Методическое пособие «Ознакомление с окружающим миром».

Галина Морозова
Методическое пособие «Ознакомление с окружающим миром».

Хочу поделиться с коллегами своим большим достижением в педагогическом творчестве – изданием своего первого методического пособия

«Ознакомление с окружающим миром».

Конспекты комплексных занятий с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы. / Г. В. Морозова. – Москва.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 год. – 200с. ISBN978-5-296-00893-0.

Методическое пособие «Ознакомление с окружающим миром».

Издательство ГНОМ и Д в Москве выпустило мое методическое пособие в количестве 1000 экземпляров в конце 2009 года, а в продажу оно поступило почти в середине 2010 года, и вот уже каждый год они издают по 1000 экземпляров в год, в декабре 2011 вышел третий тираж и сегодня я получила свой второй гонорар за книгу, радости нет предела, и сразу вспомнила о своих новых друзьях на МАААМе и делюсь со всеми своей радостью.

Если кто из вас увлекается оригами рекомендую посмотреть а может и приобрести данное пособие, все занятия я апробировала со своими ребятами которые занимаются у меня в кружке «Оригами», дети с большим удовольствием складывают различные поделки в данной технике, с выполненными работами мы участвуем в разнообразных конкурсах и не раз становились победителями.

В пособии представлена система комплексных занятий, предполагающая пополнение знаний 6-7-летних детей о предметах и явлениях окружающего мира, обучение их некоторым техникам изобразительного искусства (аппликация, акварель, оригами и киригами, формирование у малышей экологического сознания, знакомство с произведениями художественной литературы и устного народного творчества, живописи и книжной графики.

Пособие адресовано воспитателям массовых групп ДОУ, преподавателям изобразительного искусства, работающим в детских садах и начальных классах школы, гувернерам и родителям.

ВВЕДЕНИЕ

В данном пособии предлагаются конспекты комплексных занятий для детей 6-7 лет, на которых педагоги смогут реализовать несколько параллельных задач:

рассказать детям о предметах и явлениях окружающего мира,

научить их бережно и внимательно относиться к природе,

познакомить с некоторыми произведениями живописи и художественной литературы,

развивать у малышей интерес и способность к творчеству.

Склонность к созиданию и желание творить — это очень важные черты, благодаря которым человек может жить в гармонии и единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Воспитать их в ребенке можно по-разному. Одним из наиболее приемлемых способов развить у детей творческие способности является искусство оригами.

Складывание объемных игрушек из бумаги не только доставляет детям настоящую творческую радость, но и способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, улучшает восприятие и сенсо-моторную координацию, формирует у ребенка навыки пространственной ориентации, стимулирует речевое развитие. А создание коллективных поделок и объединение детских работ в большие настенные панно помогает сформировать у малышей умение работать в коллективе, договариваться между собой, искать и находить оптимальные композиционные решения.

Занятия в пособии объединены в 9 тематических блоков: Рыбы, Домашние животные, Домашние птицы, Дикие животные, Зимушка зима, Цветы, Насекомые, Водный транспорт, Птицы - каждый из которых изучается дошкольниками в течение месяца. Занятия по каждому блоку проводятся один раз в неделю. На каждом них дети знакомятся с одним предметом или объектом окружающего мира и учатся складывать из бумаги соответствующую игрушку. Кроме того, я помогаю детям оформить свои поделки. Малыши создают иллюстрации – основы в различных изобразительных техниках (рисование акварелью по сухому и по мокрому листу, раскрашивание готовых иллюстраций цветными карандашами, аппликация методами вырезания и обрывания бумаги и т. д., выкладывают объемные фоновые конструкции (например, имитации морского дна, поляны с цветами, корзины для подснежников, украшают готовые игрушки нарисованными или наклеенными орнаментами.

Для удобства педагога конспекты объединены в тематические блоки, состоящие из 3-4 занятий. Занятиям каждого блока предшествует большая подготовительная работа педагога, предполагающая:

— просмотр иллюстраций и подготовку тематических выставок (например, «Аквариумные рыбки», «Наши друзья собаки», «Зимний пейзаж» и т. д.);

- проведение целевых прогулок, наблюдения, соответствующие теме занятия (проводятся во время прогулок, в живом уголке детского сада, дома);

— чтение, анализ и пересказ произведений художественной литературы (рассказов и сказок, отгадывание загадок по теме занятия, заучивание стихотворений;

— знакомство с произведениями устного народного творчества (пословицами, поговорками, приметами, песенками- потешками);

— знакомство с произведениями живописи и книжной графики, их авторами;

— предварительные беседы, цель которых — познакомить детей с животным, птицей или растением, которому посвящено занятие;

- посещение музеев и участие в различных акциях;

— проведение дидактических и подвижных игр, посвященных теме занятий.

Первое вводное занятие «Путешествие в картонное царство, бумажное государство» и заключительное занятия  «Игра Знатоки оригами - посвящены искусству оригами, его истории. По желанию эти два занятия можно провести в виде праздника, на который будут приглашены родители детей, что сделала я. Это занятие воспитателю помогают проводить два героя Царь-картон и Принцесса-бумага, но можно привлечь к помощи и взрослых (педагога или родителя, тогда уже они играют роли Царя-картона и Принцессы-бумаги.

В течение всего года я использую индивидуальные коробки с материалом для занятий и пооперационные карты, опираясь на которые дети складывают ту или иную игрушку. Использование специальных коробок помогает мне научить детей поддерживать порядок на рабочем месте и понять насколько это важно, а также сформировать у малышей стремление к аккуратности и первичные представления о культуре творческого процесса. Коробка с необходимыми материалами выдается ребенку на первом занятии. Она разделена перегородками на три отделения: в первом - лежат квадратные листы бумаги разных размеров, во втором - обрезки цветной бумаги, самоклеющаяся пленка, разных цветов, в третьем - ножницы, клей карандаш, фломастеры и цветные карандаши, кисти, акварельные краски. Перед каждым занятием я пополняю коробки необходимыми материалами. Подбирая бумагу для работы, как показал опыт, что оптимальными размерами листа бумаги являются следующие: 15x15,18х18 и 20x20 см. Если игрушка складывается из прямоугольника, то можно взять листы бумаги форматла16х30 и 20х30 см.

Пооперационные объемные карты для занятий нужно подготовить заранее. Сложив фигуры, иллюстрирующие основные этапы работы над игрушкой, и приклеить их к листу бумаги формата А1 и подписывает получившийся плакат. Такая карта обладает большей конкретикой и наглядностью, чем схема, «написанная» на языке оригами, и лучше воспринимается детьми. Определить стадии работы, которые следует проиллюстрировать, педагог может, изучив представленные в пособии схемы складывания.

Прежде чем начать работу с бумагой, я показываю детям пооперационную карту и проговариваю последовательность изготовления. Не стоит добиваться того, чтобы увидев карту и прослушав объяснения педагога, дети сразу самостоятельно сложили поделку. Каждую новую игрушку я складываю вместе с детьми, показывая и объясняя, как нужно выполнять тот или иной сгиб. При этом последующий этап работы демонстрируется только после того, как все дети выполнят предыдущий.

Подводя итоги каждого занятия, я стараюсь оценить аккуратность выполнения работы каждым ребенком, проявленное при оформлении творчество, умение работать в коллективе, способность создать и поддерживать порядок на рабочем месте.

Презентацию по книге можно посмотреть в файле.

Публикации по теме:

Наши «Мухоморы»Наши «Мухоморы» Вот такие мухоморы мы смастерили с детьми 5 лет на комплексном занятии (ознакомление с окружающим миром и аппликация). [cut=Читать далее. ].

Приобщение дошкольников к традициям русской культурыПриобщение дошкольников к традициям русской культуры Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическое пособие «Ознакомление с окружающим миром».
Опубликовано: 29 января 2012 в 18:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День здоровья!»
День Здоровья Нельзя представить себе жизнь ребёнка без весёлых развлечений, праздников, соревнований, интересных игр! В детском саду номер 10 прошёл...
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух и вода - наши...
Фотоотчет «Мои матрёшки»
Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, многие гости моей странички давно заметили мою любовь к загадочной русской куколке-матрёшке. Она просто -воплощение...
Сценарий выступления агитбригады «Сохраним первоцветы!»
Агитбригада «Первоцветы» Перед вами выступает Слов на ветер не бросает, Суть проблемы понимая, Агитбригада «Первоцветы»...
Экологическая сказка «Спасём речку Турью»
Сценарий экологической сказки «Спасем реку Турью! » Ведущий. На планете год от года Человек вредит природе. Даже не поймет, чудак, Что природа –...