Папки-передвижки

Методические рекомендации «Технология проектирования в развитии дошкольников»

Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Технология проектирования в развитии дошкольников»

Методические рекомендации

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать даже выпускник детского сада. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря притягательности процесса обучения. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как исправить сложившуюся ситуацию?

Публикация «Методические рекомендации „Технология проектирования в развитии дошкольников“» размещена в разделах

В настоящее время в образовательную деятельность дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию. В чем актуальность метода проектной деятельности?

Она заключается в том, что он дает возможность:

развитию наблюдения и анализа явлений;

• проведению сравнения, обобщения;

• умению делать выводы;

развитию творческого мышления, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков,

и многого другого, что является составляющими успешной личности.

Педагоги осознают необходимость развития каждого ребёнка как личности, потому, что ребенок, выступающий как объект в системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. Технология проектирования позволяет развивать творческие способности каждого ребёнка.

Что такое проект?

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Что такое метод проектов?

Метод проектов – это инновационная педагогическая технология, которая ориентируется на применение и приобретение новых знаний. Суть «метода проектов» в образовании состоит в организации образовательного процесса, где обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, имеющих познавательную ценность.

Метод проектов - основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и сохраняет для детей форму занимательной, увлекательной игры. Проектная деятельность требует большой самостоятельности от детей, что еще не под силу дошкольникам в силу возраста. Поэтому проектную деятельность дошкольников, необходимо рассматривать как форму организации проектной деятельности дошкольников.

Деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Проектная деятельность содержит:

• анализ проблемы;

• постановка цели;

• выбор средств ее достижения;

• поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

• оценка полученных результатов и выводов.

Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачами проектной деятельности являются:

Обучение детей планированию: ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы.

Принципы организации проектной деятельности :

проект должен быть посильным для выполнения;

• создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;

• вести подготовку детей к выполнению проектов;

• обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы;

• если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;

• обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

• повышение мотивации детей при решении задач;

развитие творческих способностей;

• формирование чувства ответственности;

• создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и обучающимся.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. В зависимости от методов, - используемых в работе над проектом : игровых, творческих, познавательных, можно предложить другую тематику проектов. Они могут быть определены по инициативе детей, так как они хотят узнать, что их интересует и могут быть определены по инициативе педагога, который считает, что будет важнее для развития ребёнка. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Дети, участвующие в проектной деятельности :

• проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

• более самостоятельны и организованны в принятии решений;

• способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

• воспринимают мир и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Педагоги, использующие в своей деятельности проектный метод :

• проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего образовательного процесса;

• обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и желания детей;

• осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

Родители, принимающие участие в проектнойдеятельности нашего учреждения :

• наладили контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей группы;

• получили возможность принимать активное участие в жизни группы;

• смогли реализовать свои творческие способности.

Использование метода проекта в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности необходимо проводить игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, мышления педагогов, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Целью этой работы является расширение возможностей детей для проявления их активности и самостоятельности в познании окружающего мира.

Технология проектирования способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, которые позволят нам эффективно проводить педагогический процесс. Поэтому, для достижения планируемых результатов в освоении программы, необходимо создать благоприятные условия для развития проектной деятельности, знакомить детей с технологиями, которые пригодятся им в будущем. Дети должны быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

В ходе проектированной деятельности дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать: читать стихи, рассказывать о новых интересных фактах, общаться с окружающими, и т. д.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности : поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ»Методические рекомендации «Танцевальная деятельность в ДОУ» МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»Подготовила: Музыкальный руководитель.

Методические рекомендации по организации дня книголюба Как провести при помощи родителей день книголюба- Организовать силами детей и родителей выставку рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации при разучивании песни «Флажки» Методичесукие рекомендации при разучивании песни "Флажки" музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой. Диапазон песни: ми - си Программное.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Петушок» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Петушок" Обработка М. Красева Диапазон песни ля - ми Программное содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Технология проектирования в развитии дошкольников»
Опубликовано: 6 января 2021 в 20:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД