Методология использования русской народной сказки в развитии личности ребенка (часть 1)

Любовь Ганоцкая
Методология использования русской народной сказки в развитии личности ребенка (часть 1)

Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю.

В. А. Сухомлинский.

Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства – это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением. Эти воспоминания до сих пор дарят нам ощущение родительской заботы и тепла, перенося в волшебный мир детства.

Последнее десятилетие характеризуется противоречивым отношением к сказкам. С одной стороны считается, что сказка не отражает жизнь, а дети должны быть в курсе современных событий, развитий, развития науки и техники, особенностей человеческих отношений. С другой стороны, наблюдается небывалый рост сказочной продукции в виде книг, пластинок, фильмов, актуализировались проблемы использования сказки, как культурно-педагогического феномена в развитии дошкольника и младшего школьника (Т. И. Алиева, И. Я. Базик, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, И. Э. Куликовская, Л. М. Ильина, В. Н. Лукьяненко, Л. Ф. Обухова, Г. В. Лунина и др).

Сказка избрана средством развивающего воспитания, так как она:

• Удовлетворяет духовные потребности ребенка;

• Способствует «изживанию эмоций» Л. С. Выгодский;

• Является необходимой пищей для развития личности, прежде всего интенсивного развития воображения, творчества;

• Служит источником получения детьми информации о мире, жизненных ситуациях, о формах поведения;

• Обеспечивает художественно-эстетическое восприятие мира, развитие художественно творческих способностей приобщения к эстетической культуре.

Л. В. Компанцева считает, что народное искусство формирует у детей художественную картину мира, на основе которой развиваются представления о специфике отражения картины мира в зависимости от направления народного промысла. Познание различных художественных стилей, народных промыслов, различного «языка» искусств, с ее точки зрения обогащает художественную деятельность детей. Особая роль знакомства детей с образами народной культуры раскрытыми в сказках, заключается в формировании гуманного отношения к человеку, природе, «народным знаниям», в обогащении эмоциональной сферы за счет познания и осмысления прекрасного.

Анализ исследований практики приобщения детей к народной культуре представлен в работе Веры Николаевны Лукьяненко «Мир народной культуры в детском творчестве». Она выделяет следующие противоречия:

• Между традиционным взглядом на сказку как на фактор развития ребенка и ограниченностью ее использования в педагогическом процессе дошкольного учреждения;

• Между признанием сказки как культурного феномена и недостаточной разработанностью педагогических технологий приобщения детей на этой основе к народной культуре;

• Между стремлением практиков проникнуть в культурологическую сущность сказки и отсутствием теоретической и методической разработанностью данной проблемы;

• Между потенциальными возможностями художественной деятельности и приобщении детей к культурно-историческому опыту и подготовленностью педагогов к этой работе.

В данном выступлении представлен опыт нашей работы по разрешению обозначенных противоречий.

В основе нашей работы по использованию сказки положены принципы:

• Природосообразности;

• Единства воздействия различных видов искусств на внутренний мир ребенка;

• Органической связи художественно-эстетической деятельности с личностным развитием ребенка;

• Интеграции искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (музыкальная, изобразительная, игровая, художественная, театрализованная).

Реализация процесса приобщения детей к народной культуре на основе сказки у нас осуществляется благодаря определенным педагогическим технологиям, которые включают интегрированные виды деятельности и развивающие методы. Мы познакомились с методикой приобщения детей к сказкам посредствам моделирования, разработанного И. Я. Базик, работами С. А. Лебедевой, где рассматривается идея схематизации сказки как средства развития познавательной деятельности, Т. В. Большевой «Учимся по сказке» основанной на использовании мнемотехники – направленную на развитие основных психических процессов.

Наиболее полно мы обращаемся к методике работы разработанной Ларисой Борисовной Фесюковой, которая предлагает специальную универсальную схему работы со сказкой направленную на развитие дошкольников. Она выглядит следующим образом:

Название сказки.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.

Семь разделов заложены в данную схему выбраны автором условно. Каждый текст сказки выдвигает на первый план 1-2 проблемы, а остальные остаются второстепенными, сопутствующими. Наряду с традиционным направлением работы со сказкой Лариса Борисовна предлагает нам использовать сказочный материал нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Радари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер. М. Шустерман и др.).

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

Публикации по теме:

«Баба-Яга — хозяйка Хутора Диканька»«Баба-Яга — хозяйка Хутора Диканька» . Сказками увенчан, как цветами. Строк его внушали благодать. Наши папы, бабушки и мамы Брали сказки в детскую кровать. Открываю том его.

Премьера спектакля «Репка» в младшей группеПремьера спектакля «Репка» в младшей группе Как отмечал В. А. Сухомлинский, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Методология использования русской народной сказки в развитии личности ребенка (часть 1)
Опубликовано: 24 октября 2013 в 17:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг — начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...