Получи документы

Организация сюжетной игры в ДОУ

Наталья Кононенко
Организация сюжетной игры в ДОУ

(Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова)

Предлагается системный подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений:

1. Предметно - игровые действия, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие и используют соответствующие предметы и игрушки.

2. Ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерное для персонажа поведение, использует речь и его действия.

3. Сюжето - сложению, придумывание сюжета- ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

Публикация «Организация сюжетной игры в ДОУ» размещена в разделах

Как передаётся ребёнку игра?

1. Передача детям игровых умений в разновозрастной группе детей.

2. Воспитатель помогает ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.

Педагогические принципы организации игры.

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнёр»).

Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе развертывать игру особым образом так, чтобы перед детьми сразу "открывался" и усваивался новый более сложный способ ее построения.

Так, ребенок 1,5—3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие. Начиная с 3—3,5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры. После достижения детьми 5 лет воспитатель может втягивать их в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ — творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

3.На каждом этапе дошкольного возраста, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам- взрослому и сверстникам

Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», «Я теперь шофер», «Давай, у нас начался пожар» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем мишку кормишь?», «Ты кто, Бармалей?» «Куда наш пароход плывет?» и т. п.). Но чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

С изменением возраста детей должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного режимом времени на нее.

Организация игры в первой младшей группе.

Задача педагога: сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом,связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

Приёмы руководства игрой:

1. Игры – инсценировки

2. «Игра рядом»

3. Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.

Организация игры во второй младшей группе.

Задача педагога- построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение:

- осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей: «взаимодополнительные»(мама-дочка) и «независимые» (мальчики-шофёр,космонавти т. д.);

- строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя : воспитаель- мама, ребёнок-дочка; воспитатель –дочка, а затем отдаёт роль др. ребёнку-«замыкает детей» в смысловой связке);

- использовать тематику игры, интересующую каждого ребенка;

-переключение детей на речевое взаимодействие в игре- создание чисто разговорной ситуации, минимальное число игрушек: телефонный разговор.

Умения детей:

1. Принимать и обозначать игровую роль.

2. Реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку,

3. Развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Организация игры в средней группе.

Задача воспитателя -переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Условия:

1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

матрос

капитан (основная) - пассажир (2-3 дополнительные роли)

водолаз

2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

матрос

реб. капитан (основная) - пассажир взрослый (2 участника) и наоборот

водолаз

матрос

капитан (основная) - пассажир

водолаз

капитан другого судна (к концу игры)

Сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру.

Умения детей:

1. Подключиться к игре сверстников, найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров.

2. Умел сменить первоначально принятую роль на новую (один из детей берет себе роль Емели, другому приходится быть «щукой», а затем «царем» и т. д.).

Организация игры в старшей и подготовительной группах.

Закладывается возможность перехода на новую ступень- игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль). Овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением.

Совместная игра.

Начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового (волшебные сказки - имеют общую сюжетную схему. Преобразование сказки: сохраняя общую смысловую канву событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника, и получится новая сказка.)

Этапы игры-придумывания.

1) Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки:

-сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера;

-пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа, важно, лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки- по частям: взрослый, дети;

2) Частичное преобразование известной сказки:

-начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта, волшебного средства.

(Воспитатель:«Давайте, царю очень хотелось получить не Жар-птицу, а новогоднюю елку, украшенную игрушками. Он слышал, что это очень красиво. И он отправил ее искать. Кого же он отправил?» Поначалу дети подскажут уже известного персонажа: «Ивана-царевича». В этот момент взрослый может внести свое предложение, направленное на дальнейшее изменение сказки: «Давайте, у нас будет по-другому):

-нужно «заготовить» для себя несколько вариантов начала новой сказки (чтобы не растеряться, если один из них будет отвергнут детьми).

В ходе игры дети будут вносить свои предложения (в очередных кусочках рассказа, развертывать сюжет по-своему, не так, как намеревался это делать взрослый. Придуманная вместе сказка всегда будет отличать от замысла каждого из партнеров.

3)Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов(«Ивану-царевичу захотелось учиться в школе, и он отправился ее искать»):

Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10—15 минут. Расположиться для нее нужно в спокойном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей. Большее число участников пока нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес к игре пропадает.

4) Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров» (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.):

- воспитатель берет себе роль, по смыслу совершенно не связанную с ролью ребенка, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает следующую игровую ситуацию: «Давайте, Коля был в своем магазине, и у него был телефон. А я в избушке на курьих ножках, у меня здесь тоже телефон».

5) Придумывание новых историй на основе реалистических событий. (Давайте придумаем новые приключения этого мальчика.» или во дворе стоит пожарная машина -«Давайте придумаем, что там произошло.»):

-придумывание историй-— до 4-5 человек;

- обсудить с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь, или предложить его;

-у воспитателя - позиция наблюдателя.

Включать детей в игру-придумывание не менее 2—3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым).

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.

Публикации по теме:

План руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего возраста «Больница» План руководства сюжетно - ролевой игрой детей дошкольного возраста Вид игры: Сюжетно-ролевая игра «Больница». Возраст детей: 4-5 лет.

План руководства сюжетно-ролевой игрой в подготовительной группе «Граница» Диагностика: Для определения уровня развития игры, проведено наблюдение. Уровень игрового опыта детей: В ходе наблюдения было выявлено,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация сюжетной игры в ДОУ
Опубликовано: 19 мая 2015 в 11:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД