Папки-передвижки

Методы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста

Юлия Севостьянова
Методы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка, ее активизация у дошкольника - одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Публикация «Методы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Изучение особенностей активизации речевой деятельности у детей дошкольного возраста является актуальным, так как знание закономерностей усвоения речи у детей - это знание того, что именно надо совершенствовать в организме ребенка (какие органы его тела, выполняющие речетворческие функции, чтобы он оказался способным усваивать язык как универсальный код окружающей действительности, т. е. прежде всего, стал бы человеком мыслящим и, таким образом, оказался бы восприимчивым к воспитательным воздействиям.

Это говорит о том, что необходимо использовать в работе с детьми разные направления и приёмы для активизации речевой активности у детей. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов : словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы : наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т. д. ; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы : дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры–драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы : чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Основными приёмами активизации речевой деятельности и поведения детей являются :

- подражательная деятельность, этюды, подвижные и дидактические игры, игры

- драматизации;

- логопедическая ритмика, действия под музыку;

- проблемные ситуации;

- комментированное рисование;

- психотерапевтические приёмы (психологические тренинги);

- введение игровых персонажей;

- постановка вопроса;

- подстановка недостающего слова

- подбор синонимов и антонимов;

- развитие невербальных средств и другие.

Цель - активизация речи на основе закономерностей познавательной

деятельности и личностно ориентированного подхода, как основа развития

компенсаторных механизмов.

Большое внимание необходимо уделять развитию невербальных проявлений

активности детей, поскольку доверительная коммуникация - основа для

вербальной.

Для этого при обучении детей можно использовать приём подражательной

деятельности. С детьми проводится мимическая гимнастика, пантомимика и

просодика.

Традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц лица

это: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмурить глаза и т. д. Проводятся

эти упражнения индивидуально с зеркалом и в парах, сочетаясь с упражнениями

на расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).

В мимике дети учатся отражать эмоциональные основные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие и радость). Используя пантомимику, в детях развивается способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, а затем выразить свои эмоции с помощью жестов движений, походки, позы. После исполнения проводится совместное обсуждение увиденного, услышанного, при этом особое внимание уделяется обогащению словаря детей. Так как элементы мимики, пантомимики и просодики многократно повторяются в сопровождении речевого высказывания.

Одним из приёмов преподавания, является движение в образах. Достаточно большое внимание отводится двигательной активности детей. Во время занятий помещение можно превращать в сложно организованное пространство, существовать в котором можно в трёх позициях.

1. сидя за столами;

2. стоя ( например: рассматривать - пейзаж за окном, картину, рисунки, а так же

играть в мяч);

3. сидя (или даже лёжа на животе на ковре).

Такое расположение открывает новые возможности для перемещений. На занятиях дети могут перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если сидят на ковре, то выполняющий задание может не «выйти к доске», а выползти на четвереньках в середину круга). А так же могут расположиться буквой П, или парами, или микро группами. Основной эффект такой организации пространства - разрушение казённой атмосферы, академической холодности, а следовательно расширение границ возможного, А это способствует желанию отдать все силы во время освоения любой учебной

деятельностью. Таким образом, эти методы и приёмы являются предпосылкой для активной речевой деятельности.

Учитывая что, активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится словесным методам. Одним из них является беседа. Беседы имеют важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе. Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать. Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний - во время наблюдений, экскурсий, а так же, когда получают новый опыт. Материал разумнее давать в повествовательной форме, используя приём добавления новой информации. Эта информация даётся небольшими частями - сегментами. Такой приём называется «сегментация речи».

Так же для активизации речи используют проблемные ситуации. Можно создать различные игровые ситуации. При этом вопросительно - ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поскольку стимулируют и побуждают детей к речевой деятельности. Они заставляют ребёнка думать, отбирать и комбинировать информацию для ответа. Необходимо помнить, что ситуации должны быть не слишком сложными и вызывать интерес.

Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является моделирование. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами.  Метод моделирования позволяет воспитателю более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи разные конструкции предложений, описывать предметы, составлять различные виды  рассказов: описательные, по картинкам, по личному опыту, а так же с элементами творчества.

Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, и, Схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стимулированные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.

Моделирование помогает детям овладеть языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний.

Если говорить об активизации речи в других видах деятельности, то ведущей деятельностью ребёнка является игра. Игра - метод и способ обучения. Во всех видах игр - активизируется речь. Остановимся на некоторых из них. Подвижные игры помогают пробудить активность у пассивного ребёнка, учат подчиняться определённым правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. Различные варианты игр «Жмурки»«У медведя во бору»«Мороз красный нос»«Хитрая лиса»«Мышеловка»,«Серебряный пояс» помогают почувствовать себя в роли лидера, что несомненно влияет на формирование адекватной самооценки. Игры предполагаются соответственно особенностям детей. Робкие и заторможенные назначаются ведущими (лидерами, а гиперактивным, подбираются более спокойные роли. Положительная эмоциональная обстановка обеспечивает психологическое благополучие детей, что служит стимулом для активации поведения и речи детей. Работа по активации речи в игре и общении предполагает введение сложных игр - драматизации, инсценировок, творческих, сюжетно - ролевых игр, игр -импровизаций. Приёмами стимулирующими активную речь у детей является возможность принять участие в инсценировке, перевоплотиться в другой образ с помощью костюмов и грима, использование элементов декорации, сюрпризного появления игрушек, персонажей. В начале обучения это сказки «Курочка Ряба»«Репка»«Колобок»«Теремок», где дети могут сами проявить инициативу, принять на себя понравившуюся роль. Затем постепенно усложняется речевой материал в незнакомых сказках, потешках, стихах, преподносимых педагогом, давая детям возможность самим произвести с ними действия. настольный  театр«Лиса, заяц и петух», кукольный  театр«Красная шапочка»«Дюймовочка» и т. д.

В ходе игры дети учатся владеть речью. Внимание привлекается к осознанию сказанных слов, интонации, темпу речи, модуляции голоса. Таким образом, использование различных игр, является одним из путей для активации речи детей.

Следующий вид деятельности - изобразительная. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, имеет большое значение для активизации умственного и речевого развития. На занятиях рисованием можно предложить детям разнообразный наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами, учить различать и употреблять слова, обозначающие признаки предметов и признаки действий. Так же можно заниматься с детьми комментированным рисованием, где дети учатся комментировать изображаемое, задавать вопросы, употреблять побуждение.  Речевая активность в результате использования подобного вида занятий' повышается. Во время занятий рисованием имеются большие возможности для создания «проблемных ситуаций». Например, специально «забывая» положить лист бумаги некоторым детям им приходиться просить недостающее, возникают ситуации обращения, привлечения внимания, просьбы, благодарности, отказа, то есть проявлять речевую инициативу.

На занятиях по продуктивной деятельности предполагается, помимо индивидуальной работы, коллективное изготовление поделок, рисунков, что ставит их в ситуацию необходимости согласовывать свои действия с действиями других детей, учит доброжелательному поведению по отношению к партнёру по деятельности. организация различных совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку деятельность бывает интересной и значимой для детей, а её успешность достигается с помощью речевых действий. Поэтому у каждого ребёнка появляется стремление к речевым высказываниям.

Вывод: Разнообразие методов и приёмов, используемых целенаправленно на активизацию речевой деятельности детей, обеспечивает интересное речевое общение, стимулирует проявление собственной активности каждым ребенком с речевым недоразвитием.

Публикации по теме:

Методы и приёмы формирования умений и навыков в продуктивных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста 1. Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рассказах, рисунках. Наиболее яркие возможности.

Активизации речевой деятельности у детей дошкольного возраста Отношение к детям является важнейшим мерилом цивилизованного общества. Чем гуманнее это отношение, чем щедрее духовный вклад в детство,.

Консультация для воспитателей «Методы закаливания детей дошкольного возраста» Большое влияние на здоровье и физическое состояние ребенка оказывают естественные силы природы (солнце, воздух и вода). Это вызывает у детей.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством пальчикового театра. Дошкольный возраст – это период активного развития.

Методы стимулирования детей дошкольного возрастаМетоды стимулирования детей дошкольного возраста Методы стимулирования детей дошкольного возраста. Воспитатель старшей группы компенсирующей направленности Кира Александровна Пашина.

Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста» Опыт работы Тема: «Инновационные методы и приемы в речевой активности детей дошкольного возраста». Речь - существенный элемент человеческой.

Особенности развития и методы коррекции детей дошкольного возраста с ЗПР Введение Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития.

Развитие мелкой моторики рук как средство активизации речевой деятельности у младших дошкольниковРазвитие мелкой моторики рук как средство активизации речевой деятельности у младших дошкольников Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической,.

Развитие творческой речевой деятельности посредством сказки у детей среднего дошкольного возраста Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческой деятельности личности, одним из средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 августа 2019 в 17:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД