Папки-передвижки

Методический проект «Пришёл молодой специалист»

Элина Тиморина
Методический проект «Пришёл молодой специалист»

Целеполагание, идея проекта :

Первоуральскому муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 36 «Смайлик» необходимы современные педагоги. Детям нужны целеустремленные, неординарные, талантливые наставники, поэтому мы заинтересованы в молодых специалистах. Роль молодых педагогов, которые по возрасту, по интересам, по своему менталитету ближе всего к дошкольному возрасту, очень важна. От них ждут новых форм и методов работы с детьми.

Публикация «Методический проект „Пришёл молодой специалист“» размещена в разделах

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Это под силу решить только настоящему профессионалу. А в ПМАДОУ «ДС № 36» есть педагоги, которых можно отнести к старшему поколению, у них накоплен богатый опыт, который они могут передать молодым педагогам. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трё х субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и самого детского сада. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – со всей адаптивной средой. Наставник развивает свои деловые качества: повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

Таким образом, детский сад повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Что касается дополнительного образования детей: к нам приходят не только выпускники педагогических ВУЗов, но и специалисты в других областях знаний. Они компетентны в своей профессии, но педагогическая деятельность для них – незнакомая область, и им необходима также адоптироваться на рабочем месте.

Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей. Специальная процедура введения нового сотрудника может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы и облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь дошкольной организации. Чем комфортней будет каждому из молодых специалистов на рабочем месте, тем быстрее будет развиваться его педагогическое мастерство.

При осуществлении данного проекта, рассчитываю получить следующие результаты:

- формируется творческий, психологически грамотный коллектив молодых специалистов, понимающих необходимость в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности;

- повышается доля педагогических работников, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня;

- формируются педагогические кадры, способные отвечать вопросам современной жизни.

Методы работы, используемые в проекте : анкетный опрос, математико-статистическая обработка данных.

Актуальность

Педагог – это не профессия, это образ жизни. Нет почетнее профессии, чем профессия педагога, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

- интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

- коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

- информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;

- рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессо- устойчивость;

- личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему;

- индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как быть молодому педагогу, только начинающему свою педагогическую деятельность, не имеющего порой ни образования, ни опыта работы?

Наш детский сад начал свою деятельность в сентябре 2012г. Число молодых специалистов в дошкольном учреждении составляет 75%.

Большинство из них не имеют специального (дошкольного) образования (учителя начального образования, учителя русского языка, математики и т. д.). На этом фоне одной из первостепенных задач коллектива детского сада становится поддержка молодых специалистов.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации развивающего образовательного процесса, она определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться возникающими в психолого-педагогическом процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребенка.

Можно констатировать существующее противоречие между потенциальными возможностями педагогов в развитии и воспитании детей и отсутствием у них необходимых установок, теоретических знаний и практических умений, позволяющих компетентно проводить данную работу.

Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности воспитателя. В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к развитию своей профессиональной компетентности можно выделить:

- высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;

- адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг);

- способность выйти на надситуативный уровень в решении педагогических ситуаций;

- к постановке вариативных и комплексных целей профессионально-педагогической деятельности и поиску способов их решения посредством планирования педагогических задач;

- способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;

- умение анализировать собственную профессионально - педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;

- умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.

Сложившееся противоречие позволяет определить проблему: каковы содержание и средства развития профессиональной компетентности воспитателей в работе с детьми?

Решение данной проблемы составляет цель проекта.

Цель проекта :

создание условий для формирования системы профессионального самоопределения, а также включения специалиста в сложную структуру психологических ролей, обязательно сопровождающих любую групповую деятельность, формирование потребности у начинающих и вновь принятых педагогов в непрерывном самообразовании и росте профессиональной компетентности.

Объект проектирования : условия, обеспечивающие успешное вхождение молодых педагогов и специалистов в профессиональную деятельность на начальном этапе работы.

Предмет проектирования : трудности, возникающие у молодых педагогов и специалистов в период их адаптации к профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Оценить уровень подготовленности новичка для разработки наиболее эффективной программы профессионально становления на рабочем месте.

2. Организовать практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями.

