Методическое сопровождение экологического образования

Галина Мищук
Методическое сопровождение экологического образования

Так как экологическая воспитанность детей в большой степени зависит от подготовленности педагогов, особое внимание в нашем детском саду уделяется повышению уровня педагогической компетенции воспитателей.

Для экологизации образовательного процесса в детском саду важно, чтобы все педагоги осознавали ее необходимость и свою ответственность за образование дошкольников. Можно выделить три аспекта:

- понимание экологических проблем и причин, их порождающих, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;

- повышение уровня профессионального развития педагога (способность к творчеству, готовность к работе по данному направлению);

- владение личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми, забота об их психическом и физическом здоровье.

В нашем детском саду разработана структура управления экологическим воспитанием и образованием, основные принципы работы с детьми, используется система педагогического взаимодействия, направленная на экологическое развитие детей, которая включает в себя: специально организованное обучение, совместную деятельность педагога и детей и самостоятельную деятельность детей.

Блок организованного обучения – это разнообразные по форме занятия, экологического содержания: комплексные, игровые, беседы, экскурсии, уроки доброты и пр.

Блок совместной деятельности взрослого и детей является основным в формировании у детей экологической культуры – это наблюдения, опыты, беседы, экологические игры разного вида, чтение природоведческой литературы, использование фольклора, труд в природе, сбор коллекций, ведение календарей и др.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей – это, в первую очередь, создание педагогом условий, способствующих ее возникновению. Очень важно, чтобы игры, пособия, модели, книги, которые использовались педагогом на занятии, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

Управление методической работой невозможно без педагогической диагностики, задача которой выявить уровень готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников. Именно диагностика позволяет на научной основе реализовать дифференцированный подход, позволяющий значительно повысить уровень педагогической компетентности каждого педагога. Это и создание разнообразных условий методического обучения для различных микрогрупп, и комплекс методических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение воспитателей детского сада.

В самом начале освоения программы был намечен план работы с педагогами по повышению их квалификации по проблеме экологического образования, который неоднократно корректировался в процессе работы, затем был разработан перспективный план методической работы по этой проблеме.

Анализ проведенной диагностики уровня готовности педагогов к экологическому образованию детей показал необходимость создания творческой группы для подготовки и проведения методических занятий, разработки рекомендаций, проведения консультаций, обобщения опыта работы.

На занятиях постоянно действующей «Школы педмастерства» мы изучили опыт организации экологического воспитания в программе «Детство» (раздел «Ребенок открывает мир природы», программу экологического образования детей «Мы» Н. Н. Кондратьевой, технологию формирования экологической культуры «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич).

С целью обучения педагогов был открыт постоянно действующий семинар- практикум, направленный на повышение эколого-педагогической готовности воспитателей – развитие их экологической культуры и повышение педагогической квалификации для формирования экологической воспитанности детей. На практических занятиях педагоги учились конструировать процесс формирования экологической воспитанности детей, осваивали различные формы взаимодействия с детьми, направленные на их экологическое развитие, осваивали приемы опытнической и поисковой деятельности, работу с моделями и многое другое.

Известно, что развитие личности педагога, как и детей, происходит в деятельности, в процессе общения и накопления опыта. Поэтому мы считаем, что объединение педагогов в творческие группы по различным направлениям работы – это эффективный путь развития педагога, а также форма совершенствования педпроцесса в детском саду. Творческими группами руководят обычно опытные воспитатели, под руководством которых разрабатываются актуальные для нашего учреждения вопросы.

В детском саду уже несколько лет работает творческая группа «Эколог», на заседаниях которой рассматриваются теоретические и практические вопросы экологического воспитания, разрабатываются циклы занятий и наблюдений, рассматриваются вопросы из опыта работы.

Так, в помощь воспитателям составлены:

- перечень методической литературы по экологическому воспитанию и образованию;

- циклы наблюдений в природе по возрастам, по сезонам;

- конспекты различных видов непосредственно-образовательной деятельности;

- регулярно обобщается опыт работы педагогов по экологии в виде презентаций;

- методические рекомендации по использованию в работе мнемотаблиц, подготовке презентаций проектов, экологизации развивающей среды детского сада и различных видов деятельности, по планированию НРК по теме «Природа родного края» и др.

Все содержание воспитательно-образовательной работы мы стараемся строить в соответствии с технологией экологического воспитания программы «Детство», основывающейся на четырех модулях:

- знания о конкретном организме (растение, животное, человек) как о представителе живого в мире природы;

- знания о средах обитания, о приспособлениях к среде и сезонным изменениям;

- знания о росте, развитии и размножении живых существ;

- знания о взаимодействии живых существ с экосистемой.

В соответствии с этими основными модулями в детском саду разработано примерное содержание знаний по экологии, перспективное планирование по возрастам, на основе которых построена программа экологического образования.

Основываясь на используемой в нашем детском саду технологии экологического образования дошкольников, мы выделили для себя основные идеи этой системы воспитания:

- системное строение природы – стараемся довести до сознания детей понимание того, что каждый объект природы - это единая система, все, что есть у живого существа ему нужно; формируем у детей представления об экологических системах;

- понятие «живое» как основа экологического образования – если ребенок оценивает объект природы как живой, то относится к нему гораздо бережнее;

- единство живого и неживого в природе – даем понять детям, что неживая природа – это условие для жизни;

- приспособление живого к среде обитания и к сезону – в природе ничего не бывает случайного, если растение, животное или человек не приспособятся к окружающей среде, то они погибнут;

- изменчивость природы – в природе не бывает ничего постоянного, знакомим детей с ростом, развитием, размножением животных и растений;

- взаимодействие человека и природы – человек всего лишь звено в цепочке природы, он обязан выполнять законы природы, иначе цепочка порвется.

Для организации работы по экологическому воспитанию была создана необходимая база: выписали методическую литературу, приобрели достаточное количество дидактических пособий и материалов, изучили опыт работы других детских садов, работающих над аналогичной темой, и на основе этого разработали циклы занятий, наблюдений, опытов и экспериментов.

Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика. Для получения реалистической картины уровня подготовленности детей в области экологических знаний, эффективности педагогического воздействия и прогнозирования дальнейшей работы в нашем детском саду разработаны программы диагностики экологических представлений и отношений к природе, используются различные методы диагностики: наблюдения, беседы, серии игровых заданий, поручения и пр.

В соответствии с критериями оценки ответов детей мы выясняем уровень знаний детей о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи и зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Развитие познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста через расширение кругозора. В презентации четко обозначены основные задачи психолого-педагогической работы, раскрыты основные формы работы и необходимые условия организации.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Методическое сопровождение экологического образования
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 00:04
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...