Папки-передвижки

Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте

Екатерина Иванова
Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте

Методика поэтапного формирования исполнительства

в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте

Знакомство с детскими музыкальными инструментами.

Знакомить с детскими музыкальными инструментами начинаю уже в группе раннего возраста. Дети танцуют под игру куколки на бубне, затем сами подыгрывают ей на погремушках, звенят колокольчиками, чтобы разбудить мишку, позвать из домика Снегурочку, Петрушка знакомит детей с деревянными ложками.

Музыкально-дидактические игры

Публикация «Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Для знакомства со способами звукоизвлечения, развития ритмического, динамического, тембрового слуха играю с детьми в музыкально-дидактические игры.

Для умения реагировать на начало и окончание музыки играем в музыкально – дидактическую игру «Прятки», звучит музыка – дети звенят колокольчиками, по окончании музыки по показу воспитателя прячут их за спину. Для развития динамического слуха играем в игру «Громкие и тихие звоночки», в «Пляске с погремушками» дети знакомятся с двухчастной формой музыки, выполняя лёгкий бег, и танцевальные движения с погремушками. Постепенно действия детей становятся самостоятельными, они чувствуют и отмечают хлопками и игрой на ударных инструментах сильные доли в музыке.

Для развития ритмического слуха играем в игру

«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Во второй младшей группе продолжаю знакомить детей с ударными музыкальными инструментами. При обучении игре на музыкальных инструментах большое значение уделяю музыкально – дидактическим играм.

В игре «К нам гости пришли» развивается ритмическое и тембровое восприятие.

Игровой материал. Игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, птичка летит под звон колокольчика.

Игра проводится и в свободное от занятий время.

В музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида дети знакомятся с приёмами игры на бубне : встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки, на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши.

В игре «Птица и птенчики» дети знакомятся со звучанием металлофона.

В средней группе в музыкально-дидактические игры включаю несложные музыкальные фразы из знакомых песен и попевок «Андрей – воробей», «Дождик», «Мы идём с флажками». Дети прохлопывают их ритмический рисунок, в дальнейшем передают его музыкальным молоточком, на бубне или металлофоне (на одной пластинке, знакомясь с приёмами звукоизвлечения.

На последующих занятиях дети могут исполнить попевку сразу на нескольких инструментах. Также предлагаю детям подыграть мне или воспитателю на каком-либо инструменте.

Для развития у детей интереса к игре на музыкальных инструментах применяю игру «Музыкальный кубик»

Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты:

• Бубен

• Барабан

• Ложки

• Дудочка

• Колокольчик

• Маракас

(эти же инструменты изображены на гранях кубика).

Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами:

Все играет и поет,

Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, у которого в руках кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и исполняет ритм знакомой песенки, дети отгадывают. Игра продолжается.

В старшем возрасте помогаю детям осваивать приемы звукоизвлечения на металлофоне: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты — пониже.

В подготовительной группе диапазон попевок расширяется, усложняется их ритмический рисунок. Для развития звуковысотного слуха предлагаю детям моделировать движение мелодии на музыкальных лесенках и фланелеграфе с нотным станом. Исполняем попевки - р. н. п. «Петушок», «Во саду ли в огороде»

В подготовительной группе из детских музыкальных инструментов знакомлю с аккордеоном, показываю как правильно сидеть и держать инструмент. Показываю игру только правой рукой.

Также в своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:

«Кубик - оркестр»

Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

«РОНДО» Музыка В. А. Моцарта

Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, внимание, ориентировку в пространстве, умение ощущать метроритм.

Ход игры: Дети берут любые инструменты, которые есть в наличии в группе (бубны, капельки, коробочки, маракасы) и встают по кругу.

На 1 часть музыки - дети ритмично играют на инструментах.

На 2 часть музыки – дети гуляют и меняются инструментами.

Игра повторяется несколько раз.

Результатом обучения игре на музыкальных инструментах является игра в ансамбле или оркестре на праздниках и развлечениях.

