Методы и приёмы обучения детей чтению и письму

Нажия Момогид
Методы и приёмы обучения детей чтению и письму

Консультация для родителей

«Методы и приёмы обучения детей чтению и письму».

Подготовила

учитель-логопед

Момогид Нажия Арслановна

В основе обучения чтению и письму - не буква, а звук.

Советы родителям:

-прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует его научить слышать звук \ М\ в слогах и словах.

-называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так как звучит звук. Например, звук \ М\ мы произносим отрывисто М! И букву \М\ необходимо называть так же \М\! Ни в коем случае ни (эм, ни (мэ, т. к. этот прием дезориентирует детей.

- не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква» когда ребенка читать. Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.

- не обучайте ребенка побуквенному чтению, например, ребенок сначала называет буквы слога: М - А! И только после этого читает сам слог (МА). Это навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение - это чтение слогами (на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает, тянет первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: М-М-М-А. Одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву. Следите, чтобы ребенок не останавливался после первой буквы и прочел слог слитно

Должна проводиться предварительная работа по звуко -буквенному анализу. Например, взрослый говорит ребенку слог (ТА). Предлагает ему определить количество звуков, их последовательность, обозначить их фишками (гласные – красными, а согласные – синими). Затем звуки обозначить буквами.

Для успешного овладения письменной речью необходимы:

- правильность произношения всех речевых звуков языка, умение различать их на слух, определять наличие звука в слове и место расположения в составе слова;

- достаточность словарного запаса;

- правильность оформления предложения, умения образовывать одни слова от других, использовать в речи предлоги, правильно изменять и употреблять падежные окончания, согласовывать между собой части речи;

- умения составлять рассказы по картинкам, пересказывать рассказы и сказки;

- сформированность зрительных представлений о букве, начертание, из каких деталей состоит.

Несформированность всех этих компонентов языка приводит к появлению ошибок в письме.

Порядок обучения письму:

- развитие мелкой моторики рук. Детям предлагаются огромное множество упражнений для развития мелкой моторики рук, различные массажеры, игры с пальчиками;

- знакомство со звуками родного языка, характеристикой звуков (гласный, согласный, глухой- звонкий, твердый- мягкий);

- дается зрительный образ букв, которые для успешного запоминания выкладываются из разного бросового материала, из сыпучих тел, из мелкого материала, лепка букв из пластилина, из теста, из глины;

- послоговое чтение;

- на последнем этапе, научившись анализировать звуки, состав слова, дети переходят на печатание слогов и слов в тетради в крупную клетку, затем в мелкую клетку и позже в линейку.

Публикации по теме:

«Мир в буквах». Методическая разработка для учителей первых классов, воспитателей и логопедов по обучению грамоте Знание букв - это не главный и даже не первый шаг к чтению и письму. Буква - это знак звука, а знаки бессмысленно изучать в отрыве от того,.

Календарное планирование «Папок–передвижек» по развитию речи дошкольников Сентябрь Темы: Выявление потребностей родителей по вопросам обучения детей дошкольного возраста основам грамоты - все возрастные группы.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Праздники
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Методы и приёмы обучения детей чтению и письму
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 12:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM, за то что дружбу дарит нам!
Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Спешу поделиться радостью - ровно год как я зарегистрировалась на сайте МААМ. Теперь уже любимом и родном! С...
Сценарий выпускного
Выпускной в группе «Василёк» Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой выпускников. Раскрыть творческие возможности каждого ребенка....
Образовательная среда — Центр «Литература»
Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития. Ученый уверен,...
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Осьминожки»
Тепло приветствую всех, кто ко мне заглянул! Как вы могли догадаться по снимку, сегодня речь вновь пойдёт об осьминогах. Расскажу, как мы рисовали...