Папки-передвижки

Методики для оценки уровня овладения программным материалом начального общего образования детьми младшего школьного возраста

Татьяна Ткаченко
Методики для оценки уровня овладения программным материалом начального общего образования детьми младшего школьного возраста

Беседа

Краткая аннотация. Методика направлена на выявление знаний об окружающем мире, временной последовательности, представлений о себе и ближайшем окружении.

Оцениваются следующие показатели.

• запас знаний и представлений об окружающем, временной последовательности, представлений о себе и ближайшем окружении;

• словарный запас;

• лексико-грамматический строй речи, оформление фраз, наличие аграмматизмов;

• способность свободно излагать свои мысли;

• уровень коммуникации;

• круг интересов ребенка, их полнота и разносторонность.

Подбор простых аналогий

Публикация «Методики для оценки уровня овладения программным материалом начального общего образования детьми младшего школьного возраста» размещена в разделах

Краткая аннотация. Оценка возможности установления логических связей и отношений между понятиями. Предъявляется детям с сформированным навыком чтения. Материал градуирован по степеням сложности.

Оцениваются следующие показатели.

• уровень понимания инструкции, принятие задания;

• осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль;

• способность выделять существенные признаки;

• способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

• прочность установления смысловой связи в первой паре слов и способность к ее удержанию при выборе ответа;

• «соскальзывание» на случайные признаки, стереотипные ассоциации;

• умение рассуждать;

• уровень принятия помощи.

Выделение двух существенных признаков

Краткая аннотация. Оценивается возможность выделения самых существенных признаков предметов и явлений и отличие их от второстепенных. Позволяет оценить последовательность рассуждений ребенка. Имеется градация степени сложности.

Оцениваются следующие показатели.

• уровень понимания инструкции, принятие задания;

• осмысленность собственной деятельности, критичность, самоконтроль;

• способность выделять существенные признаки;

• способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

• «соскальзывание» на случайные признаки, стереотипные ассоциации;

• умение рассуждать;

• уровень принятия помощи.

Понимание сюжетных изображений

Краткая аннотация. Автор идеи А. Н. Бернштейн. Методика представляет собой набор различных по смысловой нагрузке и сложности сюжетных изображений (картин)

Оценивается понимание сюжетной картины, степень развернутости сюжета, понимание скрытого смысла, или подтекста.

Оцениваются следующие показатели.

• смысловое восприятие сюжета, его целостности;

• развитие аналитико-синтетической деятельность;

• умение выделять существенные признаки в линии сюжета и опираться на них при объяснении происходящего;

• связная речь;

• умение устанавливать смысловые логические связи между героями сюжета;

• понимать эмоциональные состояния в контексте происходящего.

Методика «Разрезные картинки»

Краткая аннотация. Методика А. Н. Бернштейна. Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и наглядно- образного мышления. Методика описывается в модификации Л. И. Переслени, О. И. Шурановой. Методика представляет собой три предметных черно-белых изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление. Методика представляет собой три предметных черно-белых изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление.

Оцениваются следующие показатели.

• уровень развития наглядных форм мышления;

• конструктивная деятельность;

• целостность восприятия;

• пространственная ориентировка;

• развитие пространственного анализа и синтеза;

• обучаемость, принятие помощи.

Последовательные картинки (Субтест 3. Тест умственного развития младшего школьника)

Краткая аннотация. Методика разработана Е. М. Борисовой, В. П. Арсланьян, Методика направлена на изучение параметров словесно-логического мышления – аналитико- синтетической деятельности, установления причинно-следственных зависимостей. Представляет собой 10 серий картинок, которые необходимо расположить в правильной последовательности. Оценивается умение учитывать два и более существенных признака в изображении, ориентироваться на них при установлении последовательности.

Оцениваются следующие показатели.

• развитие аналитико-синтетической деятельность;

• умение выделять существенные признаки в линии сюжета и опираться на них при установлении последовательности;

• умение устанавливать причинно-следственные зависимости;

• умение логически связывать части в единый целый сюжет.

Исключение понятий (Исследование словесно-логического мышления (пятый лишний)

Краткая аннотация. Методика на исключение лишнего широко использовалась в патопсихологии, на нее ссылались многие патопсихологии и дефектологи Б. Ф. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Н. Л. Белопольская, С. Д. Забрамная и др. Данный вариант методики дается в авторской модификации (Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров). Методика направлена на исследование сформированности логического действия (классификации, обобщения). Представляет собой пять слов, четыре из которых можно отнести к одной категории, а пятое является лишним. Оценивается способность к абстрагированию, умение ориентироваться на существенные признаки, обобщать элементарные понятия.

Оцениваются следующие показатели.

• сформированность логического действия классификация;

• сформированность логического действия обобщение;

• способность отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.

Понимание сюжетных картин со скрытым смыслом

Краткая аннотация. А. Р. Лурия, А. Н. Бернштейн Методика направлена на выявление способности определять скрытый смысл сюжетной линии, на основании сопоставления деталей происходящего, делать выводы, объяснять причинно-следственные связи. Представляет собой сюжетный рисунок, в котором заключен подтекст. Оценивается умение делать вывод на основании анализа деталей, понимания позы, мимики, жестов изображенных персонажей, умение устанавливать логические связи, обосновывать свою точку зрения.

Оцениваются следующие показатели.

• сформированность логического действия классификация;

• сформированность логического действия обобщение;

• способность отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами.

Понимание скрытого смысла текста

Краткая аннотация. А. Р. Лурия, Методика направлена на исследование способности понимать главную мысль и скрытый смысл текста. Представляет собой текст со скрытым смыслом, который читает взрослый или ребенок самостоятельно. Оценивается умение сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности, объяснить главную мысль рассказа, наличие ошибок на непонимание морали, ориентация на конкретные или случайные признаки при анализе содержания. Методика широко применяется в дефектологической практике. Методика направлена на исследование уровня обобщенного восприятие морали текста, притчи. Представляет собой текст, имеющий подтекст, который после прочитывания анализируется с точки зрения выделения морали, обобщенного смысла.

Оцениваются следующие показатели.

• уровень понимания текста, морали;

• возможность объяснить основную мысль текста;

• развитие связной речи;

• развернутость помощи.

Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок

Краткая аннотация. Методика направлена на изучение способности осознать и объяснять народную мудрость, заключенную в пословице и поговорке. Представляет собой набор широко употребляемых пословиц и поговорок. Для более младшего возраста используется сюжет, позволяющий объяснить народное изречение. Оценивается способность абстрагироваться от конкретики высказывания и обобщенно объяснить пословицу (поговорку). Для ребенка семилетнего возраста допустимым считается объяснение пословицы на примере героя предъявляемого сюжета.

Оцениваются следующие показатели.

• обобщенность мышления;

• гибкость мышления;

• возможность понимать и объяснять народную мудрость, скрытую в пословице;

• развитие речи;

• умение обосновывать свою точку зрения.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством методики «Пальчиковые шаги» Достаточно часто младшие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности.

Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Игровые формы проведения развивающего тренинга с детьми младшего школьного возраста ВВЕДЕНИЕ Цель развивающего тренинга: художественное воспитание и развитие личности, обогащение культуры, формирование нравственно-ценностной.

Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (апробированная методическая разработка игровых упражнений) Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Пурель.

Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (продолжение) (продолжение) (апробированная методическая разработка игровых упражнений) Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной.

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Для педагогов, работающих в начальном звене работа.

Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного и начального общего образования Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного и начального общего образования «Школьное обучение никогда не.

Программа дополнительного образования по обучению детей младшего дошкольного возраста основам математики Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности с детьми младшего возраста. Дисциплина: обучение детей основам.

Развитие координации у детей младшего школьного возраста Развитие координации у детей младшего школьного возраста Педагог дополнительного образования Борисова Надежда Юрьевна Координация — умение.

Семинар-практикум по преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ФГОС В законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственно политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики для оценки уровня овладения программным материалом начального общего образования детьми младшего школьного возраста
Опубликовано: 19 января 2017 в 09:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД