МААМ-картинки

Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников

Людмила Нахашева
Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников

[/h3]Работа учителя-логопеда

по расширению словарного запаса у младших школьников

Любому ребенку нужен “строительный материал” – слова, из которых он будет строить свои фразы. Словарный запас соотносится со словами, которые ребенок должен знать, чтобы затем он смог эффективно общаться, слушать, говорить, читать, и писать. Словарный запас играет важную роль в обучении чтению. Как помочь ребенку узнать новые слова, достичь максимума в расширении словарного запаса?

Публикация «Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников» размещена в разделах

Главное условие - общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса.

У ребенка сначала накапливается пассивный словарный запас – это те слова, которые ребенок знает, понимает, может различать на слух, а затем активный – те слова, которые ребенок произносит, употребляет. Только побыв какое-то время в пассивном словаре, слово перекочевывает в активный словарь.

Каждый из этих словарных запасов может быть охарактеризован по двум параметрам: количественному (объем) и качественному (семантическое содержание). Объем лексического запаса зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. Например, в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, что и определяет наличие в словаре ребенка предметной лексики, обозначающей окружающие предметы (игрушки, посуду, одежду и др., а также набора глаголов, обозначающих повседневные бытовые действия.

Перед началом работы с ребенком, логопед изучает уровень его словарного запаса, для этого он выясняет знание ребенком слов из следующих групп : игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, цветы, транспорт, школьные принадлежности и т. д. После определения количества и качества словарного запаса ребенка, начинается работа по устранению пробелов в знаниях и расширению пассивного и активного лексического словаря.

Занятия с логопедом проводят в такой последовательности:

Учимся выговаривать тихо и громко слова, подражающие звукам.

Расширяем словарный запас обозначениями новых предметов, зверей с детёнышами и т. д. При этом каждый новый предмет подробно описывается, обыгрывается - всё это помогает формированию представления о слове, обозначающем предмет.

Усваиваем прилагательные. Например, лошадь большая, а жеребёнок маленький.

Рассматриваем части тела: голова, шея, туловище, лапы, хвост, уши и т. д.

Слушаем сказки, потешки, стихи. Это способствует развитию правильной речевой грамматики.

Учимся до конца проговаривать слова, предложения.

Пересказывать рассказы.

На фронтальных занятиях я формулирую темы и отрабатываю с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучаю элементам грамоты, одновременно знакомлю детей с определёнными лексико-грамматическими категориями.

Работа по расширению словарного запаса проводится на каждом индивидуальном и групповом занятии.

В структуру занятия включаются лексические темы, например: «Школа», «Моя семья», «Дикие и домашние животные» и другие, так же применяются лексические темы, отражающие региональный компонент, например: «Животные и птицы Краснодарского края», «Особенности весны на Кубани», «Наша станица», «Животный мир Краснодарского края» и т. д.

Данная работа осуществляется совместно с учителем и воспитателями.

Совместная работа логопеда учителя и воспитателя осуществляется на основе рекомендаций, изложенных в тетради взаимодействия педагогов класса. Содержание работы раскрывается по трё м разделам:

1. Логопедические пятиминутки: предлагаются игры по изучаемой лексической теме, с указанием цели, направленные на развитие всех компонентов речи;

2. Игры и упражнения: подвижные игры, которые могут использоваться, как динамические паузы;

3. Индивидуальные занятия: включают общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по всем разделам программы, усваиваемым детьми с наибольшим трудом.

Так же мною проводятся консультации для учителей и воспитателей, по интересующим их вопросам, осуществляется взаимопосещение уроков и занятий.

Для достижения эффективности логопедической работы мною составлены общие рекомендации работы по лексическим темам, охватывающие некоторые разделы коррекционной работы. (Рекомендации прилагаются)

Такая совместная работа способствует положительному развитию речевой активности учащихся.

Публикации по теме:

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как важное условие работы с детьми с речевыми недостатками Тыщенко Лилия Андреевна Учитель-логопед МБДОУ детский сад №12 «Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей, как важное условие работы с детьми.

Влияние дидактических игр по развитию речи на расширение и активизацию словарного запаса детей с нарушенным слухом «Влияние дидактических игр, используемых на занятиях по развитию речи, на расширение, закрепление и активизацию словарного запаса детей.

Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому.

Игры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возрастаИгры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Данная тема является очень актуальной, потому что овладение богатым словарным запасом дает возможность ребенку: •общаться со сверстниками.

Конспект подгруппового занятия по обогащению словарного запаса «Домашние животные» Форма работы: Подгрупповое занятие. Группа: Старшая. Время занятия: 25 минут. Тема: «Домашние животные». Цель: Обогащение словаря детей.

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Просветительская работа учителя-логопеда с родителямиПросветительская работа учителя-логопеда с родителями .

Работа с родителями учителя-логопеда Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями, как одно из.

Работа учителя-логопеда по формированию лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи общее недоразвитие речи -это нарушение,при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных технологий И. В. Куценко учитель-логопед МАДОУ детский сад №1 ст. Каневская Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя с использованием инновационных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа учителя-логопеда по расширению словарного запаса у младших школьников
Опубликовано: 1 июня 2017 в 11:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД