Папки-передвижки

Методика диагностирования экономического образования. Содержание диагностирования

Елена Рогова
Методика диагностирования экономического образования. Содержание диагностирования

Диагностирование проводилось два раза в год.

Уровень знаний детей по экономическому образованию и воспитанию определялся в процессе бесед, игр, проблемных ситуаций.

Проводилось индивидуально.

Результаты диагностирования отражались в картах обследования.

Знания детей оценивались по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Публикация «Методика диагностирования экономического образования, Содержание диагностирования» размещена в разделах

Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания : активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера : без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержанием внимания на заданиях: «Посмотри внимательно на рисунки» («Как еще можно?»). Уверяя в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий: активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи (например, вопросы, выделяющие основания классификации).

Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям.

Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам, в использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.

Результаты диагностирования отражались в схеме.

Содержание диагностирования

1. Выявить умение выявлять в окружающем мире экономические категории.

Используется метод индивидуальной беседы.

Дошкольнику предлагается завершить предложение по смыслу, используя термины экономики.

а) Любой труд приносит. .(пользу)

б) Моя мама получает за свой труд., бабушка., а брат учится в институте и получает. (зарплату, пенсию, стипендию).

в) Доходы семьи можно увеличить, если (вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдет на работу и т. д.).

г) Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир, фермер - это. (профессия).

д) Деньги разных стран называются. (валюта).

е) Любой товар можно. (продать, купить, изготовить).

ж) В магазине цена., чем на рынке (выше).

з) Место хранения и накопления денег называется. (банк).

и) Чтобы люди узнали о товаре, нужна. (реклама).

к) Любая одежда - это. (товар).

л) Для того чтобы жить, человеку нужно. (одежда, жилье, продукты питания).

2. Выявить представление о бюджете семьи.

Используется метод индивидуальной беседы.

Ребенку предлагается модель «Доходы» и «Расходы». После этого задаются вопросы:

а) Чем отличается домашний труд от труда на производстве?

б) Как называются деньги, которые получают мама и папа на работе?

в) Как называются деньги, получаемые за учебу?

г) Кто в семье получает стипендию?

д) Кто в семье получает пенсию?

е) Какие бывают расходы?

3. Изучить отношение ребенка к экономии природных ресурсов в специально созданных условиях.

Используется наблюдение за отношением к экономии воды, электроэнергии в групповой комнате.

Моделируется ситуация выбора между экономией воды и электроэнергией и не экономном их расходовании (течет вода из крана, днем горит свет).

Ведется наблюдение и выясняется, почему ребенок сделал тот или иной выбор (обратил ли внимание, что нужно закрыть кран, выключить свет).

4. Изучить понимание ребенком роли бытовой техники в доме.

Используется метод индивидуальной беседы по карточкам с изображением бытовой техники.

Дети берут карточку, называют машину и рассказывают, для чего она нужна в доме.

5. Выяснить представление детей о содержании труда некоторых профессий.

Используется метод индивидуальной беседы.

Ребенку показывают картинки с изображением людей разных профессий и задаются вопросы:

а) Кем работают эти люди?

б) Как ты догадался?

в) Что они делают?

г) Зачем нужна та или иная профессия?

Предложить рассказать о любом трудовом процессе, например: «Расскажи как повар делает винегрет».

6. Выявить в ситуации выбора представления о рекламе.

Используется метод индивидуальной беседы.

Ребенку предлагается выбрать правильное предложение из двух:

1) Реклама нужна человеку для развлечения.

2) Реклама важна для продажи товаров.

Ребенку предлагается послушать рекламу про игрушки и ответить на вопросы: После какой рекламы купят игрушку? Почему?

а) Покупайте слона, он без уха и хвоста, с красным длинным языком и оранжевым звонком.

Любит он сидеть в углу и трубить «ду-ду-ду!»

б) Купите красивого мягкого мишку. Он лучший подарок для всех вас детишки.

7. Выявить представления детей о бартере и деньгах, и их значении, о деньгах других стран (валюте).

Используется метод индивидуальной беседы.

Дошкольнику задаются вопросы:

Что такое бартер?

Для чего нужны деньги?

Какие деньги нашей страны ты знаешь?

Как называются деньги других стран?

В какой стране – евро, кроны, доллары?

8. Выяснить представления о потребностях.

Используется метод индивидуальной беседы.

Детям предлагаются карточки с надписями: «Кино», «Дом», «Одежда», «Чтение», «Рисование», «Спорт», «Медицина», «Еда», «Вода», «Воздух», «Тепло», «Свет». Необходимо выбрать:

Что нужно для жизни животных?

Что же нужно для жизни растений?

Какие общие потребности всех людей?

Что нужно для удовлетворения потребностей человека?

