Методические рекомендации по созданию и использованию дидактической игры «Бери кузовок, да ступай в лесок»

Оксана Васильевна Коковина
Методические рекомендации по созданию и использованию дидактической игры «Бери кузовок, да ступай в лесок»

Дидактическая игра в младшем дошкольном возрасте – это первые шаги к развитию сложной мыслительной деятельности детей.

Нередко воспитателям приходится создавать собственные игры, вкладывать в них правила, творить материал и придумывать игровые действия, сопряжённые с определённой дидактической задачей.

Для меня одним из основных принципов в создании дидактических игр является максимальная комплексность игрового материала, который должен быть рассчитан на решение нескольких дидактических задач. Примером воплощения данного принципа является дидактическая игра «Бери кузовок, да ступай в лесок».

В состав игры входит корзиночка, нарисованная и вырезанная из обычного картона, и несколько карточек (12х10 см) с крупным изображением грибочка, цветочка и ягодки. На корзиночке с цветной стороны следует наклеить тонкий поэлителен в виде небольшого кармашка, в который поместится 3-4 карточки.

Набор карточек делится на два комплекта: в один входят карточки с приближённым к реальному изображением (при этом должны быть по два одинаковых изображения каждого образа, в другой – с «волшебным» или «сказочным» изображением, т. е. грибочки, цветочки и ягодки имеют чёткий цвет спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый, которого в реальности у данных объектов нет.

Методические рекомендации по созданию и использованию дидактической игры «Бери кузовок, да ступай в лесок»

Основной целью рассматриваемой игры является освоение цветовой гаммы, а также формирование элементарных математических представлений. В процессе игры дети усваивают такие понятия, как «один – много – ни одного» при ответе на вопрос «Сколько?», группируют предметы по цвету и образу, находят в контексте предложенного разнообразия одинаковые предметы, т. е. учатся анализировать и сравнивать.

Ход игры.

Воспитатель предлагает ребятам пойти в лес. Они имитируют посадку в поезд или в автобус и «едут» в желанный лес. При этом воспитатель спрашивает ребят о том, что они будут делать в лесу, какие растения они могут там увидеть и каких животных встретить, и что им необходимо взять с собой (например, корзинку для грибов, цветов и ягод).

Воспитатель раскладывает на столе карточки с приближённым к реальному изображением грибов, цветов и ягод и просит детей при рассматривании карточек ответить на вопросы «Что это?». Воспитатель предлагает одному из детей найти одинаковые грибочки (цветочки, ягодки). Затем воспитатель оставляет «на поляне» только цветы и одну карточку с изображением грибочка и задаёт вопросы «Сколько грибов? Сколько цветов? Сколько ягод на поляне?». После этого одному из детей предлагается собрать в корзину только грибы, или только цветы, или только ягоды. При этом одну карточку с изображением грибочка (цветочка или ягодки) можно поместить в кармашек корзинки. «Что мы соберём в корзинку?» - спрашивает воспитатель, дети отвечают и совершают действия.

После этого воспитатель предлагает детям поехать на «волшебную поляну». Они снова имитируют посадку в транспорт и, пройдя ряд препятствий (ручеёк, овраг, болото, кочки и т. д., приезжают на эту поляну. Воспитатель раскладывает на столе карточки с нереальным изображением грибочка, цветочка и ягодки и начинает игру с начала: спрашивает «Что это?», просит сгруппировать картинки по образу (грибы, цветы и ягоды) и по цвету, помещая при этом образец в кармашек корзины.

Затем воспитатель оставляет на столе только карточки с изображением грибов и одну карточку с изображением ягодки. Дети отвечают на вопросы «Сколько грибов? Сколько цветов и сколько ягод на поляне?».

Затем воспитатель раскладывает на столе только грибы и говорит: «Мы пришли на поляну, где растут только грибы. Как называется эта поляна? Или какая она?». Правильный ответ детей: «Грибная». Таким же способом словообразования дети получают прилагательные «цветочная» и «ягодная».

Только при первом рассмотрении эта игра выглядит как непосредственно-образовательная деятельность. После того, как дети освоят основные принципы группирования образов, смогут называть общий признак, можно будет играть индивидуально или в небольшой группе, сидя за столом, используя корзину, как демонстрацию образца и предмет накопления образов. Данная игра помогает хорошо организовать деятельность воспитателя с конкретным ребёнком, которому необходима помощь в освоении указанных выше умений.

Игра может быть продолжена в продуктивной деятельности, когда воспитатель предлагает детям слепить грибы, ягоды, нарисовать цветы карандашами, красками, используя приёмы аппликации и пластилинографии.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Дидактическая кукла НаташаДидактическая кукла Наташа Дидактическая кукла в младшем дошкольном возрасте является тем инструментарием - методическим прием, который используется, в первую очередь,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Предметы старины, утварь
  • Дикие животные
Автор публикации:
Методические рекомендации по созданию и использованию дидактической игры «Бери кузовок, да ступай в лесок»
Опубликовано: 2 января 2013 в 23:09
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...