Методические указания к проведению артикуляционной гимнастики

Светлана Баскова
Методические указания к проведению артикуляционной гимнастики

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики воспитатель или родитель следит за подвижностью органов артикуляционного аппарата по следующим критериям:

четкость – ребенок знает направление движений губ и языка и старается выполнить их в полном объеме;

плавность – движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчков;

дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком, без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (губ, нижней челюсти);

точность – достижение правильного конечного результата, т. е. ребенок добился необходимого положения губ, нижней челюсти, языка;

равномерность – симметричное выполнение движения или удерживания положения левой и правой стороны любого подвижного органа артикуляционного аппарата;

устойчивость – удерживание полученного положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 постепенным увеличением его до 10);

переключаемость – умение совершать многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход от одного движения или положения к другому при сохранении перечисленных выше качеств движения.

1. «Загнать мяч в ворота»

1) Следить, чтобы не надувались щеки.

2) Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывной.

2. «Кто дальше загонит мяч»

1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2) Нельзя надувать щеки.

3) Следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не [х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3. «Фокус»

1) Следить, чтобы нижняя челюсть была подвижной.

2) Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель для воздушной струи.

3) Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

4. «Наказать непослушный язычок»

1) Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

2) Язык должен быть широким, кончик его касается уголков рта.

3) Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

5. «Лопаточка»

1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3) Боковые края языка должны касаться уголков рта.

4) Не высовывать язык далеко.

6. «Качели»

1) Следить, чтобы язычок не сужался.

2) Работает только язычок, а нижняя челюсть и губы остаются неподвижными.

3) Губы не натягивать на зубы.

7. «Лошадка»

1) Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

2) Кончик языка не подворачивается внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не цокал.

8. «Грибок»

1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

9. «Гармошка»

1) Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.

2) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

10. «Маляр»

1) Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

2) Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

3) Губы не должны натягиваться на зубы.

11. «Барабанщик»

1) Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2) Следить, чтобы язык [д] носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

3) Кончик языка не должен подворачиваться.

4) Звук [д] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

12. «Домик»

1) Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался нижних зубов; работает только нижняя челюсть.

2) Язык удерживается в расслабленном, спокойном состоянии.

13. «Заборчик»

1) Развивать умение удерживать губы в улыбке, оставаясь неподвижными.

2) Нижняя челюсть была неподвижна.

14. «Трубочка»

Следить, чтобы зубы были сомкнуты и нижняя челюсть не выдвигалась вниз.

15. «Заборчик-трубочка»

Следить, чтобы зубы были все время сомкнуты, работают только губы.

16. «Иголочка»

1) Следить, чтобы кончик языка не загибался.

2) Губы растянуты – оскал, неподвижны.

3) Нижняя челюсть не двигается.

17. «Часики»

1) Следить, чтобы губы были в улыбке.

2) Нижняя челюсть неподвижна.

3) Следить, чтобы язык был одинаков по отношению к правой и левой стороне рта.

18. «Чашечка»

1) Следить, чтобы губы не натягивались на зубы.

2) Нижняя челюсть неподвижна.

3) Следить, чтобы боковые края и кончик языка были подняты, средняя часть спинки языка была опущена.

19. «Катушка»

1) Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным верхним зубам.

2) Кончик языка не отрывается от нижних резцов.

3) Губы и нижняя челюсть неподвижны.

20. «Вкусное варенье»

1) Следить, чтобы губы не натягивались на зубы.

2) Язык доходит до уголков рта.

3) Движения языка должны быть плавными, без скачков.

4) Нижняя челюсть двигается.

21. «Фокус»

1) Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

2) Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель для воздушной струи.

3) Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: что это такое? Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Дикие животные
Автор публикации:
Методические указания к проведению артикуляционной гимнастики
Опубликовано: 23 декабря 2013 в 21:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...