АНСАМБЛЬ

совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками

[b]ОРКЕСТР [/i][/b]

коллектив музыкантов-инструменталистов, объединённых для совместного исполнения музыкальных произведений

ВИДЫ ОРКЕСТРОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Существует несколько разновидностей детского оркестра:

Шумовой - в его состав входят ударные инструменты, не имеющие звукоряда: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т. п. Такой оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов с простым и чётким ритмом (2/4, 4/4).

Ударный – в этом оркестре присутствуют ударные звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок. Этот вид оркестра используется в конце года в средней группе и старших возрастных группах.

Смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы) или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т. п.).

Методы и приёмы при работе над произведением.

1. Вспоминаем названия инструментов и способы звукоизвлечения (если давно не играли).

2. Слушаем произведение, считаем части, применяя музыкально – дидактические игры

«Определи форму музыкального произведения», «Громко-тихо» на различение динамических оттенков.

3. Обсуждаем характер частей и выбираем инструменты для каждой части (оркеструем).

4. Работа по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм разных групп инструментов.

Разучивание партии каждого инструмента мы всегда начинаем с прохлопывания ритма. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками. Также на ритмический рисунок придумываются слова (или целые предложения, и во время разучивания партии дети проговаривают эти слова вслух.

Мы используем простейшие «тик-так», «дин-дон».

5. Разучиваем партии с инструментами.

При разучивании партий с инструментами предлагаю детям помочь друг другу. Одна подгруппа играет, все остальные дублируют партию хлопками. Получается, что все оркестровые партии разучиваются сразу со всеми детьми.

В партии металлофонов вместо слов называем ноты.

Самая сложная партия, как правило, у металлофонов. Показываю партию всем детям, но в дальнейшем играем на дополнительных занятиях индивидуально или подгруппой. Нотную грамоту, как таковую, мы не изучаем, но играем, называя ноты. При разучивании партии я помогаю детям подсказками «соседняя нотка, через нотку, через две нотки».

7. Исполняем произведение целиком.

Для выразительного эмоционального выступления использую такие моменты:

• Игра в костюмах

• Перекличка инструментов

• Эффектное окончание

• Предпочтения детей

Интеграция содержания образовательных областей

Особое внимание в Программе «От рождения до школы» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Решению этих задач во многом способствует игра в оркестре, т. к. при использовании формы «оркестр» происходит интеграция содержания образовательных областей:

1. Коллективное музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

2. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей. («Физическое развитие»)

3. Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, темб-

ральный слух («Познание)

4. Хорошо подобранный репертуар расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.

5. Игра в оркестре развивает у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.

6. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышле- ние, музыкально-эстетическое восприятие.

7. Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует детей.

Основная цель музыкально-эстетического воспитания детей – развитие гармоничной личности посредством музыкальной деятельности.

Игра в оркестре даёт возможность решить эти задачи с отличными результатами, т. к. музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все.

Литература

• Примерная общеобразовательая программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

• «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах» Н. Г. Кононова

• «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова

• С. Бублей «Детский оркестр»

• «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова

• Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Публикации по теме:

Конспекты коллективного труда в старшем дошкольном возрасте КОНСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Курочкина Татьяна Владимировна КОНСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте. Шестилетние дети понимают не только.

Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте Доклад «Музыкально – дидактические игры: их значение и особенности для развития способностей в старшем дошкольном возрасте» Содержание.

Музыкально-литературная гостиная «Зимушка хрустальная» в старшем дошкольном возрасте 1. Ведущий: Каждое время года имеет своё очарование и красоту, свою неповторимость. Но русская красавица-зима - искрящаяся, сверкающая –.

Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте Аннотация В статье рассматривается вопрос формирования патриотизма у детей в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается феномен патриотизма.

Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного.

Подвижные игры на прогулке в старшем дошкольном возрасте.Подвижные игры на прогулке в старшем дошкольном возрасте. В игре детей есть часто смысл глубокий. И. Ф. Шиллер. Подвижная игра — одно из средств всестороннего воспитания и развития старших дошкольников.

Викторина «В мире насекомых» в старшем дошкольном возрасте Викторина «В мире насекомых» в старшем дошкольном возрасте Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Воспитание патриотизма в Старшем дошкольном возрасте (из опыта работы). У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются и расширяются представления об окружающем их мире, о деятельности людей, о предметах.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 26 марта 2017 в 14:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД