Методический материал из опыта работы «Осваиваем ФГТ в ДОУ».

Светлана Подакова
Методический материал из опыта работы «Осваиваем ФГТ в ДОУ».

Современная жизнь стремительна и переменчива.

Течёт время, меняется мир

И делают это – рабочие, ученые, политики, инженеры, люди разных профессий

Все они были когда-то детьми

Дети, сегодня – это люди, которые будут менять мир завтра!

Кто поможет им в решении этой задачи? Конечно, взрослые…

«Ответственность большая ложится на тебя, о взрослый человек!

Позволь ребёнку взрослым стать без спешки, не мешая,

Играя, с радостью в душе войти в грядущий миг»

Кто эти взрослые?

Первые педагоги - это родители, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в раннем возрасте. А поступая в д/сад дети получают всестороннее образование, где педагогами дошкольного образовательного учреждения проводится творческая работа по развитию личности каждого воспитанника.

И как отмечается в разработанных и утверждённых «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждённых МОиН РФ приказом №655 (ФГТ, основная общеобразовательная программа детского сада будет успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива, где они будут полноправными партнёрами образовательной деятельности дошкольников.

Педагогический коллектив СП «Детский сад «Солнышко»» ГБОУ СОШ с. Подбельск осваивает ФГТ с 2010 года.

В соответствии с этим были определены основные задачи по совершенствованию образовательного процесса:

1. Повысить профессиональную компетентность педагогов по теоретическому содержанию ФГТ и практической реализации в образовательный процесс.

2. Обновить программно-методического обеспечение образовательного процесса.

3. Совершенствовать систему планирования воспитательно – образовательной работы с детьми.

4. Создать предметно-развивающую среду с учетом полоролевой специфики, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с темой недели.

5. Мониторинг детского развития.

В ходе организации методической работы в ДОУ были созданы условия и пути достижения данных задач:

1. Организованы семинары, консультации, круглые столы с педагогами по изучению нормативно-правовой документации по реализации ФГТ, материалов, статей из педагогических изданий: «Аспекты гендерного воспитания в ДОУ» (март 2010 г., «Новая редакция САНПиН 2.4.1.2660-10», «Критерии анализа НОД» (октябрь 2011 г., «Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГТ» (декабрь 2011 г., «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы ДО» (январь 2012 г.).

2. Пройдены курсы повышения квалификации по направлениям:

«Новые подходы к содержанию образовательного процесса в ДОУ» - 4 педагога.

• «Образовательная деятельность в процессе организации различных видов деятельности» - 10 педагогов.

• «Использование новых форм и педтехнологий в работе с детьми дошкольного возраста» - 1 педагог.

• «Коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми, имеющих нарушения речи» - 20 педагогов.

С ноября 2011 года наш д/с является опытно-экспериментальной площадкой СИПКРО по проблеме «Деятельностный подход к интеллектуальному развитию дошкольников» (договор от 01.11.2011г.).

Данная тема выбрана в соответствии с приоритетным направлением детского сада, которое неоднократно было представлено на районных и окружных семинарах – практикумах.

В рамках данного направления научным руководителем, старшим преподавателем кафедры ДО Ларисой Владимировной Климиной была организована работа творческих групп педагогов, семинары-практикумы по темам:

• «Игровая среда ДОУ и организация деятельности дошкольников на основе гендерного подхода», «Социо-игровые технологии в ДОУ», «Деятельностный подход в педагогике», «Технология проблемного обучения», «Исследовательская деятельность ребёнка дошкольного возраста», «Портфолио дошкольника».

До принятия ФГТ педагогический коллектив д/сада осуществлял реализацию комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

И здесь возникает противоречие между необходимостью исполнения закона РФ «Об образовании» и приказа МОиН РФ за № 655 от 23 ноября 2011 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и невозможностью их исполнения в связи с отсутствием программно-методического обеспечения образовательного процесса.

В связи с этим определена необходимость обновления содержания программно-методического обеспечения образовательного процесса.

И с сентября 2011 – 2012 учебного года реализуется примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Постепенно обновляется методическое обеспечение пособиями с отметкой «ФГТ в ДОУ».

Учитывая основные принципы и подходы по реализации Программы, указанные в ФГТ были разработаны формы перспективного планирования:

• комплексно-тематическое с указанием программного содержания (Приложение №1);

• перспективно-тематическое, в котором распланированы темы дня в соответствии с темой недели в группах (Приложение №2).

Планирование воспитательно-образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы в группах разрабатывается в соответствии с п. 2.11 ФГТ в табличной форме указанием содержания образовательного процесса (Приложение №3).

Для эффективной реализации основной общеобразовательной программы разработана структура образовательного учебного года в группах с указание временных периодов, в которых образовательная нагрузка рассчитывается с сентября по май, без учета первой недели сентября, творческих каникул, последней недели апреля и трех летних месяцев:

• С 01.09.2012 ПО 07.09.2012 ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

• С 10.09.2012 ПО 31.12.2012 Г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

• С 07.01.2013 ПО 11.01.2013 Г. ТВОРЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ.

• С 14.01. 2013 ПО 19.04.2013 Г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

• С 22.04.2013 ПО 26.04.2013 Г. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

• С 29.04.2013 ПО 31.05.2013 Г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

• С 01.06.2013 ПО 31.08.2013 Г. ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Планирование совместной деятельности взрослого и воспитанников,

так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов осуществляется в соответствии с циклограммами на учебный год (Приложение №4).

В соответствии с п. 2.9. ФГТ и временем пребывания детей в детском саду определена ежедневная нагрузка по реализации:

• общеобразовательной программы не менее 80%, что составляет 9,6 часа в группах общеразвивающей направленности.

• регионального компонента не более 20% - это 2,4 часа.

В плане образовательной деятельности на учебный год рассчитана недельная нагрузка различных видов детской деятельности в соответствии с возрастом детей (Приложение №5).

Построение образовательного процесса в ДОУ осуществляется в соответствии с тематическим планированием на учебный год (Приложение №6).

Большое внимание воспитатели уделяют организации предметно-развивающей среды в соответствии с темой недели, содержанием самостоятельной свободной детской деятельности в игровых центрах.

С целью проведения промежуточного и итогового обследования уровня развития дошкольников разработаны диагностические таблицы в соответствии с критериями интегративных качеств и уровнем по образовательным областям с учётом содержания реализуемых педагогических технологий (Приложение №7). Приобретены пособия с диагностическим материалом, но в настоящее время не по всем возрастным группам.

С целью повышения профессионального мастерства педагогов и выявления положительного опыта по освоению ФГТ организуется видеопросмотр образовательной деятельности по темам педсоветов: «Воспитываем, обучаем, развиваем в игре», «Интеграция умственного и физического развития дошкольников в соответствии с ФГТ», «Осваиваем ФГТ».

Опыт работы по данному направлению был представлен педагогами д/с на региональном Форуме по дошкольному образованию в СИПКРО, на II областном фестивале педагогического мастерства работников ДОУ в г. Кинеле.

В марте 2011г. организован окружной семинар-практикум по теме «Осваиваем ФГТ», где был представлен опыт воспитателей по интеграции образовательных областей в организации детских видов деятельности. Высокую оценку педагогическому опыту дали начальник отдела развития СВУ МОиН СО Серова Е. А., руководитель экспериментальной площадки СП «Детский сад «Солнышко»», старший преподаватель кафедры ДО СИПКРО Климина Л. В, которая рассказала о реализации деятельностного подхода в условиях ДОУ.

Непосредственно образовательная деятельность представленная педагогами на конкурсах профессионального мастерства отличается творческим инновационным содержанием, оригинальностью, соответствием, предъявляемым требованиям по ФГТ, и не остаётся не замеченная членами жюри. В 2011 – 2012 учебном году в очередной раз дипломы победителей окружных конкурсов:

«Воспитатель – 2012» у старшего воспитателя Подаковой Светланы Петровны.

«Воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ» двумя первыми призовыми местами были отмечены воспитатели Кожевникова В. В. и Пижамова Н. В.

Конспекты коррекционно-развивающей НОД, культурно-досуговой деятельности были опубликованы в периодическом электронном издании «Педагогическая газета» и на Всероссийском конкурсе детских утренников и отмечены сертификатами и диплом за 1 место.

Наше образовательное учреждение является опытно-экспериментальной площадкой СИПКРО по внедрению образовательной программы «Разговор о правильном питании, которая является частью реализации образовательной области «Здоровье». Данный опыт был обобщён и представлен на окружном, областном и международном уровне.

В 2012-2013 учебном году педагоги будут совершенствовать своё мастерство по внедрению «ситуации успеха в деятельности дошкольника» по плану экспериментальной площадки и опыт по данной теме будет представлен на семинаре в марте 2013 года.

Так что же изменилось дошкольном образовательном учреждение?

1. Главное нововведение – разработка основной общеобразовательной программы детского сада, где мы испытали огромные трудности в составлении данного документа, который был представлен на областном конкурсе «Лучшая программа дошкольного учреждения».

2. Внедрение деятельностного подхода в организации детских видов деятельности.

3. Основная цель образования не передача знаний, а развитие личности дошкольника.

4. Преемственность д/с и школы в рамках реализации ФГТ и ФГОС.

8. Список использованной литературы:

• «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждённых МОиН РФ приказом №655.

• СанПиН 2.4.1.2660-10.

Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» 21 октября 2010 г. № 03 – 248.

• Журнал «Управление ДОУ» №6 – 2011 г., стр. 21.

• Журнал «Управление ДОУ» №7 – 2011 г., стр. 19,33.

• Журнал «Управление ДОУ» №9 – 2011 г., стр. 24

• Журнал «Обруч» №1 – 2011 г., стр. 4.

• Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2011 г., стр. 29.

Прикреплённые файлы:

osvaivaem-fgt_i5nd3.pptx | 8236,45 Кб | Скачан: 535
 
Публикации по теме:

«Инновации в методической работе дошкольных учреждений» Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала.

Мысли обо всем… Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. (Д. Рокфеллер) Когда ты будешь подниматься вверх, ты повстречаешь много разных.

Автор публикации:
Методический материал из опыта работы «Осваиваем ФГТ в ДОУ».
Опубликовано: 1 декабря 2012 в 15:15
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин часть1
Здравствуйте, уважаемые маамовцы. Сегодня хочу показать фотоотчет нашей поездки в г. Клин на фабрику ёлочных игрушек. Замечательное и волшебное место! В...
Конспект НОД для детей первой младшей группы. Тема: Петушок с семьей.
Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей с...
Фотоотчет тематическая неделя «Посуда».
Фотоотчет тематическая неделя "Посуда". Уважаемые коллеги доброго времени суток! Представляю Вашему вниманию фотоотчет о тематической неделе...
Новогодние окна «Фотоотчёт»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Новый год уже не за горами. Для создания сказочной атмосферы и праздничного настроения все украшают окна детского сада и наш...
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...