Затем задаются вопросы:

- Как ты понимаешь ограниченность возможностей?

Перечислить занятия, которые представляют собой упущенные возможности.

9. Изучить в ситуации выбора представления детей о ресурсах, как и для чего используются:

а) Детям предлагаются карточки с написанными словами. Необходимо вычеркнуть слова, которые попали не на свое место.

Природные ресурсы: вода, каменный уголь, станок, дерево, воздух, лопата, книга, синица.

Капитальные ресурсы: кран, велосипед, хлопок, золото, лопата, скрипка, станок, приборы, дом.

Человеческие ресурсы: память, внимание, здоровье, книга, знание, доброта, честность, слух, пылесос, хорошее знание.

б) Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные предметы (стол, пальто, рубашка, шапка, туфли, сапоги, брюки) и список материалов: шерстяные ткани, хлопчатобумажные ткани, металл, дерево, искусственные ткани, пластмасса, мех, кожа, стекло, резина, бумага, картон, лак, краситель.

Необходимо выбрать материал для изготовления предметов.

10. Выяснить знания о правилах и нормах жизни в детском учреждении в ситуации выбора.

Используется метод индивидуальной беседы.

Дошкольнику предлагается выбрать правильные предложения:

Незнайка пришел в детский сад и со всеми первый поздоровался, а когда уходил, сказал «До свидания»;

Незнайка пришел в детский сад, стал бегать по группе, громко кричать и всех детей толкать;

Незнайка сломал игрушку и порвал книжку;

Обидел малыша;

Взял без разрешения чужую игрушку;

Помог Тане застегнуть пуговицы;

Разбил чашку и сказал, что это сделал Коля;

Все время хотел быть главным в различных играх;

Хвастался, что он все знает и умение;

Выйдя из-за стола, когда поел, задвинул стул и поблагодарил взрослых;

Намусорил в группе;

Воспитатель разговаривал с родителями, Незнайка перебил его;

Охотно выполнил просьбу взрослого протереть столы;

Не соблюдал правила игры, а играл, как хотел.

11. Выяснить умение делать выбор, определять его цену.

Даются задания:

а) Представить, что есть время только на одно занятие. Выбрать его из двух самых интересных и вписать в круг с названием «выбор», а другие вписать в круг с названием «цена выбора».

б) Выяснить умение определять выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения. Дошкольнику предлагается картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; лица в разных эмоциональных состояниях (улыбающиеся, недовольное, грустное, удивленное и т. д.).

Ребенку предлагаются картинки. Задаются вопросы. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал этот выбор?

Картинки с ситуациями

а) Мальчик ремонтирует книгу.

Мальчик вырывает страницу из книги.

б) Девочка бросает игрушку.

Девочка наводит порядок в игровом уголке.

Собирает разбросанные игрушки.

в) На витрине магазина представлены товары без ценников.

г) Мальчик плачет и требует купить машинку.

д) Папа и мама, определяют бюджет своей семьи (расходы и доходы).

12. Выяснить умение выбирать из множителя единичное. Организовывается сюжетно-ролевая игра «магазин».

В процессе игры задавались вопросы: Что ты хочешь купить?

Хватит ли тебе денег?

Так ли необходима тебе эта покупка; можно ли отложить ее на будущее и купить более необходимую вещь?

13. Выяснить умение составлять рассказ на экономическую тему. Ребенку предлагается тема для составления рассказа. Оценивается умение составлять рассказ на эту тему.

Публикации по теме:

Дидактическая игра и её содержание Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной.

Инновационный проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении» РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА: ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 1. Тема. Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном.

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Сегодня новые федеральные государственные.

Методика написания и требования к программам дополнительного образования ФЗ «Об образовании» Статья 2. • П. 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые.

Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного.

План самообразования «Содержание дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №240» городского округа Самара ПЛАН.

Примерное содержание работы «Где и с кем мы живем» Примерное содержание работы по теме: «Где и с кем мы живем» Младшая группа №2; ноябрь. Задачи: 1. Расширять знания детей об осени., об.

Программное содержание:Программное содержание: ема занятия «ЛЕТО КРАСНОЕ ПРИШЛО». Старшая группа. Программное содержание: - расширить и уточнить знания детей о временах года; - обогащать.

Содержание режимных моментов на май Сюжетно – ролевые, режиссёрские игры. Театральная деятельность. Игры – драматизации. Дидактические игры. 1. «Путешествие по реке». Интервью.

Теория и методика экологического образования дошкольников Экономическое воспитание дошкольников» Возрастная группа: подготовительная. Цель: организация сотруднической деятельности семьи и ДОО по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика диагностирования экономического образования. Содержание диагностирования
Опубликовано: 8 октября 2016 в 15:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД