МААМ-картинки

Методика проведения кружка «Фитбол-гимнастика»

Иванова Дарья Александровна
Методика проведения кружка «Фитбол-гимнастика»

Программа проведения кружка "Фитбол-гимнастика"

1. Введение

«Шар - самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца.»

Ф. Фребель.

Фитбол – это мяч большого размера. Впервые большой мяч стали использовать в Швейцарии в 1909 году, для исправления дефектов осанки и лечения у людей различных заболеваний позвоночника. В 50-х годах XX столетия врач-физиотерапевт Сюзан Кляйнфогельбах, обобщив результаты исследований многих специалистов, разработал реабилитационную гимнастику для больных детским церебральным параличом. В переводе с английского языка слово фитбол значит – fit (оздоровление, ball (мяч). В нашей стране большой мяч для занятий физической культурой применяется около 15 лет. В основном это программы для снижения веса и коррекции фигуры у женщин. Такие программы называются «резист – А – бол» (Resist – A – ball) или FIT-BALL- аэробика.

Публикация «Методика проведения кружка „Фитбол-гимнастика“» размещена в разделах

Секрет эффективности фитбол-гимнастики кроется в том, что по своему воздействию она схожа с ипотерапией – лечением верховой ездой. Человеку, сидящему на лошади или на мяче, необходимо постоянно удерживать равновесие, вовлекая в работу (статическую и динамическую) множество мышц туловища. Современные фитболы – это большие резиновые надувные мячи различного окраса, имеющие разный диаметр от 45 до 85 см в диаметре, выдерживающие вес до 300 кг. Размер мяча подбирают в зависимости от роста занимающегося, например, человеку с ростом 150- 165 см рекомендован мяч диаметром 65 см, а при росте 170-190 см – 75 см.

Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.

Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук, 2003). Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Оздоровительно-развивающая программа дополнительного образования «Фитбол-гимнастика» относится к физкультурно-спортивной направленности. Программа составлена на основе программы «Танцы на мячах», разработанной на кафедре гимнастики РГПУ им. А. И. Герцена Е. Г. Сайкиной, С. В. Кузьминой для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Актуальность:

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноцeнное физическое развитие являются актуальной и неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях.

В настоящее время многие дошкольники имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малoподвижные или наоборот, сверхактивные. Они отличаются неустойчивой психикой и неразвитыми процессами саморегуляции. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат. Программа в целом направлена на развитие физических качеств и укрепление здоровья детей, испoльзуя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.

Программа занятий на таких мячах уникальна по своему воздействию на организм. Главная цель упражнений – укрепление опорно-двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-аэробики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития танцевальности и музыкальности;

- для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Практически, это единственный вид гимнастики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий.

Нoвизна программы состоит в проведении занятий фитбол гимнастикой в сюжетно-игровой форме с элементами танца и аэробики, что позволяет отвлечь детей от утомления при выполнении упражнений, увеличить моторную плотность, а следовательно повысить эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

Педагогическая целесообразность. Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и другими заболеваниями. При занятиях фитбол-гимнастикой, сердечно-сосудистая система организма работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках. Мяч создает хорошую амортизацию, и поэтому во время динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Занимаясь фитбол-гимнастикой, дети меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.

Принципы построения программы. При разработке программы базовой основой послужили теория и методика физического воспитания, оздоровительной физической культуры, детского фитнеса, врачебно-педагогический контроль:

постепенности освоения нового материала - от простого к сложному

непрерывности процесса обучения, которая обеспечивается механизмом преемственности между целями, задачами и содержанием отдельных разделов программы;

целостности процесса обучения, предполагающей интеграцию основного и дополнительного образования;

личностно-ориентированному характеру обучения, реализуемому посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения, соответствующих принципам построения учебных программ;

Цель: программы является содействовать всестороннему гармоничному развитию личности ребенка через укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.

При реализации данной программы можно выделить следующие виды задач:

1. Оздоровительно - профилактические задачи (содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата; гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту; содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости; формировать и закреплять навык правильной осанки; содействовать профилактике плоскостопия; содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно- сосудистой, дыхательной и нервной систем организма; способствовать повышению работоспособности организма занимающегося; развивать мелкую моторику рук; способствовать коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического состояния).

2. Образовательные задачи (вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитбол- гимнастикой на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма; формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт занимающихся; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; способствовать развитию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).

3. Воспитательные задачи. (воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях; формировать навыки выразительности, пластичности в движениях; развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи; способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности; воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели; содействовать формированию коммуникативных качеств у детей).

Основные средства фитбoл – гимнастики :

Гимнастические упражнения (Строевые, общеразвивающие упражнения в различных положениях на фитболе и с фитболом, с предметами и без,ходьба,бег и др.)

Танцевальные упражнения (элементы ритмики). В этот раздел входят: специальные упражнения для согласования движений с музыкой (ритмика, основы хореографии, танцевальные шаги, ритмические и сценические танцы.

Основные шаги фитбол- аэробики. В фитбол-аэробике можно использовать следующие базовые шаги, которые хорошо адаптируются к специфике проведения упражнений на мяче :

• - March - марш (шаги на месте);

• - Step-touch - приставной шаг;

• - Knee-up - колено вверх;

• - Lunge – выпад;

• - Kick - выброс ноги вперед;

• - Jack (jamping jack) - прыжки ноги врозь-вместе;

• - V-step.

Профилактико-коррегирующие упражнения (упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, нарушения осанки и др. заболеваний). Здесь можно широко применять упражнения самомассажа и массажа, используя мяч как массажёр, упражнения пальчиковой гимнастики, йоги, дыхательной гимнастики и др.

Подвижные игры и эстафеты. В эту группу входят упражнения креативной гимнастики, различные творческие задания, упражнения «типа задания», импровизация, которые способствуют развитию творчества, инициативы, выдумки и самовыражения у детей дошкольного и школьного возраста.

Упражнения из других видов оздоровительной физической культуры.

В раздел упражнения из других оздоровительных и спортивных видов физической культуры входят элементы из различных видов спорта. Из спортивных игр могут быть взяты элементы волейбола, баскетбола, футбола и др. Спортивная гимнастика представлена акробатическими упражнениями: перекатами, стойками на лопатках с мячом, мостиком и др. Элементы художественной и атлетической гимнастики также вносят разнообразие в занятия фитбол-аэробикой (Е. Г. Сайкина, 2004).

Структура занятий:

Традиционно принято разделять занятие на три части:

Подготовительная часть занятий.

Задачи: - подготовка центральной нервной системы (ЦНС, вегетативных функций организма и сенсорных системы занимающихся к работе в основной части занятия - разогревание мышц, связок, суставов и подготовка их к вы-полнению предстоящих упражнений; - подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости;

- создание благоприятного, положительного фона, обеспечивающего психологический и эмоциональный настрой на занятие, повышение восприимчивости к музыкальному сопровождению;

- организация занимающихся, сосредоточение внимания и установка на выполнение основных задач занятия. Для решения поставленных задач подбираются средства, соответствующие постепенному повышению нагрузки, связанной с переходом на более высокий уровень функционирования организма так, чтобы перестройка его протекала без перегрузки. При этом рав номерно увеличивается частота сердечных сокращений, повышается температура тела, постепенно учащается дыхание, усиливается приток крови к мышцам, мышцы и связки становятся эластичнее, увеличивается подвижность суставов.

В работу последовательно должны включаться вначале мелкие, а затем все более крупные группы мышц, темп выполнения движений, их амплитуда - постепенно повышаться, а длительность выполнения каждого упражнения - увеличиваться.

К средствам подготовительной части занятия относятся:

- строевые упражнения (построения, перестроения, фигурная маршировка, размыкания, повороты, ходьба, бег и др.);

- общеразвивающие упражнения (сидя на мяче без предметов и с предметами : ленточками, платочками, скакалками и т. д.);

- общеразвивающие упражнения с фитболом; - упражнения на согласование движений с музыкой (ритмика); - основы хореографии (позиции рук, ног и др.) :

- танцевальные шаги; - ритмические танцы; - базовые шаги фитбол-аэробики;

- музыкально-подвижные игры на внимание, малой и средней интенсивности, эстафеты. Чтобы создать соответствующий настрой на всё занятие, подготовительную часть сопровождает ритмичная, улучшающая на строение музыка.

Основная часть занятия.

В основной части занятия решаются основные педагогические (образовательные, оздоровительные, воспитательные) задачи. Здесь происходит обучение новым элементам, связкам, танцам, компози циям, повторение и совершенствование пройденного материала и развитие двигательных способностей. На основную часть занятия приходится пик физической нагрузки.

Задачи основной части занятия:

- формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, знаний о фитбол-аэробике и ее влиянии на организм занимающихся о назначении изучаемых упражнений и технике их исполнения;

- обучение новым видам упражнений с фитболом (в руках, но гах) и сидя на нем, (строевым, общеразвивающим, танцевальным упражнениям и др.) с целью доведения их выполнения до уровня навыка;

- развитие двигательных способностей (силы, гибкости, лов кости, выносливости, координации движений, быстроты и др., необходимых для физического развития; повышение функциональных возможностей организма (сер дечно-сосудистой и дыхательной систем, физической подго товленности и работоспособности;

- достижение оптимального уровня частоты сердечных сокра щений (ЧСС);

- повышение интереса к занятиям фитбол-аэробикой и получения удовлетворенности от них средствами активизации эмоционального состояния занимающихся, в том числе — за счёт использования музыкального сопровождения, выполнения танцевальных упражнений и др. ; - воспитание у обучаемых волевых качеств, активного и сознательного отношения к занятиям, чувства собственного достоинства, смелости, трудолюбия, а также доброжелательного отношения к окружающим, развития творческих способностей и др.

Средства:

- базовые упражнения фитбол-аэробики (шаги, связки, исход ные положения и др.);

- комплексы упражнений фитбол-аэробики; - упражнения на развитие силы, выносливости, гибкости и др. способностей в различных и. п. ;

- акробатические упражнения с фитболом;

- упражнения на сохранение равновесия и развитие вестибулярного аппарата;

- эстафеты и музыкально-подвижные игры высокой интенсивности.

Музыка для основной части занятия подбирается с четким ритмом и подчеркнутым акцентированием сильных долей такта.

Заключительная часть занятия.

В этой части осуществляется завершение занятия, подводятся итоги, обеспечивается плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности занимающихся, происходит восстановление сил. Средства входящие в заключительную часть занятия, разнообразны, доступны, просты, не требуют от занимающихся особого внимания и напряжения сил, выполняются в спокойном темпе и применяются в зависимости от типа занятия (разучивания нового материала, закрепления и повторения пройденного и др.) и содержания его основной части.

Задачи заключительной части занятия:

- постепенное снижение физической и психологической и эмоциональной нагрузки. При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для протекания восстановительных процессов в организме;

- подведение итогов занятия, установка на следующие и объяснение заданий для самостоятельной работы.

К средствам заключительной части занятия от носятся:

- успокаивающие упражнения;

- отвлекающие упражнения;

- упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния занимающихся.

К успокаивающим упражнениям относятся упражнения в расслаблении (посегментные расслабления, различные встряхивания, массирующие движения, приемы самомассажа, элементы релаксации, дыхательные упражнения и упражнения на растягивание раз личных групп мышц. Упражнения на растягивания могут выполняться в динамическом и статическом режиме (стретчинг).

Методика построения программы:

При построении данной программы использовались как общепедагогические методы- наглядные, словесные, так и специфические методы физического воспитания- строгорегламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод. На основании данных методов, применялись те или иные педагогические приё мы:

• Объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен при выполнении движений.)

• Показ, имитация, участие инструктора по физической культуре в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.

• Конкретные задания, игровые упражнения, поддержка и помощь.

• Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

• Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

• Смена способов выполнения упражнений.

• Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

Те или иные методы и средства применяются в зависимости от части занятия и от этапа обучения. Всего, по общепринятой системе, было выделено три этапа:

• Этап начального обучения упражнения;

Этап углубленного разучивания упражнения:

• Этап закрепления и совершенствования упражнения.

На начальном этапе создается предварительное представление об упражнении. На этом этапе применяется рассказ, объяснение и показ упражнений, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение.

Название упражнения создает его образ, под ритм выполнения упражнения можно разучивать четверостишья, потешки. Показ должен быть ярким, выразительным и понятным, в зеркальном изображении. Правильный показ создает образ- модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, что ребенок получил при просмотре, в дальнейшем, при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка термина сразу же воссоздает образ движения.

Положительные эмоции при игровом методе обучения, похвала активизируют работу сердца и нервную систему ребенка. Нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций.

На данном этапе дети получают представления о форме и физических свойствах фитбола, проводится обучение правильной посадке на мяче, знакомство с правилами работы с большим мячом, обучение основным исходным положениям фитбол-гимнастики, Для решения этих задач применяются упражнения:

- поглаживание, похлопывание, отбивание мяча на месте и с различными видами ходьбы и бега, с прокатыванием мяча по полу. С подбрасыванием и ловлей мяча. В работе используются стихи, потешки, простейшие музыкальные композиции.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, совершенствованию ритма, свободного и слитного исполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения.

На данном этапе обучаю детей сидя на мяче самостоятельно проверять правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу). Упражняю в прыжках на месте с мячом в руках на одной и двух ногах, сидя на мяче. Обучаю свободному выполнению ритмичных упражнений на фитболах с ритмичным подпрыгиванием, не отрывая стоп от пола, более сложным упражнениям с исходными положениями: руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; сидя на полу, руки крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу… Дети выполняют общеразвивающие упражнения в едином для всей группе темпе.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.

Здесь применяются все предыдущие методы, однако ведущую роль приобретают методы повторного и вариативного выполнения упражнений, а также соревновательный и игровой.

Совершенствуется качество, техника выполнения упражнений из различных исходных положений

Этап совершенствования упражнения или композиции можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение или композицию, можно применить в сочетании с другими, разученными ранее.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что освоение программного материала поможет естественному развитию организма детей дошкольного возраста, его морфологическому и функциональному совершенствованию отдельных органов и систем. Обучение по данной программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический и эмоциональный настрой, а так же способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию, профилактике различных заболеваний и повышению интереса к занятиям.

1. год обучения

1. Совершенствование равновесия и координации.

2. Совершенствование умения сохранять правильную осанку рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболах;

3. Формирование здоровой осанки, укрепление мышечного корсета.

4. Совершенствование качества выполнения упражнений с сохранением равновесия из различных исходных положений;

2 год обучения

1. Совершенствовать выполнение комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе;

2. Совершенсвовать качество выполнения упражнений в равновесии;

3. Побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы.

4. Развивать у детей координации, внимания, творческой инициативы.

5. Поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболом.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Методика проведения ОВД» «Методика проведения ОВД» К основным видам относятся: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, метание и ловля, упражнения в сохранении.

«Веселая физкультура — фитбол-гимнастика.»«Веселая физкультура — фитбол-гимнастика.» Цель: оздоровление и физическое развитие детей средствами фитбол- гимнастики. Задачи: • развивать физические качества: силу, выносливость,.

Фитбол-гимнастика для старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности.

Из опыта работы «Фитбол-гимнастика» Выступление на педсовете: «Фитбол – гимнастика» В настоящее время ученые и практики констатируют возникающие противоречия между декларируемыми.

Конспект НОД по физической культуре для детей 5–6 лет. Фитбол-гимнастикаКонспект НОД по физической культуре для детей 5–6 лет. Фитбол-гимнастика Тема: «Смешарики». Цель: корректировать нарушения осанки у детей посредством гимнастических мячей (фитболов) Образовательные задачи: 1.

Консультация для родителей «Фитбол-гимнастика-средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Фитбол-гимнастика – средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста». Приоритетное направление.

Консультация для родителей «Оздоровительная фитбол-гимнастика» «Оздоровительная фитбол-гимнастика Фитбол-мяч это нетрадиционное оборудование, которое позволяет проводить профилактику в здоровье детей.

Методика проведения игр Методика проведения игр «Камаз» 1. В гараже стоит Камаз (ритмично топать ногами, 2. У него есть тормоз (притоп одной ногой, 3. Газ (хлопок,.

Методика проведения игрового стретчинга (по Е. В. Сулим) Методика проведения игрового стретчинга (по ЕВ. Сулим) Выделяются девять основных принципов организации занятий игровым стретчингом: •.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Методика проведения утренней гимнастики в детском саду. Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика проведения кружка «Фитбол-гимнастика»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 23:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД