Папки-передвижки

Методика организации итоговой эвристической беседы в детском саду

Валентина Николаевна Лакеева
Методика организации итоговой эвристической беседы в детском саду

Эвристическая беседа — один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. (эвристика — отыскиваю, открываю). Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом воспитатель побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них познания, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего творческого мышления. Вместе с тем использование эвристической беседы, при явных ее достоинствах, имеет определенные ограничения. Во-первых, она как метод обучения требует наличия у дошкольников определенного запаса знаний, опыта. Во-вторых, эвристическая беседа — коллективная форма общения, и данный метод применяют преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации пед. процесса. В-третьих, проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки воспитателя: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов и собственной реакции на них, формулировки основных выводов.

Публикация «Методика организации итоговой эвристической беседы в детском саду» размещена в разделах

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Эту возможность обеспечивает технология проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Создаваемая на занятии проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Характерные признаки проблемного обучения:

- возникает состояние интеллектуального затруднения;

- возникает противоречивая ситуация;

- появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;

- проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.

Для эвристической беседы характерны основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие) вопросы.

В процессе эвристической беседы выделено пять серий вопросов.

Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.

Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?

Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.

Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?

Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.

Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните

Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.

Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?

Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.

Как и где использовать? Что еще может интересовать?

Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.

Основным условием эффективности эвристической беседы является правильное конструирование вопросов, т. к. в беседе вопрос воспитателя — это, по преимуществу, посильная проблемная подзадача, требующая решения небольшой части проблемы, поставленной в начале беседы.

Требования к вопросам:

- посильность;

- четкость формулировки;

- направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа;

- каждый последующий вопрос — логическое продолжение предыдущего или ответа ребенка;

- опора вопроса на имеющийся запас знаний у детей, с выходом за его рамки с целью получения новых знаний;

- необходимость воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого материала, практическому использованию навыков словоизменения и словообразования, активизирует словарный запас.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы, разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Эвристическая беседа с помощью рассуждений предполагает установление причин разнообразных явлений природы. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательны задач развитие речи - доказательства.

При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения. Важно помнить, что как бы ни хорош был этот метод, метод эвристической беседы, его нельзя гипертрофировать и считать универсальным методом. Выделив познавательную задачу занятия, воспитатель должен решить, целесообразно ли давать ее методом эвристической беседы.

Итак, при использовании эвристической беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы. Эвристические беседы в процессе ознакомления с природой часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группеМетодика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Ширмы в детском садуШирмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Технология организации труда в детском садуТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Правила организации этической беседы со школьниками Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. Беседы проводятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации итоговой эвристической беседы в детском саду
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 14:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД