МААМ-картинки

Методы и приёмы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности

Надежда Спирякова
Методы и приёмы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности

Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательном, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. В тоже время роль детей должна быть живой, непосредственно, выразительно. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и с другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Развитие речи детей является одной из важнейших задач воспитания в нашем детском саду, а значит, эта задача стоит и перед нами, воспитателями. Мы знаем, что, большое значение для развития речи детей имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок. Поэтому мы постарались своей группе жизненную обстановку для развития детей создать в соответствии с возрастом. В первую очередь выполнение режимного дня, что способствует хорошему, физическому здоровью. Со здоровым ребёнком, находящимся в бодром и радостном состоянии легче установить общение, он активен восприимчив к обучающим воздействиям, у него чаще и в большем объёме проявляются речевые реакции.

Публикация «Методы и приёмы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности» размещена в разделах

Также огромное значение для развития детей имеет материальная обстановка. В своей группе мы постарались создать для детей такую обстановку, которой каждый ребенок может не только обогащать свои знания но и развивать обогащать свою речь.

В первые годы жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей : в режимных моменты, совместной игре и в организованной деятельности. Развитие речи в НОД проводится в нашей группе только один раз в неделю. Ясно, что это недостаточно для развития детей. Поэтому развитию речи детей мы уделяем внимание во всех видах образовательной деятельности. Но я хочу остановиться на тех методах и приемах, которые мы используем с Натальей Николаевной

вне организованной деятельности : в режимных моментах, в совместной деятельности и самостоятельных играх.

Одним из наглядных методов развитие речи детей является наблюдение. Мы планируем два наблюдения в день: утром и вечером на прогулке. Но наблюдения могут быть и спонтанными. Например, увидели живую кошку, собаку или стоящую лошадь. Проехал мимо автобус, КАМАЗ. В процесс наблюдение за живыми объектами уточняем уже имеющимся представления о них, знакомим с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказываем, как и что они едят. При встречи с живыми объектами дети внимательно слушают, эмоционально реагируют, произносят разные слова. В ходе наблюдений задаём детям вопросы, в случае затруднений дополняем ответы детей, прозывая повторять за нами. Природа – богатейший источник восприятий. Сколько живых ярких образов заполняют сознание ребенка, сколько новыми словами обогащается лексикон. Всё это бесконечно нравится детям, всё это влечёт и радует, дети хотят видеть, знать: Что это? Почему? Как называется? Ум ребенка приводится в непосредственное соприкосновение с объектами природы в сознание возникают образы, разгораются чувства, которые обликаются в слова. Во время наблюдений для более эмоционального восприятия читаем стихи детям о природе, о явлениях природы, о деревьях, о временах года. Чтобы довести восприятие детей до полноты и ясности мы периодически повторяем наблюдения.

Большую роль в развитии речи мы отводим трудовой деятельности детей. Мы вместе с детьми наблюдаем за трудом взрослых: дворника, няни, медсестры. Но детям хочется не только подражать им в игре, но и работать самим по-настоящему. В этом году мы работали с детьми на огороде, привлекаем их к подметанию дорожек, сбору сухих веток. Все свои действия обязательно сопровождаем словами, которые дети запоминают, а потом употребляют их в соответствии с тем, что они делают. Разговоры и рассказы в трудовом процессе служат для активизации усвоения словаря детей, для развития связкой речи.

Наилучшим методическим приемом для приведения мыслей и речи детей в порядок, для систематизации их знаний и представлений является беседа. Беседы мы проводим каждый день, не более 10-15 минут, темы самые разнообразные : о труде людей, о транспорте, о природе, о явления жизни, о безопасности детей и другие. Стараемся беседы проводить интересно, с опорой на наглядный материал. Важный показатель активного участия детей в беседах: их вопросы. Очень часто приходится отвечать на стихийно возникающие у детей вопросы, поэтому надо быть всегда готовым к этим вопросам. Побуждаем задавать вопросы малоактивных детей. Приучаем детей к ответам не только фразой или словом, но и к развернутым высказываниям.

Развиваем речь детей и в ходе выполнения режимных процессов. Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами. В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Побуждаем детей говорить о том, что они сделали, какие действия выполнили. Общаемся, часто используем художественное слово и русский фольклор. Наиболее действенное средство для развития речи детей является игра, которая является ведущим видом деятельности детей. В течение дня организуем с/ж ролевые, дидактические, строительные игры. В с/ж ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Дочки матери», «Магазин», «Больница», «Шофёр», закрепляем навыки разговорной речи. Необходимые атрибуты к этим играм у нас есть, периодически обновляем их, находятся они в доступном для детей месте и используются также и в самостоятельных играх по желанию детей.

У нас в группе очень много дидактических игр. Дидактические игры – метод активизации словаря детей. В дидактических играх обращаем внимание детей на точность их ответов, добиваемся активизации намеченных слов

Развиваем речь и в подвижных играх, на которых закрепляются разные восприятия детей. Особенно эффективны в интересах развития речи детей игры, сопровождаемые литературным текстом или песней. «Лохматый пес», «Гуси-гуси», «Кот и мышка», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» в эти игры дети играют у нас каждый день.

Все виды двигательной деятельности детей – игры, бег, скакание, лазание – сопровождается речью, криками, возгласами, восклицаниями. В сочетании двигательной, волевой и эмоциональной сферы детей работает, формируется и крепнет их речевой аппарат.

В начале этого года мы стали привлекать детей к участию в играх – драматизациях, в театрализованных играх. Используем те сказки, рассказы, которые очень хорошо известны детям. Это «Теремок», «Колобок», «Кто сказал мяу?». Малыши, разыгрывая сюжеты литературных произведений, знакомятся с художественным словом, обогащают свой словарный запас, у них развивается эмоциональная речь. Дети подражают поступкам, манерам и речи своего героя. Стеснительным детям помогаем, проговариваем тексты вместе с ними. Для игр драматизаций у нас есть специальные атрибуты: маски, шапочки, одежда для ряжений – всё это способствует участию детей в играх-драматизациях.

В нашей группе есть книжный уголок, дети могут самостоятельно брать книги и рассматривать их. Книги – это богатейший материал для развития речи детей. Периодически мы беседуем с детьми о книгах, интересуемся содержанием книг, понимают ли дети смысл иллюстраций, расспрашиваем детей о книгах, которые есть у них дома, конечно же напоминаем о бережном отношении к книгам.

Наравне со сказкой и рассказом как фактор развития речи используем заучивание художественных стихотворений. Дети нашей группы очень любят стихи и много о них знают. Так же много поют. Поют вместе с нами, воспитателями, вместе с няней, поют сами на прогулке, во время самостоятельной деятельности. Организовываем мини-концерты, дети выступают в роли артистов. Поощряем их аплодисментами. Причем дети поют не только детские песни, но и современные. При этом формируется речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества.

Рассматривание картинок, игрушек, дидактические игры и упражнения по звуковой культуре речи, её характеризуемые простых, коротких скороговорок – всё это используем в своей работе по развитию речи детей.

Овладение словом сопровождается непрерывным усвоением новых форм языка : структуры речи, её характерные особенности дети не принимают от лиц, с которыми они находятся в речевом общении. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателями, учится у него многому, в том числе и культуру речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь не «съедая» окончаний. Мы понимаем, какая ответственность возлагается на нас с Натальей Николаевной, поэтому предъявляем к своей собственности речи определенные требования.

Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как это было в ясельной группе. Стараемся говорить обыкновенно, правильным простым языком: медленно, ясно и громко. Зависимость речи детей от речи воспитателей, от речи людей, с которыми дети живут и общаются, очень велик. Поэтому мы проводим с родителями работу по развитию речи детей. Проводим беседы, предлагаем родителям стихи для заучивания с детьми, изготавливаем папки-передвижки, выставляем газеты по развитию речи, периодически их меняем.

Мы надеемся, что использование всех перечисленных методов и приёмов, используемых в нашей педагогической работе, способствует своевременному развитию речи детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Развитие речи детей через приобщение к русскому народному творчеству. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер,потому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы, формы работы с детьми второй младшей группы по развитию речи в образовательной деятельности
Опубликовано: 10 марта 2014 в 11:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД