Методический семинар по теме: «Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольника»

Ильяна Смирнова
Методический семинар по теме: «Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольника»

Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольника.

Уважаемые коллеги, свой методический семинар я посвящаю теме - Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольника. И хотела бы начать с того, что считаю самым главным в работе педагога.

Именно в дошкольном детстве формируется личность ребёнка. И не последнюю роль в этом многогранном процессе играет музыкальное образование ребёнка.

Особенности психического развития дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям, к семи годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей. На рубеже дошкольного и школьного возраста возникает переживание ребенком собственного «Я».

Исследования показали, что количество детей с различными отклонениями в развитии, посещающих дошкольное учреждение, велико и, к сожалению, неуклонно растет. У одних детей невысокая двигательная активность, у других присутствует неуверенность в себе и крайняя зажатость, заторможенность, у третьих – сильная расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. Дети возбудимы, эмоционально ранимы.

Моя главная задача – создать на музыкальных занятиях условия эмоционального комфорта, заинтересовать детей, создать интересную игровую ситуацию. Тогда можно развивать устойчивый интерес к музыкальной деятельности вообще и, особенно, к музыкально – ритмическому движению, пению и музыкальной игре - драматизации, с помощью чего удается развить эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – этому способствуют музыкальные игры. Музыкальную игру можно определить как духовно – практическое действие, направленное на удовлетворение потребностей ребёнка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов. Эффективность музыкального развития в процессе музыкальной игры обеспечивается переживанием детьми музыкально – игрового образа, активным восприятием музыки. Ведь именно музыка является важнейшим компонентом музыкальной игры. Овладевая игровыми умениями, дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации, выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

Участие дошкольника в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Я начинаю свои занятия с игровых упражнений, чтобы собрать внимание детей и подготовить их к музыкальной деятельности.

Часто на занятиях замечала, что внутреннее напряжение детей выражается в зажатости рук и ног. Если внутреннее состояние передается через движения, то и определенные движения могут влиять на формирование эмоционального состояния ребёнка. Эти наблюдения научно обоснованны. По словам психолога Столяренко Л. Д. «… мышечное расслабление не совместимо с ощущением беспокойства… Эмоциями можно управлять путём регулирования внешнего их проявления». Именно поэтому концентрирую внимание каждого ребёнка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног, на выпрямление спины: «Музыка любит красоту – так давайте станем красивыми!». Дети наклоняются и максимально расслабляются («Руки, как тряпочки, болтаются, голова повисла, спинка и коленки стали мягкими…»

Затем выполняем различные танцевальные упражнения. Для придания большего интереса к ним, использую различные подговорки. Можно ввести ритмические игры, например «Сороконожка», где дети, стоя в колоне и положив руки на плечи друг другу, изображают сороконожку. Они учатся четко проговаривать текст и в ритме стихотворения выполнять движения. А в такой музыкально – ритмической игре как «Мы по садику гуляем», дети поют и повторяют за педагогом показанный ритмический рисунок, гуляя по залу.

В дальнейшем ходе занятия использую пальчиковые игры где дети со мной не только показывают руками то, о чём идет речь в стихотворении, но и пропевают слова в разных звуковых регистрах и в различной речевой манере. Здесь происходит соединение пальцевой пластики с пластикой выразительного речевого интонирования, формирование образно – ассоциативного мышления и культуры восприятия фольклорного текста как художественного феномена.

А еще в речевых играх детям нравится передавать ритм с помощью хлопков, палочек, бумаги и т. д.

Игры со словом собирают внимание, помогают снять зажатость и усталость, развивают координацию голоса и движения, выразительную интонацию, а значит, и эмоциональную сферу, готовят артикуляционный аппарат к вокальной работе.

Наиболее доступными для дошкольников выступают музыкально – дидактические игры, которые имеют многофункциональный характер. Их можно рассматривать как игровой метод обучения. Он направлен на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке. Игра «Музыкальная шкатулка» - помогает детям закрепить знания о музыкальных инструментах, узнавать их звучание, в игре «Что в домике делают?» - различать жанры музыкальных произведений, «Птица и птенчики» - определять высоту звука, «Угадай песенку» - развивает музыкальную память.

Существуют музыкально – дидактические игры, построенные по типу хороводных,которые имеют сюжетную канву. Если младшие дошкольники обычно осуществляют простейшую имитацию движений, то в старшем возрасте от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к роли, более высокое качество её исполнения. Развитие сюжета помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание. В процессе развития танцевальной деятельности, дети учатся общаться друг с другом, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственным переживаниям. Одновременно в мальчиках воспитываются мужские качества: мужественность, смелость, надёжность, уверенность. Формируется уважительное, галантное отношение к женщинам вообще и к девочкам в частности. В девочках культивируется женское начало: нежность, грациозность, женственность, красота. Народные песни с хороводами представляют собой естественное сочетание игры с песней и являются богатым материалом для музыкальных инсценировок.

Большой интерес у детей вызывают театрализованные игры. В таких играх дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения. Знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего, тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение.

Использую игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Предлагаю детям разыгрывать сценки. Например: «Саша заблудился в лесу, отстал от товарищей. Он зовет их»; «Костя нашел в лесу нору и зовет товарищей посмотреть находку». Мальчики зовут товарищей по-разному – Саше страшно, он боится, что его не услышат; у Кости радость, удивление от находки. Или такие задания: поискать воображаемого котенка, называя его по имени (кто-то – ласково, а кто-то – очень сердито); изобразить прогулку трех медведей из одноименной сказки Л. Толстого, но так, чтобы они вели себя и действовали по-разному; перейти через воображаемый ручей по воображаемым камешкам и др.

Театрализованные игры и этюды прекрасная база для театральных постановок, ежегодное проведение которых стало традицией в нашем детском саду. И этот год не стал исключением. В марте пройдет театральная неделя по сказкам К. Чуковского.

Подвижные народные игры – как историческое общественное явление, с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Считали, что это лучшее лекарство от всех недугов. Один из величайших медиков древности – римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч.

Даже самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту движений, меткость, сообразительность, вырабатывают волю, характер, творческую инициативу, находчивость. Они способствуют умению быстро ориентироваться в окружающей действительности. Игры вынуждают детей мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра. А главное, способствуют умственному развитию ребёнка. Подвижные игры воспитывают самообладание, умение сдерживать свои эгоистические порывы. Ведь у современных детей этот феномен наблюдается регулярно. Некоторые дети, «спотыкаясь» о небольшие препятствия, отказываются от достижения поставленной цели. А коллективные игры развивают организационные навыки и настойчивость в достижении цели. Так же в таких играх вырабатывается ответственность перед товарищами за свои действия. Благодаря этому, всё реже можно услышать: «Это не я!», «Это всё они!», «А почему я!» и в таком же духе.

Таким образом, использование в воспитании дошкольника широкого спектра музыкальных игр, вносит свою лепту в воспитание необходимых качеств для становления развивающейся личности ребёнка.

Публикации по теме:

Образовательные области «Здоровье и Безопасность» Я работаю по программе Логиновой В. И. "Детство". Согласно новому документу ФГТ программа включает в себя 10 образовательных областей, одна.

План методической недели .

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Методический семинар по теме: «Развивающие игры в системе музыкального образования дошкольника»
Опубликовано: 28 октября 2012 в 07:40
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....