Методические рекомендации по созданию режима содружества с родителями воспитанников современного МДОУ.

Наталья Кудряшова
Методические рекомендации по созданию режима содружества с родителями воспитанников современного МДОУ.

Пояснительная записка.

В рамках общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию воспитанников, реализуется воспитательно-образовательная работа по созданию единого партнёрства семьи и МДОУ.

Решение проблемы эффективного взаимодействия детского сада и семьи целесообразнее начинать во второй младшей группе, когда немаловажное значение приобретает создание положительной доброжелательной атмосферы со всеми участниками образовательного процесса в течение определенного периода.

В её основу положены партнёрские отношения: «воспитатель – семья», «воспитатель – ребенок», «семья – ребенок».

За практическую основу работы с детьми и родителями взят опыт российских педагогов детского сада № 2 «Сказка», расположенном в промышленном районе северной части села Кулунды, комплексная рабочая программа «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко).

Данные рекомендации рассчитаны на систематическую работу с семьей воспитанников в течение четырех лет.

Цель:

Создание единого пространства развития ребенка в семье и МДОУ, сделать родителей полноправными участниками воспитательного процесса.

Задачи:

Создать условия для благоприятного климата взаимодействия педагога с родителями.

• Установить доверительные партнерские отношения с родителями воспитанников.

• Вовлечение семьи в единое образовательное пространство дошкольного учреждения.

Создание единого пространства развития ребенка в семье и в дошкольном учреждении предполагает поэтапную работу педагога:

1. Ознакомительный этап

Предполагает знакомство с детьми раннего возраста, «потенциально будущих воспитанников». Наблюдение за ними на прогулке, в совместной деятельности детей и педагога группы раннего возраста. Также немаловажным является присутствие на родительском собрании в мае месяце и знакомство родителей и будущего воспитателя.

На этом этапе планируются основные направления сотворчества на ближайшее время, и обсуждается совместно с родителями непосредственно в новом групповом помещении.

2. Подготовительный этап

Предполагает разработку перспективного планирования совместной деятельности семьи и воспитателя на ближайший год. Учитываются запросы родителей, выявленные в ходе анкетирования, личных бесед; новинки методической литературы; задачи годового планирования работы МДОУ.

3. Основной этап

В рамках данного этапа происходит разработка сценариев и проведение совместных мероприятий. Это самый долгосрочный и один из наиболее трудоёмких этапов работы. По окончанию данного этапа оформляются выставки работ совместного творчества, публикации в групповой газете, фоторепортажи, проводятся конкурсы и совместные праздники.

4. Заключительный этап

Предполагает анализ проделанной работы, отслеживание её результативности. Происходит обсуждение прошедших мероприятий за год, выявляются положительные тенденции, определяются трудности в работе.

Данные этапы носят цикличный характер, повторяются со второго по четвертый.

Работу по вовлечению родителей воспитанников в совместную деятельность МДОУ необходимо проводить по нескольким направлениям: информационно-аналитическое, познавательное, досуговое, наглядно-информационное.

Один из условий эффективного взаимодействия с семьёй является привлечение родителей к разработке сценариев праздников и развлечений, при этом учитываются все предложения и пожелания, все обсуждения обрабатываются, а затем формируется общий сценарий. Целью таких встреч является развитие традиции – празднование «День матери», День защитника Отечества, обязательно включающими в себя разнообразные конкурсы. Проведенные конкурсы и мероприятия расширяют границы общения взрослого и ребенка, укрепляют связь между поколениями.

Прогнозируемый результат.

В процессе работы важно, чтобы дошкольники знали, что их жизнь в детском саду очень интересна и не безразлична родителям.

Предложенная работа поможет родителям:

• Сблизиться со своими детьми, больше времени проводить с ними.

• Активно участвовать в делах группы.

• Творчески раскрыться.

• Понять, что ребёнку для развития личности необходимо жить и расти в здоровой, творческой семье, в любви и понимании.

Схема взаимодействия педагога с детьми и родителями в условиях МДОУ

наименование / с какой целью / используется эта форма / варианты проведения

Нормативно-правовое регулирование отношений Определить особенности взаимоотношений МДОУ и семьи заключение договоров о предоставлении образования

заполнение заявлений на компенсацию за содержание в МДОУ

знакомство с выдержками из документов, регламентирующих деятельность МДОУ, с нововведениями законодательной базы

Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей,

уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов о статусе семьи воспитанников

Анкетирование «Давайте познакомимся», «Закаливание и профилактика простудных заболеваний», «Что Вы знаете об Ароматерапии»

Анкетирование «Ваше мнение».

Тестирование родителей о дорожной безопасности.

Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Совместный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»

Праздник «День матери», «Встреча Нового года», «Рождество», «День защитника отечества», «8 марта», «Весенние посиделки»

Конкурсы: «Птичий домик», «Головной убор», «Гербарий для крохи», «Новогодняя фантазия», «Мои лучшие друзья – домашние тапочки», «Новогодний сюрприз», «Я служил в армии», «Кулинарный», «Бантиков», «Мои лучшие друзья – домашние тапочки», «Волшебный платочек», «Фартучек», «Снежинок», «Ракеты, на старт».

Выставка работ родителей

«Боевая техника», «Путешествие в мир творчества», «Ёлочная игрушка».

Вернисажи: «Эти забавные животные»,

«Подарок для феи», «Я служил в армии», «Три шага к здоровью».

Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Родительские собрания «На пороге школы»,

«Если осенью в детский сад»,

«Путешествие в зоокомплекс «Три медведя»»

«Ориентировка в пространстве»,

«Подведение итогов. Дизайнерские идеи по оформлению участка»,

«Встреча с работником почты Кононовой Е. А. по теме: «Подписка изданий по детской тематике»,

Род. Собрание в форме игры «Что? Где? Когда?» по содержанию программы «Развитие» для детей старшего возраста.

Род. Собрание по теме: «Ароматерапия» с выступлением мед. работника.

Экскурсия в зоокомплекс «Три медведя» в Сямозеро.

Посещение Ледового дворца в Кондопоге.

Посещение театров, музеев, библиотек.

Игры с педагогическим содержанием «Цепочка слов», «Наоборот», «Данет-ка», «Назови слово», «На что похоже».

Наглядно-информационные Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей Информационные проспекты

Организация Дней открытых дверей

Групповая «Радужная газета».

Открытые групповые занятия.

Открытые занятия по дополнительному образованию.

Направления работы воспитателя с семьёй воспитанников по развитию эффективного взаимодействия и содружества:

1. Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка проводится анкетирование «Давайте познакомимся». Анкета представляет собой перечень вопросов, на которые родители отвечают многосложно (см. Приложение 2).

Полученные данные позволяют сделать анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику общения педагога с каждым конкретным родителем.

Проводится анкетирование родителей по темам: «Давайте познакомимся», «Закаливание и профилактика простудных заболеваний», «Что Вы знаете об Ароматерапии», «Ваше мнение».

Результатом проделанной работы является возможность педагога лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Затем выделяются качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

В процессе работы обычно выделяются три группы родителей:

-родители-лидеры, которые принимают активное участие в жизни группы, в конкурсах, проявляют инициативу;

-родители-исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

-родители-наблюдатели, которые заинтересованы, но желают решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Таким образом, появляется возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. Одни – получили необходимые консультации специалистов (логопеда, психолога, мед. работников, другие активно принимали участие в создании атрибутов для спектаклей и сюжетно- ролевых игр, оказывали посильную помощь в создании предметно-развивающей среды, третьи – проявили дизайнерские способности в благоустройстве участка для прогулок.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

2. Познавательное направление

Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. С этой целью используются активные формы и методы работы с родителями:

- консультации по темам: «Адаптация», «Советы логопеда», «Если ребенок плохо ест», «Ребёнок не хочет одеваться сам», «Словесные игры», «Давай поиграем», «Следим за осанкой».

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями «Путешествие в мир творчества», «Новогодняя игрушка», «Новогодний сюрприз», «Новогодняя фантазия», «Зимние забавы».

- совместные экскурсии в зоокомплекс «Три медведя» в Сямозеро, походы в театр, Ледовый дворец в Кондопоге,

- проведение групповых конкурсов: «Волшебные зонтики», «Новогодняя фантазия», «Конкурс бантиков», «Головных уборов», «Птичий домик», «Гербарий для крохи», «Новогодний сюрприз», «Мои лучшие друзья - домашние тапочки»,»Фартучек», «Волшебный платочек», «Ракеты, на старт», «Фантазии с грядки», «Я служил в Армии», «Боевая техника», «Кулинарный»созданием групповой кулинарной книги десертов,

- анкетирование по темам: «Давайте познакомимся», «Закаливание и профилактика простудных заболеваний», «Что Вы знаете об Ароматерапии?», «Ваше мнение»,

- совместные праздники с чаепитием ко Дню матери: «Мамочка любимая», «Мама- первое слово», ко дню 8 марта,

- выпуск групповой газеты «Радужная газета» с рубриками: новости, Айболит, светофор, поварёнок, педагогическая консультация, лепеталки, по дороге домой, объявления, поздравляем,

- утренние приветствия воспитателя с родителями с обязательным обращением по имени и отчеству друг к другу и пожеланием хорошего дня,

- почта Доверия: почтовый ящик находится в приёмной комнате, куда родители могут опустить «письмо» с предложением, благодарностью, отзывом, вопросом. В этот почтовый ящик дети опускают «валентинки» для своих друзей, поздравительные открытки,

- совместное создание предметно – развивающей среды: уголок настроений, уголок природы, уголок краеведения,

- групповые родительские собрания по темам:

«Разработка перспективного планирования совместной деятельности семьи и воспитателя»,

«Путешествие в зоокомплекс «Три медведя»,

«Дизайнерские идеи по оформлению участка»,

«О подписке изданий по детской тематике» с выступлением работника почты,

«Ароматерапия» с выступлением мед. работника.

3. Досуговое

Это направление в работе с родителями оказалось не только самым интересным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими родителями.

4. Наглядно – информационное

- рассказы детей: «Как я провел лето», «Мамочка моя», «Это- мой папа», «Милая бабушка», «Дедушка – мой лучший друг»,

- фотовыставки «Мы мороза не боимся», «А мы печём козюльки», «Коляда, коляда – отворяйте ворота», «Нам простуда не страшна», «На зарядку становись!», «Наши меньшие друзья», «Наши конкурсы».

- брошюры по закаливанию, по ароматерапии, по профилактике плоскостопия, по профилактике нарушения осанки, подвижные игры, примерный режим дня на выходной день, советы логопеда, безопасное поведение дома и на улице, дорожные ловушки, игры на развитие воображения.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показал, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Увеличился процент родителей посещающих родительские собрания, 98% родителей активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

По результатам диагностики в группе снизился процент родителей – наблюдателей до 2%, на 49% увеличилось число родителей – лидеров; до 32% снизилось количество родителей – исполнителей.

100% родителей отметили, что дети стали чаще обращаться к ним за советом, предлагают свою помощь. Самым нужным родители считают – сплочение родителей и ребенка, ведь это самые близкие люди на земле. Самым интересным, по мнению родителей, были групповые конкурсы: «Лучшие друзья – домашние тапочки», «Головной убор», «Кулинарный», и посещение зоокомплекса «Три медведя» в Сямозере. Родители предложили продолжить начатую работу.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Приложение 1

Список литературы

1. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп. Образование детей).

2. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)

3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь – 2008

4. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») - учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей.

5. Конышева Н. М. Наш рукотворный мир. От мира природы – к миру вещей – 3-е изд. – М.:Ассоциация 21 век; АО «Московские учебники и Картолитография», 2000

6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для пед. Институтов и училищ. – М.: Просвещение, 1991.

7. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. Книга для воспитателей д\с и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

8. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя д\с. – М.: Просвещение, 1989.

9. Белоусова Г. В. Весёлый праздник. Сценарии, конкурсы, игры, тосты. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»

10. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. –Ярославль: Академия развития,2005.

11. Погорельский Ю. М. Сценарии детских праздничных представлений. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.

12. Артёмова А. Комнатные растения исцеляющие и омолаживающие. - СПб.: «Диля»,2000.

13. Агеева Г. А., Лаврова К. Г. Цветы в вашем доме. – 2-е изд. – Петрозаводск: Карелия, 1992.

Приложение №2

Анкета для родителей: «Давайте познакомимся».

1. Существуют ли в Вашей семье свои традиции? Какие?

2. Принимает ли участие Ваш ребёнок в подготовке семейных праздников?

3. Как Ваша семья проводит свой досуг, выходные дни?

4. В дружеских ли отношениях Вы находитесь со своим ребёнком

5. Чем больше всего нравится заниматься Вашему ребёнку:

- рисование

- лепка

- рассматривание иллюстраций

- сюжетно-ролевые игры

- настольные игры

- подвижные игры

- прогулки

- другое

6. Соблюдается ли в Вашей семье режим дня?

7. Обращается ли ребёнок к Вам за помощью и предлагает ли свою помощь?

Спасибо.

Приложение №3

Анкета для родителей по теме: «Закаливание и профилактика простудных заболеваний».

1. Часто ли Ваш ребёнок болеет простудными заболеваниями? Если да, то с чем это связано?

2. Проводите ли Вы дома работу по профилактике простудных заболеваний? Какую?

3. Знаете ли Вы, какие закаливающие мероприятия проводятся в детском саду?

4. Получает ли Ваш ребенок необходимые витамины, овощи, фрукты?

5. Сколько времени Ваш ребёнок проводит на свежем воздухе?

6. Занимается ли Ваш ребёнок спортом?

7. Чисти ли Ваш ребёнок зубы?

8. Выскажите Ваши пожелания и предложите рецепт своего полезного для здоровья блюда (оформите на отдельном листе с указанием ф. и. о.).

Спасибо.

Приложение №4

Анкета для родителей по теме: «Что Вы знаете об Ароматерапии?»

1. Беспокоит ли Вас здоровье Вашего ребёнка?

2. Хотели бы Вы его улучшить?

3. Знаете ли Вы, что такое Ароматерапия?

4. Хотели бы Вы узнать о ней больше?

5. Занимаетесь ли Вы Ароматерапией дома?

6. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду с Вашим ребёнком проводилась Ароматерапия для профилактики и лечения простудных заболеваний?

7. Знаете ли Вы о противопоказаниях у Вашего ребёнка для проведения Ароматерапии?

8. Необходима ли Вам консультация медика по этому вопросу?

Спасибо.

Приложение №5

Анкета: «Ваше мнение».

1. Получаете ли Вы необходимую информацию о воспитательно-образовательном процессе в МДОУ, режиме работы, меню, праздниках?

2. Имеете ли Вы возможность участвовать в жизни группы (праздники, экскурсии, занятия?

3. Информируют ли Вас воспитатели об изменениях в состоянии здоровья, привычках в еде, травмах?---

4. Есть ли у Вас возможность обсудить с воспитателями вопросы, касающиеся пребывания ребёнка в дошкольном учреждении?---

5. Удовлетворяет ли Вас уход, воспитание, обучение, которое получает Ваш ребёнок в Д\с?---

6. Как Вы относитесь к проведению конкурсов, праздников, досуга в группе?---

7. Всё ли Вас устраивает в работе воспитателей?---

8. Чувствуете ли Вы, что сотрудники Д\с доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребёнку?---

9. Стал ли Ваш ребёнок чаще обращаться к Вам за помощью и предлагать Вам свою помощь?---

10. Чувствуете ли сплоченность со своим ребёнком? Если да, то с чем это связано, как Вам кажется?---

11. Что, по Вашему мнению, было самым интересным в жизни группы за последние 2 года?---

12. Выскажите свои пожелания и предложения ---

---

Спасибо.

Публикации по теме:

Программа развития ДОУ Предлагаемая презентация "Программа развития дошкольного образовательного учреждения" соответствует современным требованиям. Может использоваться.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации по созданию режима содружества с родителями воспитанников современного МДОУ.
Опубликовано: 12 января 2012 в 18:45
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...