Получи документы

Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ

Лена Баширова
Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ

Методические рекомендации

по составлению дополнительных общеразвивающих программ

МБО ДО ДПиШ Миякинский район Республика Башкортостан

1. Базовый элемент системы дополнительного образования – дополнительные общеразвивающие программы, а не образовательная организация.

Единых требований к написанию дополнительных общеразвивающих программ нет, только примерные требования.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы должно быть направлено на:

Публикация «Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ» размещена в разделах

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона.

Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на конкретные области знаний и виды деятельности и соответствует определё нной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы и сроки обучения по ней определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной в Организации.

Использование при реализации дополнительных общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

2. Структура дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Дополнительная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебный план, содержание программы, методическое обеспечение, литература.

Титульный лист содержит:

• наименование образовательной организации согласно Уставу;

• грифы принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы;

• название дополнительной общеразвивающей программы;

• название объединения;

• возраст обучающихся, на которых рассчитана дополнительная общеразвивающая программа;

• срок реализации дополнительной общеразвивающей программы;

• фамилия, имя, отчество, должность автора, составителя дополнительной общеразвивающей программы;

• название села, в которой реализуется дополнительная общеразвивающая программа;

• год разработки дополнительной общеразвивающей программы.

2.2. Пояснительная записка

В пояснительной записке следует:

указать и обосновать принадлежность программы к определённой направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);

раскрыть:

• новизну, отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих общеобразовательных программ (по классификации программ; ведущие идеи; ключевые понятия; этапы реализации);

• актуальность (обоснование необходимости реализации данной программы с точки зрения современности и социальной значимости; конкретное описание пути решения какой-либо проблемы); (- соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам; - представляет современные идеи и актуальные направления развития науки, техники; - анализ социальных проблем; - материал научных наблюдений; -педагогический опыт; - детский или родительский спрос; -современные требования модернизации общества; - потребности общества в социальном заказе; - потенциал образовательной организации и т. д.);

• педагогическая целесообразность (вытекает из новизны и актуальности; что необходимо для реализации актуальности); (аргументированное обоснование выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса);

• контингент обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы (возраст, количество детей в группе, условия набора);

• формы проведения занятий (индивидуальные, групповые, теоретические, практические);

• режим занятий (необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы, количество занятий в неделю, их продолжительность по нагрузкам в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14);

• цель (обобщённый предполагаемый результат образовательного процесса); («Что я хочу получить по итогам реализации этой программы»); (цель должна быть конкретна, реальна, достижима, диагностична);

• задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные); («Как я буду это делать»);

• планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные); (все конкретные знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися в процессе обучения) по каждому году обучения; (это внутренние результаты, они в ребёнке, их не увидишь); (предметные результаты исходят из обучающих задач, «будут знать»; личностные – из воспитательных; метапредметные (надпредметные, надпрофессиональные) – из развивающих; надо переформулировать задачи в результаты);

• формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы по годам обучения, в конце реализации программы (педагогическое наблюдение; в виде анкетирования, беседы, игры, тестирования, зачётов, сдачи контрольных нормативов; участие в выставках, концертах, фестивалях, соревнованиях, конкурсах и т. д.); (это инструменты проверки результатов, внешнее проявление).

2.3. Учебный план

Учебный план составляется на каждый год обучения и раскрывает последовательность изучения тем и количество часов на каждую из них, определяет соотношение учебного времени на теоретические и практические занятия и оформляется в виде таблицы:

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ Название раздела

или (большой) темы Количество часов Формы контроля/аттестации (можно убрать в Содержание)

всего теор. практ.

1 Вводное занятие.

Инструктаж по ПТБ

2

3…

Последнее занятие Итоговое занятие

Итого

100% 50%

30%

10% 50%

70%

90%

Итоговое количество часов за учебный год зависит от количества часов занятий в неделю. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель :

Количество часов

В неделю 1 2 3 4 6 8 10

за год 36 72 108 144 216 288 360

В учебном плане необходимо закладывать часы на:

вводное занятие (введение в программу, инструктаж по правилам техники безопасности);

концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

итоговое занятие, отчетное мероприятие.

2.4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Содержание дополнительной общеразвивающей программы отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий разного уровня). Нумерация, название раздела, темы должно совпадать с перечисленными разделами и темами в учебном плане. В содержании каждой темы кратко указываются основные теоретические понятия без описания и тематика практической деятельности обучающихся разного уровня углубленности, доступности и степени сложности на занятии с учётом принципа дифференциации по уровням сложности (стартовый уровень, базовый уровень, продвинутый уровень).

2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Данный раздел включает в себя:

описание приёмов, методов, форм, технологий организации образовательного процесса, это показ инструментария педагога;

материально-техническое обеспечение (сведения о помещении, в котором должны проводиться занятия, перечень оборудования и материалов, инструментов необходимых для занятий (станки, швейные машины, приборы, декорации, костюмы, специальная форма для занятий, микрофоны, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, мультимедийный проектор);

Календарный учебный график (составляется на каждый год обучения) – в приложении № 1;

обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.); тесты с анализом; словарь специальных терминов с пояснениями; контрольные вопросы и задания; диагностические материалы; репертуарные планы; интересный материал…

– в приложениях № 2…

2.6. Литература

1. Нормативно-правовые документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

Конституция РФ

Конвенция ООН о правах ребёнка

Концепция развития дополнительного образования детей и взрослых

"Письмо Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Минобрнауки от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" 2.4.4.3172 от 04.06.2014 г. №41

Положение о дополнительной общеразвивающей программе Организации

2. Основной список (учебная литература, пособия за последние пять лет)

3. Дополнительный список (до 2012 года)

4. Интернет-ресурсы

Нужно указать источник, ссылку – где это можно прочитать.

3. Оформление программы

Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом TimesNewRoman, кегль 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля страницы: 3,0 см слева, 1,5 см справа, 2,0 см снизу и сверху, листы формата А4. Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу посередине. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Соблюдать единый графический стиль.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Каждая глава начинается с новой страницы.

Обязательно делать сноски на используемые источники.

Писать «обучающиеся» или «учащиеся», но не дети, ребёнок, воспитанники; «творческое объединение», а не «кружок».

4. Образцы оформления структурных элементов дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников»

муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан

Принята

на заседании

педагогического совета

МБО ДО ДПиШ

Миякинского района РБ

от «___» ___ 2018 г.

Протокол № ___

Утверждаю

Директор МБО ДО ДПиШ

Миякинского района РБ

___Э. М. Давыдова

от «___» ___2018 г.

Приказ № ___

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

"Рукодельница"

Объединение «Умные ручки»

Возраст обучающихся: 10 - 12 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель : Петрова

Мария Степановна,

педагог дополнительного образования,

Киргиз-Мияки, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Пояснительная записка…3

Принадлежность программы к определённой направленности

Новизна, отличительные особенности

Актуальность

Педагогическая целесообразность

Контингент обучающихся

Формы проведения занятий

Режим занятий

Цель

Задачи программы

Планируемые результаты

Формы подведения итогов реализации

Глава 2. Учебный план…5

Глава 3. Содержание программы….

Глава 4. Методическое обеспечение…

Глава 5. Литература….

Приложения

Приложение 1. Календарный учебный график

Приложение 2…

ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контроля

Всего Теор Практ

ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Тема/Раздел № … (Наименование, количество часов)

Теория: …

Практика: … Стартовый уровень:. Базовый уровень: … Продвинутый уровень: …

ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА

Приложение 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ Тема занятия План.

дата Факт.

дата

1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2…

36 Итоговое занятие

Или

№ Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля

Методист МБО ДО ДПиШ Миякинский район РБ

Баширова Лена Диасовна

Публикации по теме:

«Давай поиграем» (методические рекомендации) Поскольку в наше время воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач народного образования, активизируется вопрос и.

Методические рекомендации к лэпбукуМетодические рекомендации к лэпбуку Значение методического пособия для ребенка: - способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; - способствует приобретению.

Методические рекомендации по формированию портфолио воспитателя Какие задачи решаются воспитателем в процессе составления портфолио? - научиться анализировать свою педагогическую деятельность, - систематизировать.

Методические рекомендации по оформлению раздевалки МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАЗДЕВАЛКИ Как известно театр начинается с вешалки, а детский сад с раздевалки. Все педагоги прекрасно.

Методические рекомендации по организации новогоднего праздника Новый год - это всегда сказка и встреча с чудом. Этот праздник любят и отмечают все. Без праздников не бывает детства Праздники в жизни.

Методические рекомендации по организации спортивного праздника О, спорт! Ты — мир! Пьер де Кубертен Спортивные праздники, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды.

Методические рекомендации по организации спортивных прогулок Спортивные прогулки- особый вид прогулки, в которой использование разнообразных видов детской деятельности посвящено спортивной тематике.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по театрализованной деятельности Методические рекомендации по театрализованной деятельности в детском саду. Составитель: воспитатель МБДОУ Д/С «Тополёк» Ларионова И. А.

Методические рекомендации родителям по экологическому воспитанию Методические рекомендации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации по составлению дополнительных общеразвивающих программ
Опубликовано: 5 октября 2018 в 19:13
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД