Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста

Татьяна Москвина
Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста

Содержание

1. Пояснительная записка…. 3

2. Учебно – тематический план…. 6

3. Этапы реализации программы….7

4. Содержание занятий …. 8

5.

Пояснительная записка

В последние время значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной. И особенно здесь важна роль взрослого, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, что позволяет оптимизировать процесс их дальнейшей адаптации к школе.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние.

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка.

Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т. д.

В связи с этим была составлена программа коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

Цель данной программы – коррекция уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Для достижения целей предлагается решить следующие задачи:

1. Создать положительное эмоциональное настроение в группе;

2 .Способствовать снятию мышечного напряжения;

3. Способствовать повышению самооценки детей

4. Снизить уровень тревожности у детей

В коррекционно – развивающую программу входят теоритические и

практические занятия для дошкольников.

На теоритических занятиях дошкольники знакомятся с такими понятиями

как трусость, смелость, тревога и. т. д, это входит в беседы.

На практических занятиях особое внимание уделяется к проведению

коррекционно – развивающих игр. Продолжительность занятий не должна

превышать 30 минут, проводиться с подгруппой детей (6 – 7 человек).

Практические занятия построены по структуре: ритуал приветствия,

упражнения на релаксацию, беседы, игры на повышение

самооценки, игры на уверенности в себе, ритуал прощания.

Все упражнения которые включены в занятиях находятся в дидактико –

методическое обеспечение развивающей программы.

Коррекционно – развивающая программа рассчитана на 18 часов на

первое полугодие.

Учебно – тематический план

№ Темы Всего час Теоритические занятия Практические занятия

1. Знакомство 1 1

2. Установление контакта 2 1 1

3. Будь смелым 2 1 1

4. Поверь свои силы 2 1 1

5. Как побороть свой страх 2 1 1

6. Как справляюсь я с тревогой 2 1 1

7. Поверь свои силы 2 1 1

8. Все сможешь 2 1 1

9. Тебя любят 2 1 1

10. Итоговое 1 1

Итого: 18 8 10

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно:

1. Этап Ознакомительный (включает в себя 2 занятия).

На этом этапе проводятся занятия на знакомство между специалистом и с подгруппой детей, с целью установление контакта и создание у детей положительного эмоционального настроя на сотрудничество. Задача специалиста - создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей дошкольного возраста.

2. Этап Основной (включает в себя 14 занятий).

На этом этапе проводятся коррекционные занятия, с целью снизить уровень тревожности и повысить самооценку у детей дошкольного возраста. Задача специалиста – помочь ребенку повысить самооценку и создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей, используя для этого (беседы, упражнения на релаксацию, игры на повышение самооценки).

3. Этап Заключительный (включает в себя 2 занятия).

На этом этапе проводятся итоговое занятие. Задача специалиста – помочь ребенку решить проблемные ситуации самостоятельно, используя при этом словесные игры и игры драматизации.

Содержание занятий

Занятие 1. Знакомство

Цель: создание у детей положительного эмоционального настроя и атмосферы сотрудничества.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек»

2. Упражнение «Воздушные шарики»

3. Ритуал прощания «Подари соседу улыбку»

Занятие 2. Установление контакта

Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Игра «Комплименты»

3. Беседа «Три настроения» (ответы детей)

4. Игра «Драка»

5. Ритуал прощания. Передай чувство.

2.1 Установление контакта

Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Игра «Смена ритмов»

3. Беседа «Расскажи о себе» (ответы детей)

4. Релаксация «Сосулька»

5. Ритуал прощания. Передай чувство.

Занятие 3. Будь смелым

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.

1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу»

2. Игра «Зеркало»

3. Беседа: «Будь смелым». (ответы детей)

4. Релаксация «Воздушный шарик»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»

3.1 Будь смелым

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей

1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу»

2. Игра «Зайки и слоники»

3. Игра: «Хозяин горы».

4. Релаксация «Воздушный шарик»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу

Занятие 4. Поверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Беседа: «Поверь в свои силы». (ответы детей)

3. Игра «Я могу»

4. Упражнение «Корабль и ветер»

5. Ритуал прощания. Оцени себя.

4.1 Поверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Игра: «Чунга - чанга».

3. Игра «Зеркало»

4. Упражнение «Воздушный шарик»

5. Ритуал прощания. Оцени себя

Занятие 5. Как побороть свой страх

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Беседа «Что такое страх» (ответы детей)

3 Упражнение «Винт»

4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением.

5. Игра "Дудочка"

6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»

5.1 Как побороть свой страх

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Беседа «Какие страхи у тебя есть» (ответы детей)

3 Упражнение «Подарок под елкой»

4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением.

5. Игра «Петушиные бои»

6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»

Занятие 6. Как справляюсь я с тревогой

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек»

2. Беседа: «Как я справляюсь со своей тревогой». (ответы детей)

3. Релаксация: «Водопад»

4. Упражнение «Танцующие руки».

5. Ритуал прощания.

6.1 Как справляюсь я с тревогой

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Ритуал приветствия «Что меня привлекает в соседе»

2. Беседа: «Как вы справляетесь с трудностями».

3. Релаксация: «Кулачки»

4. Игра «Пугало, пугало, покажись».

5. Ритуал прощания «Подари улыбку»

Занятие 7. Проверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение.

1. Приветствие «Я дарю тебе».

2. Беседа: «Поверь в свои силы».

3. Упражнение: «Насос и мяч».

4. Упражнение «Корабль и ветер»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

7.1 Проверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение.

1. Приветствие «Я дарю тебе».

2. Беседа: «Что я могу».

3. Игра: «Я могу».

4. Упражнение «Гусеница»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

Занятие 8. Все сможешь

Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Приветствие «Передай клубочек»

2. Упражнение «Кулачки»

3 Беседа «Что я могу» (ответы детей)

4. Игра «Смелый капитан»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

8.1 Все сможешь Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Приветствие «Передай клубочек»

2. Упражнение «Корабль и ветер»

3 Упражнение «Театр масок»

4. Игра «Смелый капитан»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

Занятие 9. Тебя любят

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие «Что тебе нравится в соседе».

2. Беседа: «Как вас любят ваши близкие люди»

3. Игра «За что меня любит мама».

4. Упражнение: «Винт».

5. Ритуал прощания

9.1 Люби своих близких

Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие «Подари подарок»

2 Беседа «Как любить своих близких?» (ответы детей)

3. Игра «Танцующие руки»

5. Релаксация «Кораблик»

6. Ритуал прощания «Подари улыбку».

Занятие 10. Итоговое

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, формирование внутренней позиции.

1. Приветствие: «Что тебя привлекает в соседе».

2. Игра «Комплементы».

3. Упражнение: «Зайцы и слоны».

4. Упражнение: «Дудочка».

5. Упражнение: «Я очень хороший».

6. Ритуал прощания «Подари улыбку».

Публикации по теме:

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Рекомендации по составлению рабочих программ. Часть 3: тематический план Тематический план. По желанию педагога можно составить перспективно-тематический или календарно-тематический план. 1. Раскрывается последовательность.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 08:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...