Методический материал для педагогов по теме «Толерантность»

Елена Акайкина
Методический материал для педагогов по теме «Толерантность»

Данный материал поможет педагогам познакомить детей в доступной для них форме с понятием "Толерантность". Материал представляет собой подборку художественной литературы, бесед, ситуаций для разбора с детьми вопросов в области "Толерантность".

Часть № 1

Ситуация 1:

Вова пришел в детский сад и рассказывает ребятам: «Я сейчас видел, как около наших ворот девочка упала в лужу». «А что ты сделал, после того, как это увидел?» - спросила воспитательница. «Я смеялся, она была вся мокрая, было смешно!» - гордо ответил Вова.

- Ребята, как бы вы поступили на месте Вовы?

Ситуация 2:

- Ты плохо себя вел. Воспитательница обиделась.

Что ты будешь делать?

Ситуация 3:

- Давайте представим, что Пете и Вите понравилась машинка. Витя забрал машинку себе и не дает Пете.

Ты – Петя, что ты, будешь делать?

Ситуация 4:

- Воспитатель попросил тебя отнести книгу в спальню, логопеду Нине Васильевне.

Как ты это сделаешь? Что скажет логопед?

Ситуация 5:

- У одного мальчика машина, у кого – книжка. Тот, у которого книжка захотел поиграть с машинкой.

Как поступят дети?

Ситуация 6:

- Тебе хочется построить большой красивый замок.

Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?

Ситуация 7:

В группу новый мальчик. Звали его Али. Мальчик был одного и того же возраста, что и дети в группе, только отличался цветом кожи и цветом волос. Кожа и волосы Али были темные, не такие как у ребят. Воспитатель представила мальчика детям. Подошел Виталик к Али и сказал: «Почему ты такой грязный?» И громко засмеялся. А Али заплакал.

Почему заплакал Али? Какую ошибку допустил Виталик?

Ситуация 8:

Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища.

Как они должны поступить?

Ситуация 9:

Нина и Катя решили одеть куклу, но заспорили, во что её будут одевать. Нина забрала одежду и куклу.

Ты – Катя, что будешь делать?

Ситуация 10:

Гена и Костя играли в хоккей. Гена сильно ударил по шайбе и попал Косте по ноге. Костя рассердился на него и стукнул клюшкой.

Правильно ли поступил Костя? Как мальчики помирились?

Ситуация 11:

- Твой друг долго болел и не ходил в детский сад. Но вот он пришел.

Что ты ему скажешь? О чем ты расскажешь ему?

Ситуация 12:

- Ты увидел, что твой товарищ обидел малыша.

Что ты сделаешь? Что ты ему скажешь? Что ты скажешь малышу?

Ситуация 13:

- Шли двое прохожих: пожилой человек и мальчик. У первого был портфель и большой сверток. Вдруг из свертка выпала книга. «У вас упала книга», - удивился прохожий. «Конечно, вот она». Пожилой с трудом наклонился и поднял книгу. Но спасибо мальчику не сказал.

Какие ошибки допустил мальчик? Почему пожилой прохожий не поблагодарил мальчика?

Ситуация 14:

- Воспитатель входит в группу и говорит: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке». Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл крикнул: «Ого, папа пришел!» - и выбежал из группы.

Какие ошибки допустил мальчик? Как бы он должен был поступить? Как поступаете вы, когда за вами приходят родители?

ДВЕ ПОДРУЖКИ.

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила внутрь куклу:

- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу.

Лена ответила грубо:

- На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку. (Р. Дурова.)

? *Почему Варе стало грустно?

*Какую ошибку совершила Лена и как её исправить?

*Подходит ли Лене пословица? Те же слова, да не так молвить.

Тема: «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»

Художественная литература:

Катаев «Цветик – семицветик»

С. Михалков «Настоящие друзья»

Г. Х. Андерсен «гадкий утёнок»

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

Тема: «ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА»

Художественная литература:

Н. Дурова «Заботливая подруга».

Е. Благинина «подарок»

Л. Толстой «Два товарища»

Н. Дурова «Две подружки»

А. Седугин «Дом с трубой и дом без трубы»

По М. Пляцковскому «Урок дружбы»

БЕСЕДА О ТРУДОЛЮБИИ

Блестящии ботинки

Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:

- А мои ботинки лучше твоих блестят!

Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает:

- Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь?

Мальчик отвечает:

- А я…а я даже не знаю. Мои ботинки почистил дедушка.

- Ах, дедушка! – сказала девочка и пошла дальше.

По В. Сухомлинскому.

? *Что можно сказать о девочке, какая она?

*Можно ли назвать поступок дедушки правильным?

Что дедушка должен был сделать?

*Про таких мальчиков говорят:

Ленивые руки чужие труды любят.

*Что для себя вы делаете сами?

Ситуация 15:

В группу пришел новый помощник воспитателя. Воспитатель Мария Николаевна представила её детям: «Дети, познакомьтесь, это Раиса Григорьевна». Но Маша пришла в группу позднее и не слышала этого. Она подошла к помощнику воспитателя, которая раскладывала завтрак; дёрнула её за халат и спросила: «Как тебя зовут?». Помощник воспитателя очень удивилась и говорит: «Раиса Григорьевна».

Почему удивилась женщина? Какие ошибки допустила Маша?

Ситуация 16:

-Утром воспитательница младшей группы шла на работу и встретилась с Катей и её мамой. Катина мама сказала: «Здравствуйте». Воспитательница ответила: «Доброе утро».

Когда воспитательница отошла подальше, мама спросила у Кати: !А почему ты не поздоровалась с воспитательницей?» «А зачем? Она ведь не из нашей группы», - ответила Катя.

Что на это должна была сказать мама? Как поступаете вы, когда видите воспитателя другой группы?

Ситуация 17:

У Маши день рождения. Ей мама разрешила пригласить в гости Лену и Катю – соседок Маши. Маша утром вбежала в группу и громко закричала: «У меня сегодня день рожденья! Ко мне в гости придут Лена и Катя».

К Кате подошла Галя – это самая тихая девочка в группе – и спросила: «А я, почему нет?» «Мама не велела! – крикнула Маша и показала Гале язык.

Галя пошла в игровой уголок, и весь день была очень грустная.

Правильно ли поступила Маша? Как она должна была поступить, чтобы никого не обидеть?

Тема: «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»

Ситуация 18:

Группа детей гуляет на площадке детского сада. Дети играют в мяч. Неожиданно на площадку пришла воспитательница другой группы вместе с Сашей, который сидел в инвалидном кресле. Вдруг мяч покатился под ноги Саши. Вова сказал: «Чего ты сидишь, пойдём с нами играть!» Саша опустил голову и тихо ответил: «Я не хочу!» «Ну, не хочешь, как хочешь!» - ответил Вова и убеждал обратно к детям с мячом.

Какие ошибки допустил Вова?

Тема: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Художественная литература:

В. Осеева «Волшебное слово».

В. Осеева «синие листья».

О. Дриз «Добрые слова»

Г. Сатир «Самые слова»

БЕСЕДА О НАСТОЯЩЕЙ ДРУЖБЕ

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушел, тот слёз с дерева и смеётся: «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?»

-А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. Л. Толстой.

? *Тех, кто бросает товарища в беде, называют предателями. Таких никто не уважает. Можно ли назвать мальчиков хорошими товарищами – друзьями?

*Послушайте новые пословицы о дружбе:

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Дружба в делах помощница.

Тема: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Ситуация 19:

- Андрей дежурный по столовой. Он первым разделся, вымыл руки и пошел к обеденным столам, расталкивая детей и наступая им на ноги. «Я ведь дежурный, мне нужно поскорее», - сказал он.

Какие ошибки допустил мальчик?

Тема: «ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА»

Ситуация 20:

- Поссорились в группе два мальчика. Когда за Серёжей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Серёжей больше не дружим. Он плохой!»

Правильно ли поступил мальчик? Можно ли Андрея назвать другом Сергея?

Ситуация 21:

Поссорились два товарища – Вася и Миша. Миша ударил Васю и пошел один играть в мяч. Но одному играть было скучно и не интересно. Он посидел, посидел и…

Придумайте, что было дальше и как мальчики помирились?

Тема: «ХОРОШИЕ, ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ»

Художественная литература:

Р. Тилиршин «Где лежало спасибо?»

А. Седугин «Как Артёмка котёнка спас»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

Л. Толстой «Старый дед и внучок».

По В. Сухомлинскому «Блестящие ботинки».

Тема: «ХОРОШИЕ, ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ»

Ситуация 22:

У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты должна сказать?

ЗАБОТЛИВАЯ ПОДРУГА.

Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли придёт катя? Но Галина Николаевна не знала – девочка поправлялась медленно.

Однажды пришла Лена в группу, подошла к Галине Николаевне и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».

Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».

Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходить тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я передам Кате». Н. Дурова.

? *Почему Лене нельзя было пойти к Кате?

*Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?

БЕСЕДА О ЧУТКОСТИ

- Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже;

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!» -

Казалось бы,

Что в нём такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

Н. Юсупов

? *Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая)

*Почему нахмурилась мама и бабушка?

*Как вы понимаете слова «но папа нашелся»?

*Что сказал папа? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихо сказал… Вежливые слова - очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)

БЕСЕДА О ХОРОШИХ ПОСТУПКАХ

ГДЕ ЛЕЖАЛО «СПАСИБО»?

За ночь выросли сугробы

Впарке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле-еле,

Я по улице иду.

И на лево погляжу я,

И на право погляжу6

- Это кто ж там снег сгребает? –

Самого себя спрошу.

Это бабушка – соседка.

Надо бабушке помочь!

У неё беру лопату,

Я помочь всегда не прочь!

Всё очистил?

От работы

У меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо»! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал…

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снего отыскал.

Р. Тимершин

? *Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?

*Какую пословицу можно сказать такому мальчику?

*Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»?

БЕСЕДА О ДРУЖБЕ УРОК ДРУЖБЫ

ЖИЛИ ДВА ВОРОБЬЯ: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел всё пшено. Только десять зёрнышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.

- Чик, я нашел десять зёрнышек. Давай разделим поровну.

- Не надо, - сказал Чик. – Ты нашел, ты и съешь.

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик.

Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зёрнышка.

Взял Чик пять зёрнышек и сказал своему другу:

-Спасибо, Чирик, за зёрнышки и за урок.

По М. Пляцковскому

? *О каком уроке говорил Чик?

*Можно ли Чика назвать другом Чирика?

Публикации по теме:

Ниткография Данный материал представляет собой вышивку на бумаге. Эта техника называется " изонить" или ниткография. В основе каждой работы лежит несложное.

Познавательно-творческий проект «По сказкам с Бабой-Ягой». В настоящее время уже невозможно себе представить обучение детей без информационно-коммуникационных технологий. Применение цвета, графики,.

Автор публикации:
Методический материал для педагогов по теме «Толерантность»
Опубликовано: 14 декабря 2013 в 21:16
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...