Папки-передвижки

Семинар «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»

Наталья Батагова
Семинар «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»

Свой учительский путь я начала вместе со своими первоклашками в 2014 году. Каково же было мое удивление и недоумение, когда я столкнулась на уроках чтения с тем, что книга не вызывает у детей большого интереса, у них не развита достаточно речь, рассеяно внимание. Они не могут выражать свои мысли и чувства, у детей скудный запас слов. В моем классе дети разных национальных культур и из разных социальных слоев общества. Большинство из них не посещали ДОУ, а многие не видели книг вообще. А главное, они не любят читать. И для себя я решила, во чтобы то ни стало привить любовь своих воспитанников к книге. Таким образом и определилась тема для моего самообразования : «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках литературного чтения». Передо мной стала трудная задача: научить детей любить книгу. Ведь мы прекрасно понимаем, что от того как успешен ученик в чтении, зависят и его успехи по всем остальным предметам. И для этого я выбрала одним из видов внеурочной проектной деятельности театральный кружок «Закулисье» (Приложение №1). Ведь театральная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, развивает речь ребенка, учит выразительно пересказывать тексты,декламировать стихи, расширяет словарный запас ребенка.

Публикация «Семинар „Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой“» размещена в разделах

В своей работе я тесно сотрудничаю с сельской библиотекой. Мы проводим классные часы, литературные викторины (Приложение №2). Библиотекарь организовывает различные детские выставки, принимает участие в родительских собраниях (Приложение №3). На уроках и во внеурочное время я использую игровые технологи для развития речи и для улучшения техники чтения, такие как : загадки и кроссворды «Найди слова» (Приложение №4,, а также дети с удовольствием читают рассказы с картинками вместо слов (Приложение №5, тексты с «дырками»

(Приложение №6, тексты с «хвостами» (Приложение №7, «шиворот навыворт» (Приложение №8,составляют рассказы по картинкам (Приложение №9, из слогов слова (Приложение №10). Мы регулярно проговариваем чистоговорки (Приложение №11). В работе использую метод проблемного изложения материала, который дает возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них одноклассникам. Использую упражнения для скорочтения, разработанные учителями начальных классов с большим опытом работы, такие как: чтение чистоговорок шепотом и медленно, тихо и умеренно, а затем громко и быстро; чтение только согласных, чтение согласных только с одной гласной ( например: БАТАМАПАВАЧАФАКАНАШАЛАЖАЗАЦАСА….,складывание слов из половинок. Использую упражнения из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко, упражнения из системы Заика Е. В., Нечаева Н. В., Кудина Г. Н, пытаемся читать перевернутые тексты (Приложение № 12). Кроме того, чтение по ролям способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, умению слышать друг друга и работать в команде. Использую метод предвосхищения событий (по иллюстрации к тексту, по названию); наводящие вопросы, которые помогают добиться связанного восприятия текста («клиповое мышление» у современных детей). В конце учебного года, я предлагаю детям список произведений для летнего чтения (Приложение №13).

Сегодня есть у нас опасения,что у чтения появляются серьезные конкуренты, формируется новое поколение-мультимедийное, пользующееся популярностью у детей. К сожалению, из-за понятных финансовых проблем,глубинка не располагает материальной возможностью противостоять бездумным играм «электронного века чтения», на сегодняшний день предпочтение отдается традиционной стратегии чтения-как главной, изначальной миссии школы. Книга, хотя она и неживая, говорит с нами о разных странах, временах, судьбах. Каждый год я совершенствую свою работу, понимая, что без изюминок не обойтись, иначе уроки превратятся в сухие мероприятия для галочки, использую самые разные формы работы. Здесь и содержательные викторины, познавательные экскурсии в библиотеку, увлекательные игры, поучительные беседы. Время диктует нам свои правила подхода и к традиционным для школ формам работы -урокам. Современный урок-это не просто сухое чтение или пересказ, а сочетание литературы, театральных декораций, эффектов, презентаций, которые помогут привлечь внимание детей и нагляднее раскрыть содержание текста.

Анализируя свою работу, можно сказать, что я двигаюсь в правильном направлении. За время моей работы более половины детей стали читателями сельской библиотеки, техника чтения улучшилась, дети стали выразительнее читать, осознавая смысл прочитанного, увеличился словарный запас. Кроме того, дети участвуют в конкурсах чтения стихов, в олимпиадах. С начала работы по данному направлению мы проводим акцию «Читаем-рисуем», где дети рисуют сюжеты из прочитанных книг.

Ребята стараются быть похожими на положительных героев из добрых сказок и рассказов. Научившись пересказывать тексты и познакомившись с их разными видами, мы приступили к написанию изложений и сочинений.

Публикации по теме:

«Мир сказок» сценарий конкурса для младших школьников. Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Тисульского района «Мир сказок» сценарий конкурса.

Адаптация младших школьников средствами музыки Начало обучения в школе является одним из наиболее значимых и сложных моментов в психологическом, социально-педагогическом, а так же физическом.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС Тема: «Формирование навыков проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» СОДЕРЖАНИЕ 1. Актуальность метода.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить. патриотов.

Из опыта работы «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на.

Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений» «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения.

План работы по самообразованию на 2016–2017 год «Формирование связной речи детей через театрализованную деятельность» План работы по самообразованию на 2016 -2017 уч. г. воспитателя логопедической группы Дмитриевой Галины Николаевны I квалификационная категория.

Праздник для младших школьников «Осенняя полянка» казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» Сценарий праздника для младших школьников.

Сообщение из опыта работы на тему «Формирование ФЭМП в младшем возрасте через дидактическую игру» Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в.

Нарушение письменной речи у младших школьников Речь - это одна из важных высших психических функций человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Письменная речь - одна из видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 22:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД