Получи документы

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Наталья Панова
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л. Р., Комарова Т. С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

Публикация «Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Одной из причин этого является образ жизни семей, где воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Формирование культурно – гигиенических навыков у дошкольников является самой первой ступенькой, ведущей подрастающее поколение к здоровому образу жизни.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий.

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести :

• Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;

• Пример взрослого;

• Приучение, упражнение;

• Создание воспитывающих ситуаций;

Поощрение помогает ребенку: утвердится, поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);

• Показ и объяснение.

Показ и объяснение.

В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

Упражнение и контроль.

Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т. к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

Пример взрослых.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)

Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

Игровые приемы.

Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.

Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, ООД.

Навыки культуры еды и поведение за столом

Д/У «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать».

Д/У «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду».

Д/У «Как мама учила правильно Мишку кушать».

Д/У «Как Мишка учился кушать вилкой».

Д/У «Мишка пригласил в гости зайку и ежика».

Д/У «Угостим кукол чаем».

ООД «Мы готовим обед».

ООД «Накроем на стол».

ООД «День рождение у куклы Маши»».

Навыки самообслуживания.

Одевание-раздевание

Д/и «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки».

«Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, где лежат наши вещи»

Д/У «Туфельки поссорились - подружились»,

Д/У «Уложим куклу спать»

Д/У «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

Д/У «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»,

Д/У «Оденемся на прогулку».

ООД «Такие разные носочки»,

ООД «Найди пару»,

ООД «Уложим куклу спать».

Навыки мытья рук и умывания.

Д/У «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»,

Д/У «Научим Мишку, правильно умываться»,

Д/У «Покажем Мишке, как вытирать руки и лицо полотенцем»,

Д/У «Вымой руки».

ООД «Умывалочка»,

ООД «Сделаем лодочки»,

ООД «Мыльные перчатки»,

ООД «Водичка- водичка».

Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,

книг, беседы.

Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,

книг, бесед, инсценировок уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.

Навыки культуры еды и поведение за столом.

Чтение потешек: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Идет коза рогатая»,

«Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысонька».

Чтение: З. Александрова «Вкусная каша», Е. Благинина «Аленушка»,

С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает».

Навыки самообслуживания.

Одевание-раздевание

Чтение: «Наша Маша маленька», З. Александрова «Катя в яслях», «Мой Мишка»,

Н. Павлова «Чьи башмачки», И. Муравейка «Я сама».

Навыки мытья рук и умывание.

Рассматривание картинок «Дети моют руки», «Мама моет дочку».

Беседа по ним.

Рассматривание картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Чтение потешки «Водичка, водичка…»

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Лапки».

Индивидуальная работа

В процессе формирования культурно-гигиенических навыков педагог обязан использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать уровень его развития.

Предметно-пространственная развивающая среда

Для того, чтобы у детей сформировать знания о здоровом образе жизни, в группе должна быть создана предметно-развивающая среда. Совместно с родителями можно организовать «Центр здоровья», в котором разместить «уголок доктора», повесить ростомер, оформить альбом «Гигиена и здоровье», расположить картотеку комплексов и упражнений по здоровье - сбережению.

Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 апреля 2020 в 12:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД