Лучший педагог года

Mетодика Монтессори: система обучения детей

Марина Андреевна
Mетодика Монтессори: система обучения детей

Методика Монтессори - это разработанная доктором Марией Монтессори система учебы детей (начало внедрения в практику — 1906 г., а также философия учебы в школах и детских садах. Методика педагогики Монтессори базируется на открытом преподавании.

Публикация «Mетодика Монтессори: система обучения детей» размещена в разделах

Методика Монтессори нередко характеризуются как педагогический метод, заключающийся в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя свои внутренние потенциалы. Для данного М. Монтессори разработала особенную формирующую среду и предоставила ребенку вероятность свободно и самостоятельно в ней работать. Свобода и самостоятельность разрешают ребенку познавать мир в своем личном темпе, чувствовать себя независимым, сохранить устойчивый интерес к познавательной деятельности. Монтессори верила в самоценность всякого ребенка, что и положила в основу своей методики. [3]

В методике Монтессори не применяются сопоставления и измерения по имеющимся всеобщим меркам. Вместо этого дети обучаются свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была уверена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя личной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически присуще природе подрастающего. Методика Монтессори сосредотачивается на нуждах, способностях и одаренности всякого отдельного ребенка. Дети обучаются лучше всего, когда они могут сами устанавливать свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять избранием темпа, темы и закрепления изученного.

Цель методики Монтессори — не превращение ребенка в вундеркинда, а только формирование его природной самостоятельности, а вместе с ней — и иных способностей. На самом деле, если ребенок, следуя вашему примеру, сам что-то делает (застегивает пуговицы, завязывает шнурки, лепит пельмени — что угодно, можете, смело считать, что он уже занимается по системе Монтессори.

Практически, основная «фишка» методики Монтессори — в отсутствии программы, как таковой. Настоящий монтессори-педагог почти не участвует в воспитании ребенка. Его главная задача — понять, что интересно маленькому человеку в назначенный период его жизни, обеспечить лучшую среду для занятий и ненавязчиво обучить данной самой средой пользоваться. [2]

По методике Марии Монтессори процесс формирования детской личности разделяется на три фазы:

Первая фаза детства (0 – 6 лет);

Вторая фаза детства (6 – 12 лет);

Юность (12 – 18 лет).

Всякая из данных этапов представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития. Так, с рождения ребенка до шести лет у него наиболее активно воспитывается речь — он учится говорить. Практически параллельно с данным процессом проистекает этап чувственного развития. Где-то с годовалого возраста ребенок усваивает движения и действия, а с полутора лет — обучается воспринимать правила и порядки. Еще через полгода, к своему второму дню рождения, малыш начинает интересоваться мелкими предметами, у него развивается мелкая моторика. Еще чуть позднее начинается так называемый период социальной адаптации, когда маленький человек начинает становиться полноправным членом общества.

Вторую фазу детства Монтессори находит, как фазу лабильности. В ходе своего формирования ребенок проходит так именуемые "чувствительные" или "сенситивные" этапы. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его нуждам, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение подобной фазы ребенок не разрешает себя отвлечь иным раздражителям – он проходит процесс постижения, который, по методике Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное формирование.

Решающим для формирования методкики Монтессори и соответствующих материалов считается следующее наблюдение: одна из основных фаз чувствительности всякого ребенка это фаза "улучшение чувств". Всякий ребенок владеет естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из данного наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса обучения единственным целым. Так, если малыш интересуется личными тактильными ощущениями и запахами, задача монтессори-педагога — обеспечить ему доступ к различным шершавым штукам-дрюкам и баночкам со специями. Ребенок сам знает, сколько времени необходимо уделить (для наилучшего следствия) обследованиям шершавостей, а сколько — сушеной кинзе и молотому перцу. [6;96]

Занятия по методике Монтессори.

Подготовленная среда – основной элемент методики Монтессори. Без нее она не может действовать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность понемногу, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по методике Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать повышению и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно избирать место для занятий.

Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори анализирует как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не препятствовать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка употребляется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осмысливать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Всякий вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении иных детей, учесть их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они завоевывают навыки независимости от взрослых.

Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы затем самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Поскольку всякий ребенок проходит стадии чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель обладает техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому избирать, с чем он хочет работать.

В отношении того, что должен делать воспитатель, состоит первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то назначенное, но требование не делать чего-то определенного, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Из данного вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе методки Монтессори, которое она понимает как "поддержку в саморазвитии ребенка от момента его рождения". Данным она формулирует свое ясное "нет" каждого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также нынешнему бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, "внутренней перефокусировки", ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Аналог шумовых коробочек МонтессориАналог шумовых коробочек Монтессори Здравствуйте всем! Хочу с вами поделиться своим вариантом шумовых коробочек. Немного предистории. На прошлый Новый год младшей дочке Дед.

Фотоотчет об открытии комнаты МонтессориФотоотчет об открытии комнаты Монтессори Уважаемые друзья, коллеги! Сегодня хочу опять вас пригласить в Центр развития ребенка «Планета Детства». В этом учебном году наш Центр расширился,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Солнечная система»Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Солнечная система» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3-4 лет. Пальчиковое рисование. Тема: «Солнечная система» 1. Цель: формирование.

Конспект ОД по познавательному развитию «Лес как экологическая система» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Монтессори игры своими рукамиМонтессори игры своими руками Согласно методике воспитания Марии Монтессори материалы, сделанные своими руками - это все,что нужно для развития ребенка. "Образование.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками Название потешки, пестушки Методы и приемы Взаимосвязь с другими видами деятельности «Огуречик» Чтение потешки, рассматривание иллюстраций.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Mетодика Монтессори: система обучения детей
Опубликовано: 5 марта 2023 в 14:57
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД