Лучший педагог года

Методики обследования психических процессов у дошкольников

Анастасия Бондаренко
Методики обследования психических процессов у дошкольников

Беседа

Цель: определить степень осведомленности ребенка, представления об окружающем.

Оборудование: бланк беседы.

Обработка и интерпретация: высокий уровень – ребенок ответил на большинство вопросов по каждому разделу; средний уровень – ребенок ответил на половину вопросов по каждому разделу; низкий уровень – ответил меньше, чем на половину вопросов или не ответил совсем.

Доски Сегена

Оборудование: 5 специальных досок с целыми или разделенными фигурами-вкладышами.

Публикация «Методики обследования психических процессов у дошкольников» размещена в разделах

Ход исследования: ребенку показывают доску с вложенными фигурами в течение 10 секунд. Затем доску переворачивают и фигурки вываливаются на стол. После перемешивания просят ребенка вставить фигурки в гнезда. В начале опыта экспериментатор может сделать 2-3 вкладки. Помощь оказывается не ранее, чем через минуту после инструкции.

Обработка и интерпретация: высокий уровень – сложил все правильно, зрительное соотнесение; средний уровень- выполнил методом проб и ошибок, оказывалась помощь; низкий уровень – действовал силой, не сложил доски или сложил меньше половины.

Коробка форм

Цель: исследование сформированности понятия «форма» и умения соотносить предметы по форме.

Оборудование: ящик с пятью прорезями – полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат и шестиугольник. 10 объемных геометрических тел – по 2 к каждой прорези.

Инструкция: найди домик для каждой фигурки, чтобы все фигурки оказались внутри ящика.

Обработка и интерпретация: высокий уровень – сложил все правильно, зрительное соотнесение; средний уровень- выполнил методом проб и ошибок, оказывалась помощь; низкий уровень – действовал силой, не выполнил задание или выполнил меньше половины.

Классификация по форме

Цель: определить умение дифференцировать фигуры по форме.

Оборудование: набор геометрических фигур одного цвета (16 – 4 круга, 4 квадрата, 4 треугольника, 4 прямоугольника).

Инструкция: «Сейчас ты будешь раскладывать фигурки вниз в столбики, какая к какой подходит. Я начну, а ты – продолжишь».

Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно и самостоятельно, средний уровень – выполнил с помощью подсказки или наводящих вопросов, низкий уровень – не выполнил.

Разбор и складывание матрешки

Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений «больше – меньше».

Оборудование: 2-составная и 5-составная матрешки.

Инструкция: (сначала дается 2-составная матрешка) «Разбери эту матрешку». Если ребенок ничего не делает, то экспериментатор сам открывает матрешку и предлагает собрать ее обратно.

Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.

Разбор и складывание пирамиды

Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений «больше – меньше».

Инструкция: «разбери пирамидку, а потом собери ее снова».

Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.

Включение в ряд

Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений «больше – меньше».

Оборудование: 6-составная матрешка.

Ход исследования: экспериментатор берет матрешку, на газах у ребенка разбирает ее на 6 матрешек и выстраивает их в ряд, соблюдая равные промежутки. Ребенка просят закрыть глаза, а в это время из середины ряда извлекают одну матрешку и ряд выравнивают. Затем просят открыть глаза. «Поставь матрешку на место».

Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.

Разрезные картинки

Цель: выявить способность восстанавливать пространственную структуру целого изображения, разбитого на отдельные части.

Оборудование: разрезные картинки на 4, 5, 6 частей различным образом (по диагонали. По вертикали, по горизонтали).

Инструкция: «У меня сломалась картинка, помоги, пожалуйста, ее починить».

Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.

Кубики Коса

Цель: выявить особенность осуществлять конструктивный процесс и ориентироваться в пространстве.

Оборудование: 4 одинаково специально раскрашенных кубика и карточки образцами рисунков (4, 5 штук).

Ход исследования: перед ребенком кладут 4 кубика и образец, предлагают сложить из кубиков соответствующий узор.

Инструкция: «Посмотри, на карточке нарисован узор. Из этих кубиков сложи такой же».

Обработка и интерпретация: высокий уровень – сложил все узоры правильно, методом зрительного соотнесения; средний уровень – сложил 2,3 узора правильно; низкий уровень - не выполнил задание.

Конструирование по образцу (подражанию)

Цель: выявить особенности пространственной ориентировки и конструктивного праксиса.

Оборудование: геометрические тела – 2 бруска, 2 треугольные призмы, 2 полусферы, ширма.

Ход исследования и инструкция: экспериментатор и испытуемый сидят лицом друг к другу. Экспериментатор ставит перед собой на стол тела: брусок ставит перед собой, а второй – перед ребенком. Затем берет призму и повторяет операцию. То же проделывают и с полусферой. Образуются 2 ряда одинаково стоящих фигур. Далее поочередно строится «домик», «грибок», «паровозик». Пока взрослый строит один объект, он закрывает от ребенка свою часть стола, чтобы он не видел, как строятся фигуры. Ребенку предлагают построить такие же фигуры.

Обработка и интерпретация: высокий уровень – выполнил все постройки правильно, самостоятельно; средний уровень – справился с заданием с помощью; низкий уровень – не выполнил задание или выполнил неправильно.

Исключение понятий и предметов (4 лишний)

Цель: выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями, способность к обобщению.

Оборудование: карточки (10 штук).

Инструкция: «Посмотри на картинку. Здесь три предмета можно назвать одним словом, а четвертый не походит к этому понятию – он лишний. Что здесь лишнее?»

Обработка и интерпретация: высокий уровень – выделил 7 – 10 карточек; средний уровень – 4 – 7 карточек; низкий уровень – меньше 4 карточек или не выделяет совсем.

Недостающие детали

Цель: определить наблюдательность, концентрацию внимания, восприятие целостности образа предмета.

Оборудование: картинки с недорисованными фрагментами (10 штук).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке все есть или чего-то не хватает?»

Обработка и интерпретация: высокий уровень – выделил 7 – 10 карточек; средний уровень – 4 – 7 карточек; низкий уровень – меньше 4 карточек или не выделяет совсем.

Картины со скрытым смыслом

Цель: определить способность устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе понимания изображенной ситуации, а так же способность воспринимать мысли и чувства людей на основании их мимики и жестов.

Оборудование: 2 картины со скрытым смыслом «Разбитая чашка», «Разбитое окно».

Инструкция: «Посмотри на картинку, как ты думаешь, что на ней произошло?»

Обработка и интерпретация: высокий уровень – понял смысл и раскрыл его на обеих картинах, средний уровень – понял и раскрыл смысл одной картины; низкий уровень – не понял смысла ни одной из картин.

Нелепицы

Цель: установить характер эмоциональных реакций ребенка и выяснить некоторые особенности восприятия. Определить устойчивость внимания, способность к длительному волевому усилию.

Оборудование: картина с изображением нелепой ситуации.

Инструкция: «Посмотри на картинку, как ты думаешь, художник все правильно нарисовал или что-то перепутал?»

Обработка и интерпретация: высокий уровень – ребенок внимательно рассмотрел картину и последовательно назвал все нелепые ситуации; средний уровень – частично назвал; низкий уровень – эмоционально не реагирует на картину, назвал 1 – 2 ситуацию.

Серия последовательных картин

Цель: определить способность устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям.

Оборудование: серия последовательных картин (от 4 до 6).

Инструкция: «Посмотри на каждую картинку. Тебе нужно разложить их по порядку – что было сначала, что потом, и чем все закончилось».

Обработка и интерпретация: высокий уровень – правильно разложил все картинки и составил по ним рассказ; средний уровень – с помощью наводящих вопросов выложил по порядку картинки и составил по ним рассказ; низкий уровень – не справился с заданием.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результатах мониторинга Аналитическая справка о результатах промежуточного мониторинга освоения детьми образовательной программы. Трижды в год в детском саду проводятся.

«Наши успехи». Реализация ФГТ в 2011–2012 учебном году Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для этого проводилась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики обследования психических процессов у дошкольников
Опубликовано: 7 мая 2013 в 21:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД