Методические рекомендации по обучению плаванию детей с нарушением осанки (кружковая работа). Пояснительная записка

Людмила Пунда
Методические рекомендации по обучению плаванию детей с нарушением осанки (кружковая работа). Пояснительная записка

Перспективный план. Структура занятий

Примерные комплексы упражнений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17» компенсирующего вида

Методические рекомендации по обучению плаванию

детей с нарушением осанки.

(Кружковая работа)

Разработал:

Пунда Людмила Ивановна,

инструктор по плаванию,

высшей квалификационной категории

МБ ДОУ «Детский сад № 17»

г. Новокузнецк

Методические рекомендации содержат методику работы по проведению коррекционных занятий плаванием с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением осанки в условиях дошкольного образовательного учреждения. Главным критерием отбора в кружок является умение лежать и скользить по воде.

Действие данной разработки направлено на восстановление правильного положения тела, возможное исправление деформации, улучшение функции сердечно – сосудистой и дыхательных систем, укрепление мышц туловища и конечностей; укрепление мышц спины и наращивание мышечного корсета; коррекцию плоскостопия; развитие координации движений; возрастание силовой выносливости мышц; овладение техникой плавания. Рекомендуется инструкторам по физической и лечебной физкультуре.

Увеличение количества детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, слабость мышечного корсета, требует профилактической работы в условиях ДОУ, а соответственно наличие такой разработки для проведения кружковой работы детьми имеющими нарушение осанки.

Первой составной частью профилактической работы является раннее выявление нарушения осанки и прогнозирование течения, второй же – специализированная помощь на всех этапах до окончания роста скелета. Основная цель профилактической работы – не допустить прогрессирования нарушения осанки и по мере возможности добиться коррекции деформации. Основой комплексной профилактики нарушения осанки является режим разгрузки позвоночника. На фоне режима разгрузки позвоночника осуществляются меры по укреплению мышечной системы, воспитанию правильной осанки.

Вторая составная часть профилактической работы с нарушением осанки – создание «мышечного корсета» – осуществляется с помощью лечебной физкультуры и лечебного плавания.

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально – волевых качеств. Оно имеет большое оздоровительно – гигиеническое, лечебное, воспитательное, эмоциональное и прикладное значение.

Оздоровительно – гигиеническое значение его состоит не только в воздействии физических упражнениях на организм ребёнка, но и благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплорегуляцию, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной ёмкости лёгких.

Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении нарушения осанки у детей. Оно является одним из важных звеньев профилактики и лечения. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

Воспитательное значение плавания во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у занимающихся детей чувства коллективизма, сознательной дисциплины и организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряжённости у детей, создании оптимистического настроения.

Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать и умения оказать помощь на воде.

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки как один из способов профилактического и лечебного комплекса воздействия на осанку ребёнка. Одним из способов профилактики и комплексного воздействия на нарушение осанки является реализация коррекционной методики по обучению детей плаванию.

Цель: использование коррекционных мероприятий направленных на профилактику нарушения осанки посредством плавания.

Для реализации данной цели в процессе занятий необходимо наметить и выполнить ряд важных задач:

• формировать правильную осанку;

• создать благоприятные физиологические условия для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;

• научить плавать брассом и кролем;

• научить правильно дышать во время плавания;

• укрепить мышцы спины, создавая мышечный корсет;

• развивать координацию движений;

• осуществлять профилактику плоскостопия;

• воспитывать волевые качества;

• создавать оптимистическое настроение на занятии.

Процесс обучения плаванию необходимо строить так, чтобы ребёнок учился познавать окружающий мир, приобретал необходимые в жизни знания и навыки. Множество явлений, казалось бы не имеющих никакого отношения к изучаемым способам передвижения в воде, являются фундаментом для овладения специальными навыками плавания как физического действия. Физические упражнения следует использовать не только для укрепления здоровья детей, формирования движений, двигательных навыков и физических качеств, но и для развития и совершенствования познавательной деятельности. Сделать это можно с помощью методов:

• словесного - объяснение, рассказ, беседа, замечание, команда, указание, подсчет, напоминания, анализ;

• наглядного - показ упражнения с объяснением, показ пособий, сигналы жестом, зрительные и звуковые ориентиры, имитация;

• практического - упражнения, изучение движений в целом и по частям, многократные повторения, игры, соревнования.

и приёмов:

• облегчение условий плавания (поперёк бассейна);

• усложнение (только руками, только ногами, доска в вертикальном положении, и т. д.);

• выполнение упражнений в парах с поддержкой партнёром;

• контрастные упражнения;

• вариативность при изучении движений;

• выполнение движений в соревновательной или игровой форме;

• медленное плавание;

• игровые упражнения – применяемые в процессе реализации данной программы.

Критерием эффективности проводимой коррекционной работы является:

• укрепление мышц туловища и конечностей;

• развитие координации движений;

• развитие дыхательной мускулатуры;

• овладение техникой плавания;

• совершенствование внешнего дыхания;

• возрастание силовой выносливости мышц;

• коррекция плоскостопия;

• возможное исправление деформации.

Публикации по теме:

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Методические рекомендации по обучению плаванию детей с нарушением осанки (кружковая работа). Пояснительная записка
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 14:01
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...