", "Гуси-лебеди" и др.). Выполняют различные музыкальные задания ("Ищем таланты", "Концерт по заявкам", "Угадай песенку", "Музыкальное занятие"). А также знакомятся с произведениями классической вокальной музыки, выполняют движения вместе с пением.

Работа над развитием вокально-певческих навыков дошкольников требует от специалистов профессионализма, постоянного самообразования и определенных индивидуальных особенностей: динамичности, спонтанности, эмоциональной наполненности. Преемственность в педагогическом сотрудничестве – залог успеха в развитии творческих способностей детей.

Эффективно развивать творческие способности детей можно только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку знания, которые ребенок получает в детском саду, должны найти применение в условиях семьи. Отчетные концерты в Дни открытых дверей помогают родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, оценить его творческие умения. И тогда папы и мамы начинают больше внимания уделять вопросам музыкально-творческого воспитания в семье, интересоваться, есть ли у ребенка способности к творчеству, нужно ли учить его петь, сочинять мелодии. Найти ответы на них им помогают беседы и блиц-консультации музыкального руководителя.

Публикации по теме:

«Методические рекомендации по обучению сюжетно-ролевой игре детей с нарушением интеллекта» Овладение ребенком с отклонениями в интеллектуальном развитии прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого.

Картотека кубанских народных игр. Игровая деятельность - главная в дошкольном мире. Среди множества игр, народные игры занимают особое место. Они имеют многовековую историю,.

Кирилов С. Б. Самоучитель по гитарному аккомпанементу и пению под гитару на примере песен бардов-классиков. Данный самоучитель представляет собой учебное пособие для обучения детей и подростков гитарному аккомпанементу и пению под гитару. В его.

Конспект итогового занятия по основам безопасности жизнедеятельности на примере героев русских народных сказок КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ по основам безопасности жизнедеятельности на примере героев русских народных сказок НА ТЕМУ: «Путешествие по.

Конспект занятия по вокально-хоровому пению «Дыхание, артикуляция. Разучивание новогодних песен» Государственное областное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 19 г. Тайшета» Конспект.

Методические рекомендации педагогам ДОУ и родителям по обучению детей шахматной игре. 1. С чего следует начинать обучение шахматной игре? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием.

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР формированию лексико-грамматических категорий имён существительных Словарный запас детей с ОНР в значительной мере состоит из имен существительных. Уточнение значений слов и расширение словаря является важной.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры) Дидактические игры, задания и упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий имен прилагательных у детей с ОНР.

Методические рекомендации при подготовке проектов по изучению русских народных инструментов Методические рекомендации по подготовке проектов по изучению русских народных инструментов, включают в себя обучение основы техники игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по обучению детей пению на примере кубанских и русских народных песен
Опубликовано: 23 января 2017 в 19:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД