Папки-передвижки

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»

Холзакова Анна
Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»

«Страхи в домиках»

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Публикация «Методика выявления детских страхов „Страхи в домиках“» размещена в разделах

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т. е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься. ".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его, а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

Ты боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

• медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

страх смерти (своей);

• боязнь животных ;

страхи сказочных персонажей;

страх темноты и кошмарных снов;

• социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

Так, присущие детям средней группы (4-5 лет, наиболее выраженные страхи :

выраженные страхи у девочек у мальчиков

страх одиночества в 100% случаев 90%

страх смерти родителей 100% 70%

страх умереть 100% 30%

страх родителей 60% 90%

страх снов 100% 80%

страх войны 70% 90%

страх темноты 90% 60%

страх перед животными 90% 70%

страх чудовищ 40% 60%

страх высоты 70% 40%

страх глубины 30% 30%

страх замкнутого пространства 30% 40%

страх огня и пожара 100% 70%

страх перед врачами 20% 20%

страх крови 50% 30%

страх перед уколами 50% 30%

страх боли 40% 50%

страх резких звуков 30% 30%

Для детей подготовительной группы (5-7 лет) характерны такие страхи :

выраженные страхи у девочек у мальчиков

страх перед нападением 70% 90%

страх умереть 100% 50%

страх смерти родителей 100% 60%

страх перед папой и мамой 90% 90%

страх наказания 70% 100%

страх чудовищ 50% 80%

страх глубины 90% 40%

страх перед стихией 80% 60%

страх высоты 90% 40%

страх пожара 100% 60%

боязнь врачей и боли 80% 50%

боязнь крови 100% 20%

боязнь уколов 90% 40%

страх перед неожиданными звуками 100% 60%

страх темноты 60% 40%

страх увидеть страшные сны 70% 40%

страх замкнутого пространства 70% 20%

страх войны 70% 60%

страх огня 60% 60%

страх больших улиц 20% 20%

Публикации по теме:

Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте. На сегодняшний день проблема детских страхов актуальна в учебно-воспитательном.

Профилактика детских страхов «Игры и упражнения на преодоление страха»Профилактика детских страхов «Игры и упражнения на преодоление страха» Что такое страх? Чего боятся наши дети? Профилактика детских страхов. Игры и упражнения на преодоление страха. Поговорим о детских страхах.

Детские страхи. Игры для воспитателей по профилактике детских страхов В психологическом словаре Ю. Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов. (слайд) 1. Реальный страх – нормальная реакция на реальную внешнюю.

Тревожность и методы её выявления. Профилактика тревожности Доклад на тему: «Тревожность детей, методы их выявления. Профилактика тревожности». Доклад готовила: Чулдум Айлана Анатольевна. Студент.

Методическая разработка «Страшно смешные страхи». Сборник арт-терапевтических техник и упражнений преодоления страхов у детейМетодическая разработка «Страшно смешные страхи». Сборник арт-терапевтических техник и упражнений преодоления страхов у детей Предисловие …Мы взялись за дела. Страх берет, а в комнате Уж совсем стемнело Я рисую, я держусь Из последней мочи. Свет зажег бы, да.

Консультация «Методика раннего выявления дислексии» Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет Оборудование: не требуется. Время проведения: 5-8 мин. Описание методики.

Методы выявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста Методика изучения и формирования познавательных интересов – вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для.

Музыкотерапия, как средство коррекции детских страхов Аннотация: в статье раскрыты понятия «детские страхи», «музыкотерапия», описаны возможности музыкотерапии в коррекции детских страхов. Ключевые.

Презентация «Работа с родителями «Классификация детских страхов. Основные факторы и причины их возникновения» Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх – это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на раздражитель,.

Актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности 1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Л. А. Педагог-психолог МБДОУ №1 «Золотой петушок». Тема моего выступления «Работа с одаренными.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»
Опубликовано: 4 июня 2018 в 12:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД