Папки-передвижки

Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

Альбина Шакирова
Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ на тему:

«ПЕНИЕ – КАК ОСНОВНОЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

СЛАЙД 1

В последнее время многие педагоги дошкольных учреждений уделяют много внимания постановке танцев, театрализованных представлений, а на формирование навыков правильного звукообразования на занятиях почти не остается времени. Во многих детских садах репертуар песен для праздников и развлечений подбирается сложный, не доступный диапазону детского голоса. Часто пение детей крикливое, фальшивое. Это в свою очередь, вредит развитию музыкального слуха детей, развитию эстетического вкуса. Очень важно, чтобы дети пели естественным голосом, чисто интонируя, выразительно и эмоционально передавая характер и настроение песен.

Публикация «Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Пение является самым доступным видом детского исполнительства, т. е. каждый ребенок с рождения обладает готовым «музыкальным инструментом», а именно – певческим голосом. Дальнейшее совершенствование певческих навыков ребенка способствует его общему развитию, становлению его личностных качеств, таких, как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным песнями, также помогает формированию эстетического отношения к музыке, а через нее – и к окружающей действительности.

ПЕНИЕ – КАК ОСНОВНОЙ ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности :

Музыкальный слух

• Память

• Чувство ритма

Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

СЛАЙД 2 и 3

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ :

СЛАЙД 4

ЗАДАЧИ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Методика работы в основном направлена на то, чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения. Песни поются всей группой, подгруппами, индивидуально, по ролям, по музыкальным фразам, по куплетам поочередно, каждой подкупной и т. д. Добиваясь интонационно и ритмически точного исполнения мелодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фразы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки. В процессе обучения применяет дирижерские жесты.

СЛАЙД 5

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению.

Поэтому с самого раннего дошкольного возраста надо учитывать специфику детского голоса, чтобы избежать ошибок в работе по формированию певческих навыков. Детский голос очень хрупок и раним, голосовые связки короткие и тонкие. Гортань, легкие детей малы. Мышцы голосового аппарата также слабы, в результате чего детский голос высокий и не очень сильный. Диапазон детского голоса небольшой, который при правильной организации певческой деятельности расширяется. Работа по развитию певческих навыков у детей будет более результативной, если учитывать эти особенности детского голоса.

СЛАЙД 6

Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – РЕПЕРТУАР, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

При выборе песенного репертуара необходимо учитывать, чтобы содержание песен отражало круг интересов ребенка. Подходящий репертуар для всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии и содержание просты и доступны, формируют музыкальный вкус и могут применяться в различных жизненных ситуациях. Тексты песен должны быть доступны для понимания детьми. Если в содержании песен есть сложные для понимания детьми слова, их нужно обязательно объяснить ребенку.

СЛАЙД 7

Песни, которые предлагаются детям во всех группах, должны быть высокохудожественными, познавательными в отношении содержания текста. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятна детям: песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.

Мелодии песен должны быть простые, яркие и разнообразные по характеру. Также должны соответствовать вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона, который не должен превышать указанного в программе воспитания в детском саду.

СЛАЙД 8

Диапазон песен не должен превышать возможности певческого диапазона детского голоса. Фразы песен должны быть короткими, т. к. объем детского дыхания невелик. В мелодии песен важно отметить простые интонационные и ритмические ходы.

ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПОДБОРУ:

При выборе песен надо исходить из:

плана педагогической работы и интересов детей, которыми они живут в данное время.

Ведь дети должны осмыслить содержание текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить песни самостоятельно - соло и хором.

Песни также должны отвечать дидактическим требованиям, т. е.

доступности,

систематичности и последовательности,

сознательности,

активности.

Поэтому постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонизации, структуре.

СЛАЙД 9

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как, дыхание, кровообращение, эндокринная система. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Но детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У детей дошкольного возраста голос еще не сформирован и слаб, поэтому звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звука.

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Слух совершенствуется, если обучение ведётся правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые попевки, песенки, построенные на двух-трёх нотах. Ребёнок слушает, затем поёт вместе со взрослым. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и развивается ладовысотный слух.

СЛАЙД 10

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому нужно обращать внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н. Д. Орлова определяет рабочий диапазон “звучащую зону”, в пределах “ми I окт – си I окт”, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

Важно перед началом обучения дошкольников определить диапазон голоса каждого ребенка (диагностические обследования) и на занятиях стремиться систематически его укреплять с помощью различных упражнений, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

СЛАЙД 11

Вокально-артикуляционные упражнения, активно используемые на музыкальных занятиях, представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции, а так же являются здоровьеберегающим технологиям:

- Песенки-распевки. Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов.

- Дыхательная гимнастика – способствует развитию и укреплению лёгких и диафрагмы.

Дыхательную гимнастику мы выполняем стоя или сидя, в зависимости от состояния и настроения детей, но обязательно сохраняя осанку (развёрнутые плечи, прямая спина, подобранный живот).

- Логопедическая гимнастика и речевые игры Незаменимым материалом в работе являются «Логопедические распевки». Они основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками. Т. С Овчинникова советовала, «осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками». Пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе, характере также приводит к замечательным результатам, улучшая дикцию детей.

- "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

- Валеологические песенки попевки Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон. Улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению.

- Артикуляционная гимнастика способствует активному задействованию лицевой мускулатуры, её разогреву.

-Ритмодекламация и скороговорки. «Ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются скороговорки.

