Методы и приёмы индивидуальной работы в физическом воспитании

Елена Остроухова
Методы и приёмы индивидуальной работы в физическом воспитании

Современное дошкольное образование ориентирует нас, педагогов на необходимость учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка (тип нервной деятельности, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, пол ребенка и т. п.) в процессе занятий физическими упражнениями.

Одним из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников в нашем ДОУ является двигательный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей детей. Он реализуется при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.

Следует отметить, что нередкой является практика временного освобождения детей, перенесших острые респираторные заболевания, грипп, обострение хронического тонзиллита, пневмонию и др., от физкультурных занятий и прогулок. В результате у таких детей резко снижается двигательная активность и не восполняется дефицит движений, который возник во время болезни. Все это приводит к понижению биологической надежности разных систем, к снижению эмоционального тонуса и тем самым — к более позднему биологическому выздоровлению. Между тем правильно дозированная мышечная нагрузка способствует развитию компенсаторных приспособительных реакций, т. е. восстановлению сниженных под влиянием перенесенного заболевания функциональных возможностей ребенка.

К детям, перенесшим заболевания, на физкультурных занятиях применяем особый подход. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесённых заболеваний представлены на основании исследований Д. М. Российского, Д. М. Серкина, В. К. Добровольского и Е. И. Янкелевич в методическом издании «Настольная книга учителя физкультуры» (1998 год). Ими я руководствуюсь после назначения сроков возобновления занятиями физкультурой врачом нашего ДОУ. В таком же дифференцированном подходе к нагрузкам нуждаются ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, дети с ускоренным ростом. Величину нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его физического состояния определяет врач на основании его анамнеза и проведения функциональных проб.

Например: с детьми, перенесшими ОРЗ (ОРВИ) я занимаюсь физическими упражнениями с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку дозирую: исключаю упражнения, требующие большого физического напряжения, — бег, подвижную игру, прыжки, лазанье, упражнения с резким изменением положения тела (лежа и стоя, так как вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение.

У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теплорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения, рекомендую воспитателям одеть детей несколько теплее здоровых.

В процессе занятий физическими упражнениями я также учитываю свойства нервной системы воспитанников. Возбудимые дети характеризуются высоким уровнем физической работоспособности. Они успешно и хорошо выполняют упражнения скоростного характера, но хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Эти ребята выполняют все упражнения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя рисунок движения. Для тренировки нервных процессов у таких детей использую чередование упражнений с разным темпом добиваясь строгого выполнения заданного ритма и рисунка движения. В подвижных играх чаще даю им роли, требующие активного торможения.

Дети со слабым типом нервных процессов отличаются сниженной двигательной активностью, особенно трудны для них нагрузки скоростного характера и упражнения на выносливость. По моим наблюдениям они медленно и с трудом овладевают новыми движениями, поэтому нуждаются в большем количестве повторений трудных упражнений, а для закрепления двигательных навыков — в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр. Стремлюсь таких ребят побуждать к подвижным играм во время самостоятельной деятельности, в организованных подвижных играх поручаю им роли, требующие активного действия. А для укрепления веры в свои силы использую тактику одобрения, поощрения, похвалы.

Очень внимательно подхожу к вопросу оценки деятельности ребёнка на физкультурном занятии. В сердечно-сосудистой и мозговой деятельности ребенка происходят огромные изменения, вызванные тем, как оценил его поступки педагог. Положительная оценка вызывает активизацию деятельности, в то время как отрицательная подавляет и дезорганизует физиологические процессы. По моим наблюдениям разных детей ответные реакции неоднозначны. На самоуверенных ребят, которых часто хвалят, положительная оценка может оказать и слабое воздействие, отрицательная же оказывается более эффективной. Но робких детей отрицательная оценка совсем дезорганизует. Большую ценность имеют мои радостные сопереживания по поводу успехов ребенка. Порицания допускаю лишь в тех случаях, когда это действительно оправданно.

В реализации индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании детей я учитываю особенности физического развития ребёнка каждой возрастной группы, типы нервной деятельности, группу здоровья, состояние здоровья, уровень физической подготовленности детей. С этой целью веду учет детей с отклонениями в состоянии здоровья, табель посещаемости детей на физкультурных занятиях. С привлечением медицинских работников провожу хронометраж физкультурного занятия, совмещая его с построением физиологической кривой динамики пульса обследованного ребёнка и определением моторной плотности занятия, что позволяет определить его эффективность. На перспективу в профессиональной деятельности планирую разработать систему занятий, при проведении которых учитывается специфика пола ребёнка, т. е. черты традиционных свойств личности: мужественности - у мальчиков и женственности - у девочек. Половая принадлежность является одной из главных характеристик личности. Поэтому эта работа поможет моим воспитанникам в адаптации к условиям современной жизни.

Публикации по теме:

Повышение образовательного уровня детей, педагогов и родителей по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ. 1. Проведите анализ улучшения здоровья детей по сравнению с исходными данными. (Сравниваются исходные.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Методы и приёмы индивидуальной работы в физическом воспитании
Опубликовано: 1 декабря 2012 в 20:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей, которые...
Мастер-класс «Проектируем с помощью лэпбука»
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть вас на нашем мастер-классе! С введением ФГОС дошкольного образования происходит обновление...
Фотоотчет о весеннем развлечении в младшей группе
Фотоотчет о весеннем развлечении в младшей группе Развлечение «Здравствуй весна». Поспеши, Весна! Поспеши, весна, поспеши, Мне зайчишку жаль от...
«Мои любимые времена года» фотохроники воспитанницы группы «Семейный детский сад»
Экологический проект "Времена года" для детей старшего дошкольного возраста ( фотоотчет) Автор проекта: воспитатель Иванова Наталья Анатольевна...
«В разноцветной стране — разноцветные звери». Консультация для педагогов. Мастер-класс
Для того, чтобы выразить свои эмоции, ребёнку необходимо какое-нибудь творческое занятие. И не важно есть у ребёнка талант или нет. Дети занимаются...