Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Анжелика Гулакова
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Методика ознакомления дошкольников с предметным миром

Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.

Методика этих занятий была предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой. Авторы выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:

1- первичное ознакомление с предметом.

2 - ознакомление с качествами и свойствами предметов.

3 - формирование понятий в процессе обобщений.

Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.

Значение:

1. Формируется целостное представление о предмете

2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.

Требования к данным занятиям:

1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.

2. Использование наглядного материала по количеству детей.

3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.

4. Предметы должны быть известны детям.

5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.

Структура занятия.

Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру).

2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.

3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.

На занятиях по углублению знаний о качествах и свойствах предметов формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.

Значение:

1. Формируется понятие, что все вещи изготовлены из различных материалов; существуют процессы превращающие материал в вещь (шитье, вязание, лепка, деревообработка и т. д.)

2. Формируются способности видеть в вещи материал, устанавливать свойства материала некоторыми способами (надавить, согнуть, надорвать).

Требования

1. Тщательное сенсорное обследование.

2. Наглядный материал по количеству детей.

3. Включение в деятельность.

4. Вычленяемые качества должны быть ярко представлены.

5. Сравнение с другими качествами и свойствами других предметов.

6. Руководство воспитателя осуществляется через вопросы и точные указания.

Структура занятия

1. Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Вычленение качеств в ситуации той или иной деятельности (сначала указание действия, затем вопрос детям).

2. Обучение обследовательским действиям вычленения нужного свойства (сначала указание действия, вопрос констатирующего и косвенного характера (Прочная бумага, почему).

3. Упражнение выделения нового качества и свойства в разнообразных предметах - закрепление свойств.

Усложнение - в старшем возрасте данные занятия усложняются, они называются «Сравнение предметов» их цель подбор наиболее точного слова для характеристики выделяемых особенностей.

Требования

1. Достаточное количества сравниваемых признаков (форма, величина, цвет, их различие и общность.

2. Плановость сравнения в целом, частей и деталей, обобщение в целом.

3. Отбор приемов обучения - указания и вопросы.

4. Максимум речевой активности детей.

Формирование видовых и родовых понятий в процессе обобщения.

Занятия проводятся во всех возрастных группах. Переход к обобщению требует умения выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Выделяют два вида данных занятий – формирование видовых и родовых понятий.

Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями, например: стул, табурет, кресло.

Структура занятия

Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Необходимость выбора через игру.

2. Выбор предмета из группы сходных (как вы узнали., Почему взяли этот предмет, а не другой? Что есть у этого предмета, чего нет у других (и наоборот? После каждого ответа - мотивация- Почему вы так думаете?

3. Упражнение в выборе предметов.

Родовые понятия - предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)

Структура занятия

Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков (для чего нужна машина, кто ей управляет)

2. Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое, что различное у всех видов и делаем вывод: все что служит для перевозки людей и груза называется - транспорт)

3. Упражнение в подведении видовых понятий под родовые.

Последующая работа основывается на закреплении и дифференцировке понятий.

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 23:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий интегрированного занятия в младшей разновозрастной группе «Сороки — птичий...
Цель: Создать у детей весеннее праздничное настроение. Задачи: Воспитывать интерес к народным традициям. Развивать у детей физические качества. Развивать...
«Стойбище саамских оленеводов» макет, мастер-класс
Патриотическое воспитание ставит цель: формирование у дошкольников представлений об истории, природе и культуре родного края, воспитание любви к малой...
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Экологическая неделя «Вода — символ жизни на земле»
Целую неделю мы готовились к празднику. Учили стихи о воде, инсценировали экологические сказки, смотрели мультфильмы, проводили эксперименты, рисовали...