СЛАЙД 12

Развитие детского голоса и его совершенствование зависит не только от разнообразных методических приёмов, но и от знаний, которые даются детям на занятиях музыки. Но эти знания сами по себе не могут обеспечить красивое звучание голоса. Нужны специальные и длительные упражнения, чтобы знания перешли в необходимые умения, которые после неоднократных повторений становятся навыками. К простейшим певческим навыкам относятся такие как:

1. певческая установка,

2. звукообразование,

3. правильное дыхание,

4. хорошая дикция,

5. чистота интонации,

6. чувство ритма,

7. слаженность ансамбля.

Все певческие навыки тесно связаны между собой и должны развиваться у детей в системе.

СЛАЙД 13

Вокальная работа, проведённая над песней (над её элементами) делает её ярче, интереснее. А главное, голосовой аппарат ребёнка крепнет, а сам он становится музыкальнее. Негромкий серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон. И к его достижению необходимо стремиться в певческой практике.

Хорошая песня развивает и воспитывает ребёнка, она источник интереса к музыкальной деятельности, в которой формируются вокально-певческие навыки и умения.

На одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать песни ранее выученные. При их исполнении от детей следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого. Всего на каждом занятии может прозвучать 1-2 упражнения, 1-песня разучиваемая, 1-песня повторная. Исключение составляют занятия, проводимые непосредственно перед праздничным утренником, когда повторяют 3-4 песни.

Работу над песней можно разделить на три этапа – ознакомление, разучивание и закрепление.

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

На первом этапе важно заинтересовать детей, пробудить в детях желание выучить и исполнить песню.

Начинать разучивать с дошкольниками любую песню следует с целостного её восприятия, т. е. первый раз она должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом. Важно обратить внимание детей на содержание песни, её характер, изобразительность. На первых занятиях лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить её с голоса взрослого. Нельзя разучивать сразу весь текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь «речитативом».

Краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

Пояснение непонятных слов;

Чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

Разгадывание загадок, ребусов;

Вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

СЛАЙД 14

Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь так красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.

Второй этап связан с ее разучиванием. Здесь также идет работа над формированием и развитием вокально-певческих навыков. Перед пением необходимо «разогреть» голос ребенка, используя небольшие распевки со словами или на слог (на 2-3 звука.)

При разучивании песни важно сосредоточить внимание ребенка на мелодии, которую лучше начать осваивать без текста на слог. Так внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотных и ритмических особенностях мелодии. Можно разучивать мелодию без фортепианного сопровождения. Сложные по ритмическому рисунку фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Ритмический рисунок можно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на слог. В работе над дикцией обратить внимание на выразительное исполнение текста в соответствии с его смыслом. В работе над дыханием необходимо разъяснить, что дышать нужно спокойно, не поднимая плеч, не делая шумных вздохов перед фразами, сохраняя воздух до окончания фраз. Педагогу необходимо помнить, что певческие навыки и умения формируются успешнее, если они окрашены эмоционально. Поэтому с самого начала разучивания песни необходимо искать выразительный звук, отвечающий ее характеру, необходимо, чтобы фразировка была логична, а штрих, динамика и темповые отклонения соответствовали эмоционально-образному содержанию песни.

Беседа – анализ произведения

Упражнения для развития певческих навыков

Песенки – попевки и песенки - распевки

Разучивание трудных мелодических ходов

Разучивание сложных ритмических рисунков

Работа над вступлением в песни

Работа над текстом

СЛАЙД 15

Каждая песня требует своего сценического воплощения. На третьем этапе идет закрепление песни. Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Здесь можно и важно проверить, как песня усвоена каждым ребенком. Для этого можно петь подгруппами, индивидуально, по «цепочке». Пение с сопровождением можно чередовать с исполнением без инструмента.

Показателем усвоения песни будет ее исполнение детьми в самостоятельной деятельности, в свободное время, по собственной инициативе. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями. Критерием музыкального развития при этом будет не количество разученных песен, а красивое, выразительное пение, любовь к песням и потребность в нем.

Прикреплённые файлы:

master-klas-penie_sub3k.pptx | 200,19 Кб
 
Публикации по теме:

Доклад (выступление на педсовете) «Пение, как основной вид деятельности дошкольников» С давних времен музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие.

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольниковДуховно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников Не вызывает сомнения, что российское общество переживает в настоящее время не лучшие времена. Сложившееся положение является отражением.

Игра — основной вид деятельности в достижении результатов в соответствии с ФГОС до С введением нового Закона РФ «Об образовании»», ФГОС с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных,.

Игра — это основной, ведущий вид деятельности для дошкольников. .

Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников. Андреева О. А. Суркова Н. В. АНО ДО «Планета.

Основной вид деятельности. Экспериментальная деятельность «Лёд. Тепло. Вода» ЗАДАЧИ: Образовательная: Познакомить детей с тепловыми явлениями, со свойствами теплопередачи. Учить делать выводы по эксперименту. Развивающая:.

Самоанализ основной образовательной деятельности по физическому развитию Тема занятия: «Занимательное путешествие» Направление занятия – ОО «Физическое развитие» Мною были поставлены следующие цели и задачи:.

Семинар с воспитателями «Игра как основной вид деятельности дошкольников» Цель и задачи игры. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные.

«Вместе весело играть!» — игра — основной вид деятельности дошкольника«Вместе весело играть!» — игра — основной вид деятельности дошкольника Игра – основной вид деятельности дошкольника. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально.

Выступление на педсовете Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в музыкальной деятельности На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблеме развития самостоятельности детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников
Опубликовано: 17 января 2017 в 12:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД