Методическое сопровождение педагога при построении развивающей среды с учётом индивидуализации образовательной программы

Марина Зайцева
Методическое сопровождение педагога при построении развивающей среды с учётом индивидуализации образовательной программы

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

В связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды, в настоящее время возникает необходимость инновационного подхода к организации среды развития ребенка, который определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.

В связи с новыми требованиями построения ПРС возникла необходимость проанализировать состояние развивающей среды нашего ДОУ в соответствии с новыми требованиями. Для этого я использовала оценочный лист состояния предметно-развивающей среды и метод наблюдения.

Наблюдения за работой воспитателей показали, что педагоги испытывают трудности в построении предметно- развивающей среды в соответствии с новыми требованиями.

Посредством проведённого анализа существующих условий в учреждении была выявлена проблема: созданная много лет назад развивающая среда в ДОУ отвечает некоторым Федеральным государственным требованиям, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды, наблюдается жесткая функциональная закреплённость уголков и зон внутри помещений и участков.

Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.

Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере ФГТ и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

Анализ выявленных проблем у педагогов при построении предметно- развивающей среды определил выбор темы проекта:

«Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в создании предметно-развивающей среды в группах с учётом индивидуализации ООП ДО способствующей развитию дошкольников.

В соответствии с целью были определены задачи:

1. Изучить состояние проблемы построения предметно- развивающей среды в психолого- педагогической литературе.

2. Познакомиться с требованиями к предметно-развивающей среде изложенными в ФГТ к условиям реализации ООП ДО.

3. Разработать критерии и показатели уровней построения предметно- развивающей среды в ДОУ.

4. Проанализировать условия предметно-развивающей среды в ДОУ.

5. Обновить ПРС в группах в соответствии с требованиями ООП ДО.

6. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов психолого- педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диагностических (наблюдение, беседы с воспитателями, анализ педагогической документации, анкетирование педагогов).

Ожидаемый результат:Повышение профессионального мастерства педагогов.

Разработка и подбор критериев оценки уровней построения предметно- развивающей среды в ДОУ.

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

Обновленная ПРС в группах в соответствии с примерными темами и требованиями ООП ДО.

Дети и родители станут активными участниками проектирования предметно-развивающей группы.

Эстетично оформленная ПРС, направленная на развитие воспитанников ДОУ.

Педагоги будут гибко и вариативно использовать пространство группового помещения.

Организационные мероприятия по реализации проекта по созданию предметно-развивающей среды:

-Знакомство с нормативными документами, регламентирующими выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к среде ДОУ.

-«Педагогическая гостиная»: Презентация методической литературы

Составление плана деятельности рабочей группы по реализации проекта по созданию предметно-развиващей среды.

-Семинар: «Требования к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ».

-Круглый стол: «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ».

-Семинар: «Интегративный подход к организации предметно-развивающей среды ДОУ».

-Семинар - практикум «Выделение центров активности в предметно-развивающей среде»

-Практикум: «Содержание центров активности». Выходы в группы

-Организация развивающей инновационной среды в группах детского сада.

-Знакомство воспитателей с опытом работы педагогов других детских садов по созданию предметно-развивающей среды

-Экскурс по группам «Создание социосреды в соответствии с ФГТ»

-Помощь в подборе материала по темам проектов с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей.

-Круглый стол «Привлечение родителей к созданию развивающей среды в рамках реализации темы»

В ходе круглого стола педагоги обмениваются мнениями, знакомят своих коллег с методами и приёмами используемыми в работе с родителями в рамках реализации темы.

-Смотры-конкурсы

-Консультация: планирование ПРС по экологическому развитию, обучению и воспитанию детей, развитие познавательных способностей

Свою работу с педагогами я строю дифференцированно, в зависимости от уровня профессионализма, интересов и запросов педагогов.

I. Фронтально

II. Небольшими группами

III. Индивидуально

Результаты проекта на данном этапе разработки:

-Среда групповых помещений и холлов ДОУ стала полифункциональной

-Дети -активные преобразователи среды

-Активное участие родителей

-Эстетическое оформление развивающей среды

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Методическое сопровождение педагога при построении развивающей среды с учётом индивидуализации образовательной программы
Опубликовано: 8 мая 2013 в 23:55
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....