Методическое сопровождение экологического образования

Галина Мищук
Методическое сопровождение экологического образования

Так как экологическая воспитанность детей в большой степени зависит от подготовленности педагогов, особое внимание в нашем детском саду уделяется повышению уровня педагогической компетенции воспитателей.

Для экологизации образовательного процесса в детском саду важно, чтобы все педагоги осознавали ее необходимость и свою ответственность за образование дошкольников. Можно выделить три аспекта:

- понимание экологических проблем и причин, их порождающих, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;

- повышение уровня профессионального развития педагога (способность к творчеству, готовность к работе по данному направлению);

- владение личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми, забота об их психическом и физическом здоровье.

В нашем детском саду разработана структура управления экологическим воспитанием и образованием, основные принципы работы с детьми, используется система педагогического взаимодействия, направленная на экологическое развитие детей, которая включает в себя: специально организованное обучение, совместную деятельность педагога и детей и самостоятельную деятельность детей.

Блок организованного обучения – это разнообразные по форме занятия, экологического содержания: комплексные, игровые, беседы, экскурсии, уроки доброты и пр.

Блок совместной деятельности взрослого и детей является основным в формировании у детей экологической культуры – это наблюдения, опыты, беседы, экологические игры разного вида, чтение природоведческой литературы, использование фольклора, труд в природе, сбор коллекций, ведение календарей и др.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей – это, в первую очередь, создание педагогом условий, способствующих ее возникновению. Очень важно, чтобы игры, пособия, модели, книги, которые использовались педагогом на занятии, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

Управление методической работой невозможно без педагогической диагностики, задача которой выявить уровень готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников. Именно диагностика позволяет на научной основе реализовать дифференцированный подход, позволяющий значительно повысить уровень педагогической компетентности каждого педагога. Это и создание разнообразных условий методического обучения для различных микрогрупп, и комплекс методических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение воспитателей детского сада.

В самом начале освоения программы был намечен план работы с педагогами по повышению их квалификации по проблеме экологического образования, который неоднократно корректировался в процессе работы, затем был разработан перспективный план методической работы по этой проблеме.

Анализ проведенной диагностики уровня готовности педагогов к экологическому образованию детей показал необходимость создания творческой группы для подготовки и проведения методических занятий, разработки рекомендаций, проведения консультаций, обобщения опыта работы.

На занятиях постоянно действующей «Школы педмастерства» мы изучили опыт организации экологического воспитания в программе «Детство» (раздел «Ребенок открывает мир природы», программу экологического образования детей «Мы» Н. Н. Кондратьевой, технологию формирования экологической культуры «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич).

С целью обучения педагогов был открыт постоянно действующий семинар- практикум, направленный на повышение эколого-педагогической готовности воспитателей – развитие их экологической культуры и повышение педагогической квалификации для формирования экологической воспитанности детей. На практических занятиях педагоги учились конструировать процесс формирования экологической воспитанности детей, осваивали различные формы взаимодействия с детьми, направленные на их экологическое развитие, осваивали приемы опытнической и поисковой деятельности, работу с моделями и многое другое.

Известно, что развитие личности педагога, как и детей, происходит в деятельности, в процессе общения и накопления опыта. Поэтому мы считаем, что объединение педагогов в творческие группы по различным направлениям работы – это эффективный путь развития педагога, а также форма совершенствования педпроцесса в детском саду. Творческими группами руководят обычно опытные воспитатели, под руководством которых разрабатываются актуальные для нашего учреждения вопросы.

В детском саду уже несколько лет работает творческая группа «Эколог», на заседаниях которой рассматриваются теоретические и практические вопросы экологического воспитания, разрабатываются циклы занятий и наблюдений, рассматриваются вопросы из опыта работы.

Так, в помощь воспитателям составлены:

- перечень методической литературы по экологическому воспитанию и образованию;

- циклы наблюдений в природе по возрастам, по сезонам;

- конспекты различных видов непосредственно-образовательной деятельности;

- регулярно обобщается опыт работы педагогов по экологии в виде презентаций;

- методические рекомендации по использованию в работе мнемотаблиц, подготовке презентаций проектов, экологизации развивающей среды детского сада и различных видов деятельности, по планированию НРК по теме «Природа родного края» и др.

Все содержание воспитательно-образовательной работы мы стараемся строить в соответствии с технологией экологического воспитания программы «Детство», основывающейся на четырех модулях:

- знания о конкретном организме (растение, животное, человек) как о представителе живого в мире природы;

- знания о средах обитания, о приспособлениях к среде и сезонным изменениям;

- знания о росте, развитии и размножении живых существ;

- знания о взаимодействии живых существ с экосистемой.

В соответствии с этими основными модулями в детском саду разработано примерное содержание знаний по экологии, перспективное планирование по возрастам, на основе которых построена программа экологического образования.

Основываясь на используемой в нашем детском саду технологии экологического образования дошкольников, мы выделили для себя основные идеи этой системы воспитания:

- системное строение природы – стараемся довести до сознания детей понимание того, что каждый объект природы - это единая система, все, что есть у живого существа ему нужно; формируем у детей представления об экологических системах;

- понятие «живое» как основа экологического образования – если ребенок оценивает объект природы как живой, то относится к нему гораздо бережнее;

- единство живого и неживого в природе – даем понять детям, что неживая природа – это условие для жизни;

- приспособление живого к среде обитания и к сезону – в природе ничего не бывает случайного, если растение, животное или человек не приспособятся к окружающей среде, то они погибнут;

- изменчивость природы – в природе не бывает ничего постоянного, знакомим детей с ростом, развитием, размножением животных и растений;

- взаимодействие человека и природы – человек всего лишь звено в цепочке природы, он обязан выполнять законы природы, иначе цепочка порвется.

Для организации работы по экологическому воспитанию была создана необходимая база: выписали методическую литературу, приобрели достаточное количество дидактических пособий и материалов, изучили опыт работы других детских садов, работающих над аналогичной темой, и на основе этого разработали циклы занятий, наблюдений, опытов и экспериментов.

Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика. Для получения реалистической картины уровня подготовленности детей в области экологических знаний, эффективности педагогического воздействия и прогнозирования дальнейшей работы в нашем детском саду разработаны программы диагностики экологических представлений и отношений к природе, используются различные методы диагностики: наблюдения, беседы, серии игровых заданий, поручения и пр.

В соответствии с критериями оценки ответов детей мы выясняем уровень знаний детей о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи и зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Развитие познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста через расширение кругозора. В презентации четко обозначены основные задачи психолого-педагогической работы, раскрыты основные формы работы и необходимые условия организации.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Методическое сопровождение экологического образования
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 00:04
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Подарок к 23 Февраля «Закладка для папы»
Долго думали и решали, что же подарить папам на 23 Февраля. Выбор остановился на закладках для книг. Хоть некоторые дети и сказали, что папы книги не...
Стенгазета «Наши защитники»
В преддверие праздника 23 февраля мы решили подарить папам наших воспитанников стенгазету-поздравление. Хотелось, чтобы для пап она стала сюрпризом. Поэтому...
Мастер-класс для детей «Кукла-Масленица»
Вторая часть занятия После проведенной познавательной и игровой части занятия о масленице ( смотрите предыдущую публикацию. педагоги предлагают...
Мастер-класс по изготовлению «Снегометра» и «Осадкометра»
Исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, развивает мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать,...
Ангелочек из конфетных фантиков. Детский мастер-класс
Ангелочек из конфетных фантиков. Детский мастер-класс Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток. К нам в центр поступают дети, к...