Методическое сопровождение педагога при построении развивающей среды с учётом индивидуализации образовательной программы

Марина Зайцева
Методическое сопровождение педагога при построении развивающей среды с учётом индивидуализации образовательной программы

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

В связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды, в настоящее время возникает необходимость инновационного подхода к организации среды развития ребенка, который определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.

В связи с новыми требованиями построения ПРС возникла необходимость проанализировать состояние развивающей среды нашего ДОУ в соответствии с новыми требованиями. Для этого я использовала оценочный лист состояния предметно-развивающей среды и метод наблюдения.

Наблюдения за работой воспитателей показали, что педагоги испытывают трудности в построении предметно- развивающей среды в соответствии с новыми требованиями.

Посредством проведённого анализа существующих условий в учреждении была выявлена проблема: созданная много лет назад развивающая среда в ДОУ отвечает некоторым Федеральным государственным требованиям, но не всегда учитываются психолого-педагогические принципы её построения, страдает качественный и количественный состав предметной и игровой среды, наблюдается жесткая функциональная закреплённость уголков и зон внутри помещений и участков.

Также выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада: присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.

Таким образом, возникает противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере ФГТ и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

Анализ выявленных проблем у педагогов при построении предметно- развивающей среды определил выбор темы проекта:

«Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в создании предметно-развивающей среды в группах с учётом индивидуализации ООП ДО способствующей развитию дошкольников.

В соответствии с целью были определены задачи:

1. Изучить состояние проблемы построения предметно- развивающей среды в психолого- педагогической литературе.

2. Познакомиться с требованиями к предметно-развивающей среде изложенными в ФГТ к условиям реализации ООП ДО.

3. Разработать критерии и показатели уровней построения предметно- развивающей среды в ДОУ.

4. Проанализировать условия предметно-развивающей среды в ДОУ.

5. Обновить ПРС в группах в соответствии с требованиями ООП ДО.

6. Разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов психолого- педагогического исследования: теоретических (изучение и анализ психолого-педагогической литературы, диагностических (наблюдение, беседы с воспитателями, анализ педагогической документации, анкетирование педагогов).

Ожидаемый результат:Повышение профессионального мастерства педагогов.

Разработка и подбор критериев оценки уровней построения предметно- развивающей среды в ДОУ.

Разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.

Обновленная ПРС в группах в соответствии с примерными темами и требованиями ООП ДО.

Дети и родители станут активными участниками проектирования предметно-развивающей группы.

Эстетично оформленная ПРС, направленная на развитие воспитанников ДОУ.

Педагоги будут гибко и вариативно использовать пространство группового помещения.

Организационные мероприятия по реализации проекта по созданию предметно-развивающей среды:

-Знакомство с нормативными документами, регламентирующими выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к среде ДОУ.

-«Педагогическая гостиная»: Презентация методической литературы

Составление плана деятельности рабочей группы по реализации проекта по созданию предметно-развиващей среды.

-Семинар: «Требования к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ».

-Круглый стол: «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ».

-Семинар: «Интегративный подход к организации предметно-развивающей среды ДОУ».

-Семинар - практикум «Выделение центров активности в предметно-развивающей среде»

-Практикум: «Содержание центров активности». Выходы в группы

-Организация развивающей инновационной среды в группах детского сада.

-Знакомство воспитателей с опытом работы педагогов других детских садов по созданию предметно-развивающей среды

-Экскурс по группам «Создание социосреды в соответствии с ФГТ»

-Помощь в подборе материала по темам проектов с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей.

-Круглый стол «Привлечение родителей к созданию развивающей среды в рамках реализации темы»

В ходе круглого стола педагоги обмениваются мнениями, знакомят своих коллег с методами и приёмами используемыми в работе с родителями в рамках реализации темы.

-Смотры-конкурсы

-Консультация: планирование ПРС по экологическому развитию, обучению и воспитанию детей, развитие познавательных способностей

Свою работу с педагогами я строю дифференцированно, в зависимости от уровня профессионализма, интересов и запросов педагогов.

I. Фронтально

II. Небольшими группами

III. Индивидуально

Результаты проекта на данном этапе разработки:

-Среда групповых помещений и холлов ДОУ стала полифункциональной

-Дети -активные преобразователи среды

-Активное участие родителей

-Эстетическое оформление развивающей среды

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Насекомые и пауки
  • Птицы
Автор публикации:
Методическое сопровождение педагога при построении развивающей среды с учётом индивидуализации образовательной программы
Опубликовано: 8 мая 2013 в 23:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....