Лучший педагог года

Методическое пособие «В мире животных»

Альбина Муллагильдина
Методическое пособие «В мире животных»

Пояснительная записка

Личность ребёнка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. С первых дней жизни приспособление ребёнка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания и обучения. Современное овладение правильной речью имеет особое значение для формирования полноценной личности ребёнка. Рождаясь, ребёнок попадает в совершенно незнакомый мир. И начиная говорить, этот окружающий мир даёт обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. От взрослых – родителей, воспитателей, родственников – в значительной степени зависит, чтобы те отчётливо, прочно усвоенные представления, которые этот мир вызывает, отразились в столь же прочно усвоенных словах. Овладение грамматически правильной речью вызывает у детей много трудностей. Они объясняются не только возрастными закономерностями нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка. Речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка. Ведущим же видом деятельности является игра.

Публикация «Методическое пособие „В мире животных“» размещена в разделах

«Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного и речевого развития ребёнка» Е. Аркин. Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Таким образом, мы видим важность использования развивающих игр и упражнений при формировании грамматического строя речи дошкольников.

Развивающие игры – эффективное средство и для закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении словоформ. Развивающие игры с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. Игры могут проводиться с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Для успешного расширения словаря детей, я обратилась к природе и углублённо начала работу по теме: «Обогащение словаря детей через экологические понятия». Ведь природа с её разнообразием форм, красок, звуков, запахов, своей непредсказуемостью, представляет большие важности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.

В своей группе я изготовила развивающую игру «Зоопарк». Эта игра может быть использована на непосредственно образовательной деятельности различного содержания: по грамматическому строю речи, краеведения и экологическое воспитание детей. Игра также подходит для обыгрывания разных сюжетов, индивидуальной работы с детьми.

Дополнительно к игре были изготовлены загадки о животных, приобретены раскраски о животных и птицах, игрушки – животные.

Цель:

- Изучить и проанализировать психолого–педагогическую литературу.

- Выявить особенности развития словаря дошкольников.

- Разработать направления и содержание по формированию словаря.

- Провести экспериментальное обучение по обогащению словаря детей.

- Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей, в процессе углублённой работы по теме: «Обогащение словаря детей через экологическое понятие».

Задачи: - Обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями.

- Формировать умение правильно употреблять в речи слова.

- Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

- Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова.

- Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам.

- Воспитывать эстетические чувства к родной природе.

Работая с детьми в разновозрастной группе, заметила, что развитие речи детей наилучшим образом происходит при ознакомлении детей с природой родного края, с природными явлениями, в процессе наблюдения.

Во время проведения игр необходимо развивать творческую активность каждого ребёнка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений подводя его к определённым предложениям.

Развивающие игры, проводятся с использованием игровых методов, что обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное удовлетворение потребностей маленького ребёнка в самостоятельности- речевой и поведенческой (действия, движения и т. п.) Этим самым развивается речь детей, пополняется словарный запас, дети узнают много нового, прививается любовь к природе родного края. Например: дети знакомятся с различными животными. Развивающие игры по развитию грамматической стороны речи это основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений. Передача знаний о природе требует обязательного использования сложных предложений. Поэтому была поставлена цель, научить детей свободно пользоваться ими. И уже дети подготовительной к школе группы почти все при раскрытии причины используют в речи сложноподчинённое предложение, а при описании предмета простые распространённые.

Развивающие игры для детей среднего возраста

«Чьи детки»

Цель: Закреплять знания детей о диких животных и их детёнышей, обогащать словарь детей.

Воспитатель показывает детям диких животных и их детёнышей, дети должны правильно найти их и назвать.

Например: Медведь – медвежонок;

Волк - волчонок;

Ёж – ежонок;

Лиса – лисёнок;

Белка – бельчонок;

Лось – лосёнок.

«Кто – это»

Цель: Закреплять знания детей о диких животных. Формировать грамматически правильную речь. Активизировать словарь детей.

Взрослый называет признак и бросает мяч ребёнку. Поймавший называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч взрослому. Например: Бурый, косолапый – медведь;

Серый, зубастый – волк;

Хитрая, пушистая – лиса;

Маленький, колючий – ёж.

Серенький, трусливый – заяц.

«Отгадай загадку»

Цель: Развивать у детей мышление, воображение, внимание, умение быстро

отгадывать и отвечать, обогащать словарь детей.

Воспитатель загадывает детям загадки, а дети должны отгадать и показать дикого животного.

Например: Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками (ёжик).

Кто зимой холодной, бродит злой голодный (волк).

Ходит летом косолапый, а зимой сосёт он лапу (медведь).

По деревьям скок-скок, да орешки щёлк-щёлк (белка).

Рыжая, хитрая, кур таскает (лиса).

«Как зовут папу, маму и детёныша»

Цель: Упражнять детей в повторении нужных словоформ. Формировать правильную речь. Активизировать словарь детей.

Дети рассматривают животных и называют папу, маму и детёныша. Например: Лис – лиса – лисёнок;

Волк – волчица – волчонок;

Заяц – зайчиха – зайчонок;

Медведь – медведица – медвежонок;

Ёж – ежиха – ежонок;

Лось – лосиха – лосёнок.

«Назови ласково»

Цель: Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Взрослый показывает ребёнку предмет и называет его. Ребёнок должен назвать и сказать ласково.

Например: Перо – пёрышко;

Лапа – лапочка;

Хвост – хвостик;

Голова – головка;

Клюв – клювик.

«Один – много»

Цель: Формировать умение образовывать существительные множественного числа.

Взрослый называет животного в единственном числе, а ребёнок называет во множественном числе.

Например: Слон – слоны;

Лев – львы;

Жираф – жирафы;

Обезьяна – обезьяны;

Крокодил – крокодилы;

Зебра – зебры;

Бегемот – бегемоты.

«Сосчитай до пяти»

Цель: Развивать умение согласовывать существительные с числительными.

Взрослый показывает животного и говорит один заяц, а дети продолжают считать до пяти.

Например: Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис.

Один волк, два волка, три волка, четыре волка, пять волков.

Одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.

Один ёж, два ежа, три ежа, четыре ежа, пять ежей.

Развивающие игры для детей старшего возраста

«Кто где живёт»

Цель: Закреплять знания детей о диких животных, о среде их обитания в лесу, обогащать словарь детей.

Педагог показывает детям животных, а дети должны назвать их жилища. Например: Лиса в норе;

Медведь в берлоге;

Белка в дупле;

Ёж в норе;

Волк в логове.

«Отыщи хищников»

Цель: Упражнять детей в группировке животных, воспитывать внимание, быстроту реакции слова, обогащать словарь детей.

Ребёнку предлагается выбрать животных одной группы из тех, которые есть в зоопарке.

Например: Лиса, волк, медведь – хищники;

Заяц, белка, лось – травоядные;

Мышка, крот, суслик – грызуны.

«Кто и как передвигается»

Цель: Формировать умение детей классифицировать на группы животных, птиц, насекомых. Обогащать словарь детей.

Педагог выставляет животных, птиц, насекомых, а дети должны найти и назвать среди них кто ползает, прыгает, летает.

Например: Лягушка – прыгает;

Змея – ползает;

Бабочка – летает;

Гусеница –ползает;

Белка – прыгает;

«Длинный – короткий»

Цель: Закреплять умение детей сравнивать конечности животных. Активизировать словарь детей. Формировать умение детей усваивать слова антонимы.

Педагог выставляет животных, а дети должны назвать у кого длинные конечности, а у кого короткие.

Например: У зайца длинные уши, а у медведя короткие;

У лисы длинный хвост, а у зайца короткий;

У белки короткие лапы, а у волка длинные.

«Чей хвост, чья морда, чьи лапы»

Цель: Формировать грамматический строй речи у детей по словоизменению.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному животному, а дети отвечают на вопрос: «Чей хвост, чья морда, чьи лапы».

Например: Медведь, хвост – медвежий, морда – медвежья; лапы – медвежьи.

Волк, хвост – волчий; морда – волчья; лапы – волчьи.

Лиса, хвост – лисий; морда – лисья; лапы – лисьи.

Заяц, хвост – заячий; морда – заячья; лапы – заячьи.

Белка, хвост – беличий; морда – беличья; лапы – беличьи.

«Мячик - соединитель»

Цель: Закреплять знания детей о повадках животных. Формировать умения правильно составлять предложения из двух, трёх слов.

Воспитатель, бросает мяч кому – нибудь из детей произнося, при этом несогласованные слова. Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно.

Например: Волк, выть – волк воет;

Медведь, реветь медведь ревёт;

Заяц, бежать – заяц бежит;

Белка, прыгать – белка прыгает;

Бобр, плавать – бобёр плавает.

«Назови детёнышей»

Цель: Формировать умение у детей образовывать существительные единственного числа и множественного.

Воспитатель называет животного, а ребёнок животного, детёныша и детёнышей.

Например: Лев – львёнок – львята;

Слон – слонёнок – слонята;

Страус – страусёнок – страусята;

Кенгуру – кенгурёнок – кенгурята;

Тигр – тигрёнок – тигрята.

Публикации по теме:

Проект «Мы вместе» Социализация – это сложный процесс взаимодействия со средой, в результате которого формируется личность ребенка. Сущность социализации состоит.

Взаимодействие ДОУ и семьи ДОУ и семья являются теми социальными институтами, которые осуществляют речевое воспитание и развитие словесного творчества детей до школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «В мире животных»
Опубликовано: 16 марта 2014 в 19:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД