Методический материал для педагогов по теме «Толерантность»

Елена Акайкина
Методический материал для педагогов по теме «Толерантность»

Данный материал поможет педагогам познакомить детей в доступной для них форме с понятием "Толерантность". Материал представляет собой подборку художественной литературы, бесед, ситуаций для разбора с детьми вопросов в области "Толерантность".

Часть № 1

Ситуация 1:

Вова пришел в детский сад и рассказывает ребятам: «Я сейчас видел, как около наших ворот девочка упала в лужу». «А что ты сделал, после того, как это увидел?» - спросила воспитательница. «Я смеялся, она была вся мокрая, было смешно!» - гордо ответил Вова.

- Ребята, как бы вы поступили на месте Вовы?

Ситуация 2:

- Ты плохо себя вел. Воспитательница обиделась.

Что ты будешь делать?

Ситуация 3:

- Давайте представим, что Пете и Вите понравилась машинка. Витя забрал машинку себе и не дает Пете.

Ты – Петя, что ты, будешь делать?

Ситуация 4:

- Воспитатель попросил тебя отнести книгу в спальню, логопеду Нине Васильевне.

Как ты это сделаешь? Что скажет логопед?

Ситуация 5:

- У одного мальчика машина, у кого – книжка. Тот, у которого книжка захотел поиграть с машинкой.

Как поступят дети?

Ситуация 6:

- Тебе хочется построить большой красивый замок.

Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?

Ситуация 7:

В группу новый мальчик. Звали его Али. Мальчик был одного и того же возраста, что и дети в группе, только отличался цветом кожи и цветом волос. Кожа и волосы Али были темные, не такие как у ребят. Воспитатель представила мальчика детям. Подошел Виталик к Али и сказал: «Почему ты такой грязный?» И громко засмеялся. А Али заплакал.

Почему заплакал Али? Какую ошибку допустил Виталик?

Ситуация 8:

Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища.

Как они должны поступить?

Ситуация 9:

Нина и Катя решили одеть куклу, но заспорили, во что её будут одевать. Нина забрала одежду и куклу.

Ты – Катя, что будешь делать?

Ситуация 10:

Гена и Костя играли в хоккей. Гена сильно ударил по шайбе и попал Косте по ноге. Костя рассердился на него и стукнул клюшкой.

Правильно ли поступил Костя? Как мальчики помирились?

Ситуация 11:

- Твой друг долго болел и не ходил в детский сад. Но вот он пришел.

Что ты ему скажешь? О чем ты расскажешь ему?

Ситуация 12:

- Ты увидел, что твой товарищ обидел малыша.

Что ты сделаешь? Что ты ему скажешь? Что ты скажешь малышу?

Ситуация 13:

- Шли двое прохожих: пожилой человек и мальчик. У первого был портфель и большой сверток. Вдруг из свертка выпала книга. «У вас упала книга», - удивился прохожий. «Конечно, вот она». Пожилой с трудом наклонился и поднял книгу. Но спасибо мальчику не сказал.

Какие ошибки допустил мальчик? Почему пожилой прохожий не поблагодарил мальчика?

Ситуация 14:

- Воспитатель входит в группу и говорит: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке». Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл крикнул: «Ого, папа пришел!» - и выбежал из группы.

Какие ошибки допустил мальчик? Как бы он должен был поступить? Как поступаете вы, когда за вами приходят родители?

ДВЕ ПОДРУЖКИ.

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила внутрь куклу:

- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу.

Лена ответила грубо:

- На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку. (Р. Дурова.)

? *Почему Варе стало грустно?

*Какую ошибку совершила Лена и как её исправить?

*Подходит ли Лене пословица? Те же слова, да не так молвить.

Тема: «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»

Художественная литература:

Катаев «Цветик – семицветик»

С. Михалков «Настоящие друзья»

Г. Х. Андерсен «гадкий утёнок»

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

Тема: «ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА»

Художественная литература:

Н. Дурова «Заботливая подруга».

Е. Благинина «подарок»

Л. Толстой «Два товарища»

Н. Дурова «Две подружки»

А. Седугин «Дом с трубой и дом без трубы»

По М. Пляцковскому «Урок дружбы»

БЕСЕДА О ТРУДОЛЮБИИ

Блестящии ботинки

Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:

- А мои ботинки лучше твоих блестят!

Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает:

- Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь?

Мальчик отвечает:

- А я…а я даже не знаю. Мои ботинки почистил дедушка.

- Ах, дедушка! – сказала девочка и пошла дальше.

По В. Сухомлинскому.

? *Что можно сказать о девочке, какая она?

*Можно ли назвать поступок дедушки правильным?

Что дедушка должен был сделать?

*Про таких мальчиков говорят:

Ленивые руки чужие труды любят.

*Что для себя вы делаете сами?

Ситуация 15:

В группу пришел новый помощник воспитателя. Воспитатель Мария Николаевна представила её детям: «Дети, познакомьтесь, это Раиса Григорьевна». Но Маша пришла в группу позднее и не слышала этого. Она подошла к помощнику воспитателя, которая раскладывала завтрак; дёрнула её за халат и спросила: «Как тебя зовут?». Помощник воспитателя очень удивилась и говорит: «Раиса Григорьевна».

Почему удивилась женщина? Какие ошибки допустила Маша?

Ситуация 16:

-Утром воспитательница младшей группы шла на работу и встретилась с Катей и её мамой. Катина мама сказала: «Здравствуйте». Воспитательница ответила: «Доброе утро».

Когда воспитательница отошла подальше, мама спросила у Кати: !А почему ты не поздоровалась с воспитательницей?» «А зачем? Она ведь не из нашей группы», - ответила Катя.

Что на это должна была сказать мама? Как поступаете вы, когда видите воспитателя другой группы?

Ситуация 17:

У Маши день рождения. Ей мама разрешила пригласить в гости Лену и Катю – соседок Маши. Маша утром вбежала в группу и громко закричала: «У меня сегодня день рожденья! Ко мне в гости придут Лена и Катя».

К Кате подошла Галя – это самая тихая девочка в группе – и спросила: «А я, почему нет?» «Мама не велела! – крикнула Маша и показала Гале язык.

Галя пошла в игровой уголок, и весь день была очень грустная.

Правильно ли поступила Маша? Как она должна была поступить, чтобы никого не обидеть?

Тема: «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»

Ситуация 18:

Группа детей гуляет на площадке детского сада. Дети играют в мяч. Неожиданно на площадку пришла воспитательница другой группы вместе с Сашей, который сидел в инвалидном кресле. Вдруг мяч покатился под ноги Саши. Вова сказал: «Чего ты сидишь, пойдём с нами играть!» Саша опустил голову и тихо ответил: «Я не хочу!» «Ну, не хочешь, как хочешь!» - ответил Вова и убеждал обратно к детям с мячом.

Какие ошибки допустил Вова?

Тема: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Художественная литература:

В. Осеева «Волшебное слово».

В. Осеева «синие листья».

О. Дриз «Добрые слова»

Г. Сатир «Самые слова»

БЕСЕДА О НАСТОЯЩЕЙ ДРУЖБЕ

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушел, тот слёз с дерева и смеётся: «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?»

-А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. Л. Толстой.

? *Тех, кто бросает товарища в беде, называют предателями. Таких никто не уважает. Можно ли назвать мальчиков хорошими товарищами – друзьями?

*Послушайте новые пословицы о дружбе:

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Дружба в делах помощница.

Тема: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Ситуация 19:

- Андрей дежурный по столовой. Он первым разделся, вымыл руки и пошел к обеденным столам, расталкивая детей и наступая им на ноги. «Я ведь дежурный, мне нужно поскорее», - сказал он.

Какие ошибки допустил мальчик?

Тема: «ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА»

Ситуация 20:

- Поссорились в группе два мальчика. Когда за Серёжей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Серёжей больше не дружим. Он плохой!»

Правильно ли поступил мальчик? Можно ли Андрея назвать другом Сергея?

Ситуация 21:

Поссорились два товарища – Вася и Миша. Миша ударил Васю и пошел один играть в мяч. Но одному играть было скучно и не интересно. Он посидел, посидел и…

Придумайте, что было дальше и как мальчики помирились?

Тема: «ХОРОШИЕ, ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ»

Художественная литература:

Р. Тилиршин «Где лежало спасибо?»

А. Седугин «Как Артёмка котёнка спас»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Л. Толстой «Старый дед и внучок».

По В. Сухомлинскому «Блестящие ботинки».

Тема: «ХОРОШИЕ, ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ»

Ситуация 22:

У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты должна сказать?

ЗАБОТЛИВАЯ ПОДРУГА.

Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли придёт катя? Но Галина Николаевна не знала – девочка поправлялась медленно.

Однажды пришла Лена в группу, подошла к Галине Николаевне и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».

Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».

Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходить тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я передам Кате». Н. Дурова.

? *Почему Лене нельзя было пойти к Кате?

*Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?

БЕСЕДА О ЧУТКОСТИ

- Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже;

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!» -

Казалось бы,

Что в нём такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

Н. Юсупов

? *Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая)

*Почему нахмурилась мама и бабушка?

*Как вы понимаете слова «но папа нашелся»?

*Что сказал папа? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихо сказал… Вежливые слова - очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)

БЕСЕДА О ХОРОШИХ ПОСТУПКАХ

ГДЕ ЛЕЖАЛО «СПАСИБО»?

За ночь выросли сугробы

Впарке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле-еле,

Я по улице иду.

И на лево погляжу я,

И на право погляжу6

- Это кто ж там снег сгребает? –

Самого себя спрошу.

Это бабушка – соседка.

Надо бабушке помочь!

У неё беру лопату,

Я помочь всегда не прочь!

Всё очистил?

От работы

У меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо»! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал…

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снего отыскал.

Р. Тимершин

? *Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?

*Какую пословицу можно сказать такому мальчику?

*Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»?

БЕСЕДА О ДРУЖБЕ УРОК ДРУЖБЫ

ЖИЛИ ДВА ВОРОБЬЯ: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел всё пшено. Только десять зёрнышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.

- Чик, я нашел десять зёрнышек. Давай разделим поровну.

- Не надо, - сказал Чик. – Ты нашел, ты и съешь.

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик.

Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зёрнышка.

Взял Чик пять зёрнышек и сказал своему другу:

-Спасибо, Чирик, за зёрнышки и за урок.

По М. Пляцковскому

? *О каком уроке говорил Чик?

*Можно ли Чика назвать другом Чирика?

Публикации по теме:

Ниткография Данный материал представляет собой вышивку на бумаге. Эта техника называется " изонить" или ниткография. В основе каждой работы лежит несложное.

Познавательно-творческий проект «По сказкам с Бабой-Ягой». В настоящее время уже невозможно себе представить обучение детей без информационно-коммуникационных технологий. Применение цвета, графики,.

Автор публикации:
Методический материал для педагогов по теме «Толерантность»
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 21:16
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...