Методы и приёмы обучения детей чтению и письму

Нажия Момогид
Методы и приёмы обучения детей чтению и письму

Консультация для родителей

«Методы и приёмы обучения детей чтению и письму».

Подготовила

учитель-логопед

Момогид Нажия Арслановна

В основе обучения чтению и письму - не буква, а звук.

Советы родителям:

-прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует его научить слышать звук \ М\ в слогах и словах.

-называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так как звучит звук. Например, звук \ М\ мы произносим отрывисто М! И букву \М\ необходимо называть так же \М\! Ни в коем случае ни (эм, ни (мэ, т. к. этот прием дезориентирует детей.

- не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква» когда ребенка читать. Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.

- не обучайте ребенка побуквенному чтению, например, ребенок сначала называет буквы слога: М - А! И только после этого читает сам слог (МА). Это навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение - это чтение слогами (на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает, тянет первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: М-М-М-А. Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву. Следите, чтобы ребенок не останавливался после первой буквы и прочел слог слитно

Должна проводиться предварительная работа по звуко -буквенному анализу. Например, взрослый говорит ребенку слог (ТА). Предлагает ему определить количество звуков, их последовательность, обозначить их фишками (гласные – красными, а согласные – синими). Затем звуки обозначить буквами.

Для успешного овладения письменной речью необходимы:

- правильность произношения всех речевых звуков языка, умение различать их на слух, определять наличие звука в слове и место расположения в составе слова;

- достаточность словарного запаса;

- правильность оформления предложения, умения образовывать одни слова от других, использовать в речи предлоги, правильно изменять и употреблять падежные окончания, согласовывать между собой части речи;

- умения составлять рассказы по картинкам, пересказывать рассказы и сказки;

- сформированность зрительных представлений о букве, начертание, из каких деталей состоит.

Несформированность всех этих компонентов языка приводит к появлению ошибок в письме.

Порядок обучения письму:

- развитие мелкой моторики рук. Детям предлагаются огромное множество упражнений для развития мелкой моторики рук, различные массажеры, игры с пальчиками;

- знакомство со звуками родного языка, характеристикой звуков (гласный, согласный, глухой- звонкий, твердый- мягкий);

- дается зрительный образ букв, которые для успешного запоминания выкладываются из разного бросового материала, из сыпучих тел, из мелкого материала, лепка букв из пластилина, из теста, из глины;

- послоговое чтение;

- на последнем этапе, научившись анализировать звуки, состав слова, дети переходят на печатание слогов и слов в тетради в крупную клетку, затем в мелкую клетку и позже в линейку.

Публикации по теме:

«Мир в буквах». Методическая разработка для учителей первых классов, воспитателей и логопедов по обучению грамоте Знание букв - это не главный и даже не первый шаг к чтению и письму. Буква - это знак звука, а знаки бессмысленно изучать в отрыве от того,.

Календарное планирование «Папок–передвижек» по развитию речи дошкольников Сентябрь Темы: Выявление потребностей родителей по вопросам обучения детей дошкольного возраста основам грамоты - все возрастные группы.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Праздники
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Методы и приёмы обучения детей чтению и письму
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 12:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплекс игровой гимнастики для дошкольников на каждый день
В детский садик мы идем учимся, играем на гимнастику с утра бодро все шагаем Понедельник В понедельник в детский сад Прискакали зайчики (...
Мастер-класс «Снежинка-куколка»
Мастер – класс «Снежинка - куколка». Цель: изготовление новогодней поделки. Задачи: совершенствовать навыки конструирования; развивать глазомер;...
«Новогодние фантазии». Оформление группы детского сада
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
У нас в гостях артисты театра (фотоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички! В январские каникулы, в нашем детском саду в гостях побывали артисты театра из Дворца культуры имени...