3. Организовать процесс включения новичка в межличностные отношения с коллегами.

4. Изучить состояние развития профессиональной компетентности молодых педагогов в педагогической практике.

5. Создать педагогические условия, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми дошкольного возраста.

6. Сформировать профессиональные умения, накопление опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми.

7. Развивать творческие способности в самостоятельной педагогической деятельности.

8. Совершенствовать формы методической работы по повышению про- фессиональной компетенции педагогов.

9. Организовать переход к стабильной работе.

Ожидаемые результаты

В качестве основных элементов успешного вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность можно выделить следующие:

- овладение системой профессиональных знаний и навыков;

- овладение профессиональной ролью;

- стремление молодого педагога к профессиональному росту;

- самостоятельность при выполнении должностных обязанностей;

- интерес к работе, возможность реализации своего потенциала;

- установление хороших отношений в коллективе;

- ощущение психологического комфорта;

- взаимопонимание с руководителем.

В дошкольном учреждении разработан план по повышению профессио- нанального мастерства педагогов, который включает:

• профессиональную переподготовку педагогов работающих не по специальности;

• план прохождения курсов повышения квалификации и аттестации;

• система участия педагогов в профессиональных конкурсах и мероприятиях;

• план оказания методической помощи.

Надо отметить, что молодые специалисты постоянно участвуют в методической работе ДОУ, посещают городские методические объединения, обсуждают и анализируют опыт работы педагогов ДОУ и города.

Уровень проработанности проекта

Анализ существующих подходов к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (А. М. Бородич, Р. С. Буре, А. И. Васильева, Е. А. Гребенщикова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Е. А. Панько, В. А. Петровский, Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина, В. И. Ядэшко) позволил выделить качества, которыми должен обладать современный педагог:

• стремление к личностному развитию и креативности;

• мотивация и готовность к инновациям;

• понимание современных приоритетов дошкольного образования;

• способность и потребность в рефлексии.

В современных условиях дошкольного образования педагог должен знать, как планировать свою работу. Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивают партнерскую совместную и самостоятельную деятельность детей. Начинающие воспитатели теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии.

В связи с этим было решено повысить уровень профессиональной компетентности педагогов не только своевременным направлением на курсы повышения квалификации, но и другими формами и средствами. Необходимо было перестроить систему методической работы в ДОУ.

На организационном этапе работы с целью выявления личностных, профессиональных качеств участников: профессиональной готовности педагогических кадров; готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий, провели анализ мониторинга профессиональной компетентности и результативности деятельности каждого педагога по «Оценочным картам профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога ДОУ».

Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов, мы отметили недостаточность знаний о психолого - педагогических закономерностях развития ребенка. Изучая творческий потенциал, прослеживаются следующие показатели: 25% педагогов обладают достаточно высоким творческим потенциалом, 60%- имеют творческий потенциал выше среднего. Также, надо отметить, что прослеживается весь спектр типов творческой личности: энергичные, коммуникабельные, требовательные.

Оказалось, что большинство сотрудников получают положительные стимулы к труду от детей. Им доставляют радость их успехи, личностное развитие. Часть педагогов обозначили источником радости встречи с коллегами, два - значимость общих успехов. Источником отрицательных эмоций для многих оказались взрослые – это проверяющие, коллега по работе, родители воспитанников.

Были выявлены проблемы: неумение педагога осознать или определить свои творческие возможности и найти применение им в работе с детьми; творческое раскрытие педагога, и в нахождение применения его творческого потенциала в общей работе всего детского сада; нехватка знаний и умений педагога методически грамотно обобщить опыт по изучаемой проблеме.

Педагоги испытывают затруднения в реализации ФГОС ДО: нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в ФГОС ДО; педагоги не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию; испытывают трудности в проектировании образо- вательного процесса. Квалификационный уровень педагогов на начальном этапе составил 18% аттестованных педагогов. Проведённый SWOT-анализ состояние уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ показал разные стороны работы на существующий момент по данной теме.

Построение управления на основе системного анализа позволяет старшему воспитателю видеть, оценивать и качественно изменять воспитательно- образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков.

Таким образом, можно сделать вывод, что аналитическая деятельность старшего воспитателя позволяет:

•Изучить личностные и профессиональные особенности воспитателей для наилучшей организации повышения их профессиональных качеств.

• Создавать условия для формирования профессиональной компетентности у каждого педагога вне зависимости от его педагогического стажа.

• Помочь педагогам обратить внимание на самого себя, на свои возможности, свои способности, научить оценивать и ценить себя.

•Определить индивидуальные маршруты формирования профессиональной компетентности у педагогов в ДОУ.

Главное в методической работе – это оказание конкретной помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Поэтому, о ее результативности можно судить не по количеству мероприятий, а по показателям самого педагогического процесса в детском саду.

Критерии оценки методической работы таковы :

•освоение дошкольниками Основной общеобразовательной программы – основной образовательной программы дошкольного образования без перегрузки детей занятиями;

•заметный рост мастерства педагогов;

•улучшение психологического климата в коллективе, повышение творческой активности воспитателей.

Показатели результативности 2014 уч. г. 2014-2015 уч. г.

Число педагогов, повысивших свою квалификационную категорию в процентном соотношении 0 56%

Число педагогов, охваченных различными формами повышения квалификации в процентном соотношении Курсы ПК – 25% Курсы ПК – 90%

Число педагогов, проходящих обучение в ВУЗах, педагогических колледжах в процентном соотношении 11% 11%

Число педагогов, применяющих в своей деятельности современные образовательные технологии в процентном соотношении 33,3% 56%

Степень удовлетворенности педагогов качеством методического со- провождения в процентном соотношении 33,3% 56%

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Поэтому важным направлением в повышение профессиональной компетенции педагогов является работа по планам личного творческого саморазвития.

Работая по данному направлению необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Уделяется поддержка со стороны старшего воспитателя:

• в определении темы, целей и задач;

• в планировании работы по самообразованию;

• в ходе реализации плана;

• в изучении и анализе результативности своей работы.

В конце учебного года каждый педагог представляет отчет (при накоплении соответствующего опыта) по теме самообразования в форме презентации. В дальнейшем планируется использование практикумов, семинаров и др. форм работы. Тем самым педагоги получают возможность, с одной стороны, раскрыть свое видение изучаемой проблемы, продемонстрировать свой уровень квалификации, а с другой – непосредственно увидеть значимость своего вклада в повышение общего уровня педагогического процесса, услышать положительные отзывы о своей работе от коллег.

Особую роль в непрерывном повышении квалификации педагогов играют профессиональные объединения, где каждый на основе своих педагогических предпочтений, интересов, потребностей получает возможность совместного изучения одного приоритетного направления, его разносторонней разработки.

На сегодняшний день в детском саду работает творческая инициативная группа по плану в рамках реализации здоровьесебергающих технологий, проектная группа «Уроки здоровья», реализующая план мероприятий по формированию у детей потребностей в здоровом образе жизни.

В ходе работы мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности. В связи с этим было принято решение создать творческую группу по внедрению ИКТ в работу образовательного учреждения. Запланировано проведение ряд мероприятий по повышению компьютерной грамотности педагогов, на которых педагоги обучались компьютерной грамотности:

• консультации-диалоги,

• видео - и аудиоконсультации,

• консультации -тренинги,

• консультации -мультимедиа,

«SOS-консультации».

Другой формой повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ является взаимомосещение мероприятий у педагогов – наставников или просто - взаимопросмотр. Этой же цели служат просмотры видеозаписей разных видов деятельности детей с сопроводительным анализом коллег обучение навыкам рефлексии с использованием специальных символов, цветных жетонов.

Такое активное включение педагогов в поиск, общение, обсуждение и анализ развивает способность выделять основные ценности взаимодействия с детьми, повышает профессиональную инициативу, формирует коммуника- тивные навыки работы в команде.

Для активизации познавательной деятельности и повышения компетентности педагогов наряду с традиционными методами обучения внедрялись формы и методы активного обучения : практикумы, деловые игры, тренинги, мастер-классы и многое другое.

Основанием профессионализма педагогов является их теоретическая подготовленность. Именно на развитие педагогического теоретического мышления призваны работать педсоветы, которые в нашем дошкольном учреждении имеют разные формы организации и решают разные виды задач: научно – педагогические, психолого-педагогические и т. д. По форме такие педсоветы названы как – тематические интеллектуально – творческие. Их подготовка требует определённой подготовительной работы, написание подробного хода проведения, обязательное разделение участников на коман- ды, использование методов активизации педагогов, подведение итогов работы коллектива по определённой теме, диалога, сообщений и выработка решений.

Также надо отметить, что педагоги принимали активное участие методических мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней. Реализация мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки педагогов способствует их успешной аттестации. На сегодняшний день повысили свой профессиональный уровень 3 педагога.

Другой формой профессионального развития педагогов является проектная деятельность. Система работы по повышению уровня профессиональной компетентности, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, позволяет уже сейчас определить перспективы работы на следующий учебный год:

1. Вовлечение большего количества педагогов в творческие профессиональные объединения;

2. Активизация работы педагогов по обобщению ПО.

3. Разработка и реализация проекта «Формирование и развитие навыков профессиональной самореализации педагогов», который будет направлен на создание условий для профилактики профессионального выгорания, развитие профессиональной мобильности педагогов, раскрывающей новые возможности самореализации, повышающей ценность и конкурентоспособность педагогического труда.

Возможные проблемы: недостаточная результативность работы по развитию профессионального мастерства педагогов:

•не происходит ожидаемого роста профессионального мастерства, рационального использования внутреннего потенциала;

•недостаточно развиваются различные профессиональные умения (рефлексивные, прогностические, аналитические, целеполагания, проектировочные, организационно-деятельностные, коммуникативные, контрольно-оценочные);

• слабо формируются умения, необходимые для инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности;

•отсутствуют навыки психологического самоанализа собственной педагогической деятельности.

Литература

1. Тимофеева, Бережнова. Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие.

2. Терпигорьева С. В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2 Издательство: Учитель, 2011.

3. Пашкевич Т. Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения. Издательство: Учитель, 2013 .

4. Лампман В. Е. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум. Издательство: Учитель, 2013.

5. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Конкурсное задание «Методический семинар» Видео Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар» Слайд № 1 – 2 В Год российского кино МАДОУ Детский сад № 4 «Дельфин».

Методический проект «Книга — лучший друг» .

Методический проект «Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС» Паспорт проекта: Тип проекта Методический; По содержанию: психолого-педагогический; По времени проведения:.

Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы) МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР 1 слайд ФГОС дошкольного образования направлен на решение ряда задач, среди которых: обеспечение преемственности основных.

Очередные заседания Клуба молодой семьи «Дружная семейка» в группе в рамках Года здравоохраненияОчередные заседания Клуба молодой семьи «Дружная семейка» в группе в рамках Года здравоохранения 2016 год в нашей области объявлен Годом здравоохранения, поэтому первое заседание мы провели в день его открытия 19 января 2016 года спортивно.

Познавательно-исследовательский проект для детей ст. дошкольного возраста «Как на Сергачский стол сахарок пришёл» Авторы и участники проекта: дети и родители старшей группы № 2 «Солнышко», воспитатель Игнатьева О. Н. Цель проекта: Расширить представление.

Методический проект «Слова-антонимы в речи старших дошкольников»Методический проект «Слова-антонимы в речи старших дошкольников» Целеполагание: Одной из выраженных особенностей речи детей расхождение в объеме пассивного и активного словаря. И, как известно, формирование.

Сценарий заседания клуба молодой семьи «Союз сердец» Цель мероприятия: воспитание ценностного отношения к семье, популяризация совместного семейного творческого дела и проведение активного.

Консультация для воспитателей «Создание клуба молодой семьи на базе ДОУ» Клуб «Созвездие» создан при поддержке отдела по культуре, спорту, молодежной и социальной политики администрации района. Этот клуб создан.

Заседания клуба молодой семьи «Дружная семейка» (фотоотчёт)Заседания клуба молодой семьи «Дружная семейка» (фотоотчёт) клуб молодой семьи "дружная семейка" начал свою работу с июля 2015 года. за это время прошло несколько интересных и запоминающихся встреч. родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический проект «Пришёл молодой специалист»
Опубликовано: 16 февраля 2016 в 10:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД