Методики выявления агрессивности личности

Никто
Методики выявления агрессивности личности

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но, в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности

(Схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение длительного времени (не менее чем шесть месяцев) в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста — психолога или врача.

Кроме того, можно использовать схему наблюдения, разработанную Лаврентьевым Г. П. и Титаренко Т. М. (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992). Данные критерии помогут воспитателю или учителю выявить агрессивность у ребенка в группе детского сада или в классе и в дальнейшем выработать свою стратегию поведения с ребенком, а так же помочь ему адаптироваться в детском коллективе.

Критерии агрессивности у ребенка

(Схема наблюдения)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Затем баллы суммируются.

Высокий уровень агрессивности — 15-20 баллов.

Средний уровень агрессивности —7—14 баллов.

Низкий уровень агрессивности — 1-6 баллов.

Оценка агрессивности (тест А. Ассингера)

Методика позволяет выявить агрессивность личности самого педагога по отношению к окружающим в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса, уровень корректности при социальных контактах.

Инструкция: Вам предлагается 20 вопросов, описывающих различные жизненные ситуации. К каждому вопросу предлагается три варианта ответов. Выберите один вариант — тот, который больше всего вам подходит. На бланке для ответов, напротив номера вопроса, обведите букву соответствующую выбранному ответу.

1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Как вы ведете себя в критических ситуациях?

а) внутренне кипите;

б) сохраняете полное спокойствие;

в) теряете самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

а) самоуверенным и завистливым;

б) дружелюбным;

в) спокойным и независимым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

а) примете ее с некоторыми опасениями;

б) согласитесь без колебаний;

в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?

а) выдадите ему «по первое число»;

б) заставите вернуть;

в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами вы встретите мужа (жену, если он (она) вернулся с работы позже обычного?

а) «Что это тебя так задержало?»;

б) «Где ты торчишь допоздна?»;

в) «Я уже начал (а) волноваться».

7. Как вы ведете (вели бы) себя за рулем автомобиля?

а) стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»;

б) вам все равно, сколько машин вас обошло;

в) мчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

а) сбалансированными;

б) легкомысленными;

в) крайне жесткими.

9. Что вы предпринимаете, если вам не все удается?

а) пытаетесь свалить вину на другого;

б) смиряетесь;

в) становитесь впредь осторожнее.

10. Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

а) «Пора бы уже запретить им такие развлечения»;

б) «Надо создать им возможности для организованного и культурного отдыха»;

в) «И чего с ними столько возятся?».

11. Что вы чувствуете, если место, которое вы хотели занять, досталось другому?

а) «И зачем только я на это нервы тратил?»;

б) «Видно, его физиономия шефу приятнее»;

в) «Может быть, мне удастся это в другой раз».

12. Как вы, смотрите страшный фильм?

а) боитесь;

б) скучаете;

в) получаете искреннее удовольствие.

13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание:

а) будете нервничать во время заседания;

б) попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;

в) огорчитесь.

14. Как вы относитесь к участию в спортивных играх и соревнованиях?

а) обязательно стараетесь выиграть;

б) цените удовольствие вновь почувствовать себя молодым;

в) очень сердитесь, если не везет.

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане?

а) стерпите, избегая скандала;

б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание;

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?

а) поговорите с учителем;

б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника»;

в) посоветуете ребенку «дать сдачи».

17. Какой, по-вашему, вы человек?

а) самоуверенный;

б) пробивной;

в) средний.

18. Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

а) «Простите, это моя вина»;

б) «Ничего, пустяки»;

в) «А повнимательнее быть вы не можете?».

19. Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

а) «Когда же наконец будут приняты конкретные меры!»;

б) «Надо бы ввести телесные наказания»;

в) «Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели».

20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое из перечисленных животных вы предпочтете?

а) тигра или леопарда;

б) домашнюю кошку;

в) медведя.

Бланк для ответов

Номер вопроса 1 2 3 Номер вопроса 1 2 3

1 а б в 11 а б в

2 б в а 12 а б в

3 в б а 13 в а б

4 в а б 14 б а в

5 в б а 15 а б в

6 в а б 16 а в б

7 б а в 17 в а б

8 б а в 18 а б в

9 б в а 19 в б а

10 б а в 20 б в а

Обработка результатов:

Подсчитайте количество обведенных вами ответов по столбцам. Количество ответов во втором столбце (под цифрой 2) умножьте на 2, количество ответов в третьем столбце (под цифрой 3) умножьте на 3; сложите эти произведения и прибавьте к ним количество ответов, обведенных в первом столбце (под цифрой 1). Полученная сумма является вашим итоговым баллом, который подлежит интерпретации.

Интерпретация:

35 и менее баллов — вы чрезмерно миролюбивы. Возможно, это обусловлено недостаточной уверенностью в себе, в своих силах и возможностях. Почему вы считаете, что всегда и во всем уступать — это хорошо? Вам не помешает быть немного решительнее и настойчивее в отстаивании своих интересов.

36-44 балла — у вас нормальный уровень агрессивности. Вы не подавляете окружающих, но и не позволяете им садиться себе на шею. Это хорошая основа для успешной работы с людьми.

45 баллов и более — вы излишне агрессивны. На работе вы любите придерживаться принципа «дружба дружбой, а служба службой» и не останавливаетесь при необходимости применять жесткие меры. Может, иногда можно было бы и помягче? Высокие результаты — это, конечно, важно, но и они будут достигнуты, если коллеги и дети любят и уважают вас, а не боятся.

Если по семи и более вопросам вы набрали по 3 очка (ответы обведены в крайнем правом столбце) и менее чем по семи вопросам — по 1 очку (ответы обведены в крайнем левом столбце) — взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Своим поведением вы можете спровоцировать нежелательные конфликтные ситуации.

Если же по семи и более вопросам вы получили по 1 очку и менее чем по семи вопросам — по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессии, просто вы слишком тщательно подавляете их.

Рекомендации педагогам и родителям, осуществляющим коррекционную работу с агрессивными детьми

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Рассмотрим подробнее основные направления работы.

Рекомендации педагогам по организации работы с родителями агрессивных детей

Работая с агрессивными детьми, специалисты, прежде всего, должны наладить контакт с семьей. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях:

• Информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих, об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребёнка);

• Обучение эффективным способам общения с ребенком: обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приёмами регуляции психического равновесия; обучение родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты - сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией; отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; помощь семье в плане выработке единых требований и правил воспитания;

Информирование родителей может проходить:

• в индивидуальных беседах;

• в виде лекций;

• в виде сообщений на родительских собраниях;

• на встречах в «Семейном клубе» и т. п. ;

• в виде наглядной информации.

Информационный материал для родителей:

Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно, чем дети,которые воспитывались иначе.

Таким образом, формирование агрессивных тенденций, которые затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответственного поведения по отношению к другим и к окружающей среде. Определено, что дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде исследований было установлено что:

а) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;

б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;

в) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Важно обратить внимание родителей на причины возникновения агрессивности детей.

На формирование агрессивности влияют следующие факторы:

1. Негативизм матери, отсутствие родительской любви (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).

2. Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым.

3. Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).

4. Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость).

5. Отсутствие заботы родителей об основных потребностях ребенка (сон, еда, общение) интересы ребенка игнорируются.

6. Несогласованность требований родителей. - У ребенка нет четких норм поведения.

7. Слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка.

8. Острая травма или утрата, травматические обстоятельства которой запомнились; долгое расставание с близкими людьми в раннем возрасте.

9. Непринятие, ревность, жестокость со стороны братьев или сестер.

10. Гиперпротекция – чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье, чрезмерное внимание (развитие этой сферы за счет других).

11. Чрезмерная стимуляция сексуальности, телесный контакт.

12. Личностные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников.

13. Скука, недостаток стимулов.

14. Иногда агрессия может появляться у детей как реакция на изменения в жизни (адаптация к новым возрастным требованиям, переезд или необходимость посещать детский сад; жестокость к братьям и сестрам в попытке сохранить любовь матери).

15. Отсутствие возможности побыть одному.

16. Родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения (например – лишняя У-хромасома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола) обязательно будут способствовать агрессивности.

Травмы, органические заболевания мозга, эпилепсия, опухоль мозга.

17. Врожденные физические дефекты – факторы, постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию.

18. Различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 месяцев.

Специалистами выделен синдром трудного темперамента, при котором ребенка нелегко воспитывать.

Помните, что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети. Основная роль в воспитании агрессивных детей отводится матери.

Публикации по теме:

История проблемы аутизмаИстория проблемы аутизма Согласно МКБ-10, диагноз аутизм ставится при наличии нарушений в трех основных сферах: социальное взаимодействие, коммуникация и ограниченное,.

Основные правила эффективной работы с агрессивными детьми Эффективность работы с агрессивными детьми зависит от соблюдения нескольких, очень важных, правил. Первым из этих правил является – позитивный.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Методики выявления агрессивности личности
Опубликовано: 28 марта 2013 в 08:57
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...