Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста

Татьяна Москвина
Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста

Содержание

1. Пояснительная записка…. 3

2. Учебно – тематический план…. 6

3. Этапы реализации программы….7

4. Содержание занятий …. 8

5.

Пояснительная записка

В последние время значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной. И особенно здесь важна роль взрослого, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, что позволяет оптимизировать процесс их дальнейшей адаптации к школе.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние.

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка.

Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т. д.

В связи с этим была составлена программа коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

Цель данной программы – коррекция уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

Для достижения целей предлагается решить следующие задачи:

1. Создать положительное эмоциональное настроение в группе;

2 .Способствовать снятию мышечного напряжения;

3. Способствовать повышению самооценки детей

4. Снизить уровень тревожности у детей

В коррекционно – развивающую программу входят теоритические и

практические занятия для дошкольников.

На теоритических занятиях дошкольники знакомятся с такими понятиями

как трусость, смелость, тревога и. т. д, это входит в беседы.

На практических занятиях особое внимание уделяется к проведению

коррекционно – развивающих игр. Продолжительность занятий не должна

превышать 30 минут, проводиться с подгруппой детей (6 – 7 человек).

Практические занятия построены по структуре: ритуал приветствия,

упражнения на релаксацию, беседы, игры на повышение

самооценки, игры на уверенности в себе, ритуал прощания.

Все упражнения которые включены в занятиях находятся в дидактико –

методическое обеспечение развивающей программы.

Коррекционно – развивающая программа рассчитана на 18 часов на

первое полугодие.

Учебно – тематический план

№ Темы Всего час Теоритические занятия Практические занятия

1. Знакомство 1 1

2. Установление контакта 2 1 1

3. Будь смелым 2 1 1

4. Поверь свои силы 2 1 1

5. Как побороть свой страх 2 1 1

6. Как справляюсь я с тревогой 2 1 1

7. Поверь свои силы 2 1 1

8. Все сможешь 2 1 1

9. Тебя любят 2 1 1

10. Итоговое 1 1

Итого: 18 8 10

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно:

1. Этап Ознакомительный (включает в себя 2 занятия).

На этом этапе проводятся занятия на знакомство между специалистом и с подгруппой детей, с целью установление контакта и создание у детей положительного эмоционального настроя на сотрудничество. Задача специалиста - создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей дошкольного возраста.

2. Этап Основной (включает в себя 14 занятий).

На этом этапе проводятся коррекционные занятия, с целью снизить уровень тревожности и повысить самооценку у детей дошкольного возраста. Задача специалиста – помочь ребенку повысить самооценку и создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей, используя для этого (беседы, упражнения на релаксацию, игры на повышение самооценки).

3. Этап Заключительный (включает в себя 2 занятия).

На этом этапе проводятся итоговое занятие. Задача специалиста – помочь ребенку решить проблемные ситуации самостоятельно, используя при этом словесные игры и игры драматизации.

Содержание занятий

Занятие 1. Знакомство

Цель: создание у детей положительного эмоционального настроя и атмосферы сотрудничества.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек»

2. Упражнение «Воздушные шарики»

3. Ритуал прощания «Подари соседу улыбку»

Занятие 2. Установление контакта

Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Игра «Комплименты»

3. Беседа «Три настроения» (ответы детей)

4. Игра «Драка»

5. Ритуал прощания. Передай чувство.

2.1 Установление контакта

Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Игра «Смена ритмов»

3. Беседа «Расскажи о себе» (ответы детей)

4. Релаксация «Сосулька»

5. Ритуал прощания. Передай чувство.

Занятие 3. Будь смелым

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.

1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу»

2. Игра «Зеркало»

3. Беседа: «Будь смелым». (ответы детей)

4. Релаксация «Воздушный шарик»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»

3.1 Будь смелым

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей

1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу»

2. Игра «Зайки и слоники»

3. Игра: «Хозяин горы».

4. Релаксация «Воздушный шарик»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу

Занятие 4. Поверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Беседа: «Поверь в свои силы». (ответы детей)

3. Игра «Я могу»

4. Упражнение «Корабль и ветер»

5. Ритуал прощания. Оцени себя.

4.1 Поверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Игра: «Чунга - чанга».

3. Игра «Зеркало»

4. Упражнение «Воздушный шарик»

5. Ритуал прощания. Оцени себя

Занятие 5. Как побороть свой страх

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Беседа «Что такое страх» (ответы детей)

3 Упражнение «Винт»

4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением.

5. Игра "Дудочка"

6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»

5.1 Как побороть свой страх

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».

2. Беседа «Какие страхи у тебя есть» (ответы детей)

3 Упражнение «Подарок под елкой»

4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением.

5. Игра «Петушиные бои»

6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»

Занятие 6. Как справляюсь я с тревогой

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Ритуал приветствия «Передай клубочек»

2. Беседа: «Как я справляюсь со своей тревогой». (ответы детей)

3. Релаксация: «Водопад»

4. Упражнение «Танцующие руки».

5. Ритуал прощания.

6.1 Как справляюсь я с тревогой

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Ритуал приветствия «Что меня привлекает в соседе»

2. Беседа: «Как вы справляетесь с трудностями».

3. Релаксация: «Кулачки»

4. Игра «Пугало, пугало, покажись».

5. Ритуал прощания «Подари улыбку»

Занятие 7. Проверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение.

1. Приветствие «Я дарю тебе».

2. Беседа: «Поверь в свои силы».

3. Упражнение: «Насос и мяч».

4. Упражнение «Корабль и ветер»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

7.1 Проверь свои силы

Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение.

1. Приветствие «Я дарю тебе».

2. Беседа: «Что я могу».

3. Игра: «Я могу».

4. Упражнение «Гусеница»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

Занятие 8. Все сможешь

Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Приветствие «Передай клубочек»

2. Упражнение «Кулачки»

3 Беседа «Что я могу» (ответы детей)

4. Игра «Смелый капитан»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

8.1 Все сможешь Цель: создание условий для снижения тревожности.

1. Приветствие «Передай клубочек»

2. Упражнение «Корабль и ветер»

3 Упражнение «Театр масок»

4. Игра «Смелый капитан»

5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».

Занятие 9. Тебя любят

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие «Что тебе нравится в соседе».

2. Беседа: «Как вас любят ваши близкие люди»

3. Игра «За что меня любит мама».

4. Упражнение: «Винт».

5. Ритуал прощания

9.1 Люби своих близких

Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

1. Приветствие «Подари подарок»

2 Беседа «Как любить своих близких?» (ответы детей)

3. Игра «Танцующие руки»

5. Релаксация «Кораблик»

6. Ритуал прощания «Подари улыбку».

Занятие 10. Итоговое

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, формирование внутренней позиции.

1. Приветствие: «Что тебя привлекает в соседе».

2. Игра «Комплементы».

3. Упражнение: «Зайцы и слоны».

4. Упражнение: «Дудочка».

5. Упражнение: «Я очень хороший».

6. Ритуал прощания «Подари улыбку».

Публикации по теме:

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Рекомендации по составлению рабочих программ. Часть 3: тематический план Тематический план. По желанию педагога можно составить перспективно-тематический или календарно-тематический план. 1. Раскрывается последовательность.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 08:35
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...