Лучший педагог года

Методическое объединение. Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей

Анжела Жданова
Методическое объединение. Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей

Методическое объединение

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»

Старший воспитатель: Жданова А. М.

u]Цель:[/u] повышение профессионального и педагогического мастерства; изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной самообразовательной деятельности.

Публикация «Методическое объединение, Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей» размещена в разделах

Задачи: - Систематизировать знания педагогов по образовательной области «Здоровье» и ее интеграции с другими образовательными областями; - Показать важность работы педагогов по привитию привычки у детей к здоровому образу жизни; - Заинтересовать педагогов по данной проблеме, вызвать желание делиться опытом.

План проведения МО:

1. Просмотр интегрированной образовательной деятельности «Отправляемся в полет, приключение нас ждет» (старшая группа)

Воспитатель:Чернышенко Татьяна Николаевна

Музыкальный руководитель: Малышева Надежда Константиновна

Физинструктор: Абдулгалимова Ирина Абукаровна

2. Вступительное слово – главный специалист Отдела образования Панова Лидия Андреевна

3. Круглый стол: «Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию образовательных областей» - Старший воспитатель Жданова А. М.

- сообщение «Поговорим о ценности здорового образа жизни»

- представление проекта «Неделя здоровья в ДОУ»

- деловая игра для педагогов

4. Выработка решения методического объединения.

Ход МО:

1. Интегрированная образовательная деятельность «Отправляемся в полет, приключение нас ждет» (старшая группа)

Цель: Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию образовательных областей.

Задачи:

Образовательная область «Здоровье»

- формировать представление о здоровье и здоровом образе жизни»;

- продолжать воспитывать желание заботиться о своем здоровье;

- обогащать и закреплять ранее полученные знания о здоровом питании;

Образовательная область «Безопасность»

- продолжать учить устанавливать связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья;

Образовательная область «Физическая культура»

- формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью физических упражнений;

Образовательная область «Коммуникация»

- развивать разговорную речь и коммуникативные навыки;

Образовательная область «Социализация»

- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

- Физминутка для педагогов «Мы устали, засиделись» - физинструктор Абдулгалимова И. А.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Приступили мы к зарядке:

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз,

Вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на стулья сели.

2. Вступительное слово – главный специалист Отдела образования Панова Лидия Андреевна

3. Круглый стол: «Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию образовательных областей» - Старший воспитатель Жданова А. М.

- Сообщение старшего воспитателя «Поговорим о ценности здорового образа жизни»

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии заболеваний в данный момент. А ведь критериями здоровья является предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой. Данную проблему мы стараемся решать и в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего МО.

- Представление проекта «Неделя здоровья»

Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой бы происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. В ДОУ был разработан и реализован проект «Неделя здоровья».

Образовательный процесс основывался на комплексно-тематическом принципе, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенный промежуток времени становится объединяющей. Ведущую образовательную область «Здоровье» целесообразно интегрировать со следующими образовательными областями «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка» и др.

Проект проходил под девизом: «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский

Цель проекта: формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи:

- Способствовать формированию потребности здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью.

- Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.

- Формировать привычки выполнения гигиенических требований.

Участники: педагоги, дети и их родители.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Основные формы реализации проекта: беседы, образовательная деятельность, детское творчество, театрализованные представления, эстафеты, игры, викторины, конкурсы, работа с родителями.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный Так как, главным содержанием недели была оздоровительная работа с детьми, то вся методическая работа с педагогами и работа с родителями проводилась предварительно.

Работа с педагогами

Цель: Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья.

- Разработка и планирование системы работы к «Неделе здоровья» в детском саду; (планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов)

- Оформление выставок, стендов, альбомов и папок.

- Консультация для педагогов: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей», «Основные правила ЗОЖ», «Ознакомление детей со здоровым образом жизни». - Анкетирование педагогов - Педсовет «Привитие привычки к ЗОЖ через интеграцию образовательных областей» - Разработка презентаций для детей «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води», «Как устроен человек?»

Работа с родителями

Цель: повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. Привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду.

- Анкетирование - Деловая игра «Здоровый образ жизни – залог долголетия»

- Консультации специалистов ДОУ: «Лечимся спортом», «Закаливайте своих детей с раннего возраста», «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей», «Сон и его организация», «Основные правила ЗОЖ». - Родительское собрание «Здоровье ваших детей в ваших руках»

Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к формированию привычки к здоровому образу жизни у детей.

2 этап – реализация проекта

Работа с детьми проводилась на протяжении всей «Недели здоровья».

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

• Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна, выполнение культурно-гигиенических навыков. • Учебно-воспитательный процесс: гимнастика, минутки здоровья, физминутки, физкультурные занятия, музыкальные занятия, логопедические занятия, рисование и т. д.

Так же проводятся ежедневные оздоровительные мероприятия с часто болеющими детьми (2 младшая группа) согласно программы «Здоровье», утвержденной районным педиатром, физинстуктором ведется физкультурно-оздоровительный кружок «Здоровейка».

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, цели дня, в конце дня подводятся итоги. Структура образовательной деятельности, бесед и др. меняется в соответствии с возрастом детей.

Темы дня - Ожидаемый результат

Понедельник

«Как устроен человек?» - Дети могут назвать органы и части тела, отличия здорового человека от больного.

Вторник

«Мойдодыр" - Дети опрятные, регулярно выполняют гигиенические процедуры, соблюдают режим дня.

Среда

«Здоровое питание. Витамины.» - Дети соблюдают элементарные правила режима питания, пользуются столовыми приборами; моют руки перед едой с мылом.

Четверг

«Физкульт-ура!» - Дети правильно выполняют физические упражнения, понимая их значимость для здоровья, осуществляют контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявляют самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни

Пятница

«Я здоровье берегу» - Дети знают о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, пользе закаливания, режимах активности и отдыха, учатся устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Тема дня: «Как устроен человек?»

Цели дня: Ознакомить детей с тем. Как устроено тело человека. Уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя. Здоровье и болезнь.

- Утренняя гимнастика «Если хочешь быть здоров»

- Беседа «Я и моё тело» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, росте и весе.)

- Измерение роста и веса детей.

- Дыхательная гимнастика «Вырасту большой»

- Самомассаж «Лепим лицо»

- Рассматривание плаката «Строение тела человека»

- Беседа «Здоровье и болезнь» (Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.)

- Продуктивная деятельность (лепка, рисование) «Человек»

- Презентация: «Как устроен человек?» - старшая, подготовительная группа

- Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Айболит»

- Сюжетно-ролевая игра «Больница»

- Дидактическая игра «Узнай по описанию»

ВТОРНИК

Тема дня: «Мойдодыр»

Цели дня: формирование представлений о правилах личной гигиены, дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы и вирусы).

- Утренняя гимнастика «Рано утром умываюсь…»

- Беседа «Микробы и вирусы»

- Д/и «Предметы личной гигиены», «Небылицы от Незнайки»

- Разучивание потешек, отгадывание загадок.

- Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто»

- Чтение художественной литературы «Девочка чумазая», К. И. Чуковский «Мойдодыр»

- Продуктивная деятельность «Микробы»

- Игра-эстафета «Собери мусор»

- Совместная игра «Как я помогаю маме»

- Беседа «Чтоб кусался зубок» (Познакомить детей со строением зубов, способами ухода за ними).

- Беседа по плакатам «Личная гигиена»

СРЕДА

Тема дня: «Здоровое питание. Витамины.»

Цели дня: расширение знаний дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах; создание условий для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе; создание мотивации для детей и родителей на формирование здорового образа жизни.

- Утренняя гимнастика «Во саду ли в огороде»

- Беседа «Витамины и полезные продукты» (рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека)

- Разучивание стихотворений, отгадывание загадок

- П/и – эстафета «Витаминная семья»

- Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

- Продуктивная деятельность «Овощи и фрукты – полезные продукты»

- Инсценировка по стихотворению Ю. Тувима «Овощи»

- Д/и: «Полезная и вредная еда»

ЧЕТВЕРГ

Тема дня: «Физкульт-ура!»

Цели дня: формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

- Утренняя гимнастика «Со спортом дружим мы всегда»

- П/и – эстафеты с участием родителей

- П/и: «Ловишки с ленточками», «Веселый шнурок»

- Закаливающий массаж стоп «Поиграем с ножками»

- Выставка рисунков о спорте.

ПЯТНИЦА

Тема дня: «Я здоровье берегу»

Цели дня: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

- Утренняя гимнастика «Здоровью скажем – да!»

- Д/и: «Путешествие в страну здоровья»

- Спортивный досуг «Азбука здоровья»

- Д/и «Если малыш поранился»

- Интегрированная образовательная деятельность «Отправляемся в полет, приключение нас ждет» (старшая группа)

- Презентация «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води»

3 этап - Результаты проекта:

Дети умеют выполнять основные, культурно-гигиенические правила; понимают значимость физических упражнений для здоровья; умеют оценивать полезность продуктов и блюд в ежедневном рационе.

Продуктами проекта стали:

- Выставка рисунков «Овощи и фрукты - полезные продукты».

- Выставка рисунков «Мы со спортом крепко дружим»

- Выставка рисунков «Микробы»

- Презентации для детей «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води», «Как устроен человек?»

Дальнейшее развитие проекта

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления.

-

Деловая игра для педагогов

1 задание: закончить пословицы о здоровье

Чистота – (залог здоровья)

Здоровье дороже (золота)

Чисто жить – (здоровым быть)

Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)

Если хочешь быть здоров – (закаляйся)

В здоровом теле – (здоровый дух)

Здоровье за деньги (не купишь)

Береги платье с нову, (а здоровье смолоду)

Будет здоровье – (будет все).

2 задание - продолжи фразу о физическом развитии:

- Процесс изменения форм и функций организма человека - ….(физическое развитие)

- Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования - (спорт).

- Основное специфическое средство физического воспитания - (физические упражнения).

- Ходьба, бег, прыжки, лазание и метание – это (основные виды движения).

3 задание - «Волшебное превращение»

Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания?

(Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).

4. Рекламная пауза:

Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:

- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:

- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.

- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

- Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.

- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?

- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.

- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?

- Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку

Голос за кадром: Если: не хочешь, что бы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

5. Продолжи фразу «О здоровье»

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знают взрослые и дети

Должен быть у дня … (режим).

Следует нам так же знать,

Нужно всем по дольше (спать)

Ну а утром не лениться –

На зарядку (становиться)

Чистить зубы, умываться

И почаще … (улыбаться)

Закаляться и тогда

Не страшна тебе (хандра)

У здоровья есть враги,

С ними дружбы (не води)

Среди них тихоня лень

С ней борись ты каждый … (день)

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в (рот)

Руки мыть перед едой

Нужно с мылом и (водой)

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты –

Вот полезная … (еда)

Витаминами полна.

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши

Только помни: при уходе

Одевайся по … (погоде)

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты

Как здоровье сохранить

Научись его … (ценить!

6. «Скорая помощь зелёной аптеки»

Зелёная аптека.

Здесь всё как на ладони.

Живая картотека:

Ромашка, клевер, донник,

И хвощ, и земляника,

И пижма, и крапива,

Полынь, душица, вика,

Берёза, липа, ива…

Растут у огорода

Чабрец, кипрей и мята…

Сибирская природа

Дарами так богата.

От болей и простуды,

От нервов и ломоты –

От всяческих недугов

Мы выберем здесь что-то.

Заварим в день ненастный

Чай, собранный с любовью.

И травок дух прекрасный

Даст силы и здоровье.

Предлагаем педагогам витаминный чай из трав с медом.

Замороженные ягоды клюквы, смородины, жимолости.

4. Проект решения МО:

1. Продолжать работу в ДОУ по привитию привычки у дошкольников к здоровому образу жизни через интеграцию образовательных областей.

2. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей.

3. Пополнять физкультурный зал и физкультурные уголки в группах современным спортивным оборудованием.

Приложение

Тест для педагогов "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?"

Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ.

1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?

а) непривычная утомляемость

б) зимняя простуда

в) хроническое несварение в желудке.

2. Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?

а) не включаю на полную громкость;

б) в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;

в) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.

3. Как часто Вы меняете зубную щетку?

а) два раза в год

б) каждые 3 -6 месяцев

в) как только она обретет потрепанный вид.

4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?

а) частое мытье рук

б) противогриппозная прививка

в) отказ от прогулок в холодное время года.

5. В какое время дня Вы предпочитаете прибыть на место назначения?

а) ранним вечером

б) с восходом солнца

в) в середине дня.

6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?

а) каждый час;

б)каждые полчаса;

в) каждые 10 минут.

7. Какое из утверждений соответствует истине?

а) можно загореть даже в облачный денек

б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10

в) смуглым людям не нужна защита от солнца

8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?

а) отказ от завтрака, обеда или ужина

б) сокращение потребления алкоголя

в) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.

9. Как правильно дышать?

а) ртом

б) носом

в) ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?

а) химическая завивка

б) сушка волос феном

в) обесцвечивание волос.

Подведите итог:

Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов 1 (б, 2 (в, 3 (б, 4 (в, 5 (а, 6 (в, 7 (а, 8 (б, 9 (б, 10 (б, сложите полученные очки.

8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.

5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.

4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно - эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Презентация работы по проекту «Три кита здоровья» Презентация работы по проекту " Три кита здоровья"Автор презентации: старший воспитатель Тюлякова Светлана Анатольевна Источник презентации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое объединение. Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей
Опубликовано: 10 января 2013 в 20:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД