Методы и приемы формирования регуляторных способностей

Елена Кизилова
Методы и приемы формирования регуляторных способностей

Что детей привлекает результат или процесс продуктивной деятельности?

Детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, уровня развития его произвольности, сформированности умения планировать свою деятельность и т. д.

“Коллективные работы, выставки”

Сплачивают коллектив, развивают дружеские отношения, учат согласовывать свои желания, позволяют оказывать взаимную поддержку и помощь. Например, я предлагаю нарисовать коллективный рисунок, затем сочинить по нему рассказ. Дети выбирают себе партнеров, продумывают тематику, например: путешествие на корабле или полет в космос, обсуждают план действий, композицию рисунка и роль каждого члена команды в ее создании.

“Утро радостных встреч”

Работу по проведению этого мероприятия начинаю в пятницу. Вначале рассказываю родителям, что по понедельникам планирую проводить с детьми утро радостных встреч. Это позволит обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создаст хорошее настроение, обеспечит доброжелательное общение со сверстниками, поможет исключить конфликты. Необходимо тщательно спланировать работу и подготовиться к ней:

- продумать, как поприветствовать детей, что сказать хорошего или приятного каждому, например, Катя с утра капризничает, встречаю ее ласково, обращаю внимание на ее красивый наряд или заинтересовываю ее тем, что в группе ее ждет какой – нибудь сюрприз (новая игра, игрушка, книга) предлагаю ей выполнить поручение: отметить погоду в календаре природы, накрыть на стол.

- приготовить маленькие подарки – сувениры (можно подарить вырезки из газет и журналов, желуди и шишки).

- можно заняться изготовлением поделок из природных материалов или из бумаги.

- рассказать какую- нибудь интересную историю или сказку. Рассказываю историю про Лунтика, который оказался на нашей планете без друзей, совсем один и предлагаю детям оказать ему помощь. Выслушиваю предложения детей, вместе выбираем наиболее понравившиеся и выполняем их.

Приведу еще один пример утра радостных встреч на тему: Мой любимый сказочный герой. Даю детям задание вспомнить и нарисовать или сделать аппликацию, вылепить сказочного героя, который им нравится. В пятницу вечером родителям предлагаю почитать или рассказать детям сказки, побеседовать о них. В понедельник утром детей встречает красочный плакат. Дети наклеивают на него своего героя. Затем все вместе рассматриваем и обсуждаем почему они выбрали того или иного героя, почему им нравится, какими качествами он обладает.

Формировать у детей знания правил поведения, понимать и выполнять их, выполнять просьбы, задания, поручения взрослого помогает традиция под названием “Наши добрые дела”.

В начале года оформляется корзина со стеблями цветов по количеству детей с их фотографиями. Совершив доброе дело на стебель ребенка наклеивается листок. В итоге получаем своеобразную копилку добрых дел, которые ребенок совершил в течении года.

“Календарь группы”, создаем вместе с детьми. При планировании работы на неделю обязательно учитываем пожелания, предложения детей. Наличие “Календаря группы” на котором схематично при помощи знаков символов отражен режим группы позволяет ребенку регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными правилами и нормами.

“Игры - инсценировки”, драматизаций провожу по театральным пятницам.

В своей работе использую следующие приемы театрализации:

- игра – драматизация,

- театрализованное представление (театр теней, игрушек, кукол и т. д.)

“Дружный кружочек”, групповая традиция.

ЦЕЛЬ:

1. Создание условий для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка;

2. Установление ежедневного ритуала, закладывание традиции групповых взаимоотношений.

Эта традиция позволяет решить ряд задач:

* Дать возможность детям увидеть рядом другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром, подчеркивая уникальность и автономность каждого.

*Способствовать развитию эмоционального интеллекта детей и коммуникативных способностей.

*Формировать собственную ценностную ориентацию по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, закладывать основы культуру общения (этикет).

*Закладывать основы доверительного отношения к взрослому и сверстникам.

*Способствовать созданию атмосферы равных прав, поддерживая групповое единство.

Дружный кружочек провожу ежедневно утром после гимнастики. С помощью закличек, схем приглашаю детей в круг, использую разнообразные приемы, игры, упражнения, этюды способствующие сплочению, единению детей, формированию положительного образа ”Я”. Например:

упражнения ”Кто я такой”, “Комплименты”, “Я умею….”, “Мне нравится в тебе…”.

психологические этюды: “Приятная встреча”, “Согласованные действия”.

игры “Рукавичка”, “Кто тебя позвал”, “Рисуем открытку”, “Выручай-ка” и многие другие.

“Чтение художественной литературы с последующим обсуждением”

Определенный вклад вносит литература, показывая противоборство между добром и злом, между положительными и отрицательными персонажами. Ребенок проникает симпатией к положительным персонажам и антипатией к отрицательным. Вслед за отношением к персонажам популяризуется и его отношение к совершаемым им поступкам положительным и отрицательным, например в произведениях Л. И. Толстого “Косточка”, “Котенок”, В. Осеева “Просто старушка”, “Плохо” и др.

Использую короткие истории, построенные по следующей схеме. В каждой истории имеются ”жертва, обидчик, спаситель или помощник”. Можно рассказать про ребенка (жертва) у которого другой ребенок (обидчик) отнял игрушку, сломал постройку, дразнил. Ребенок – жертва плачет, переживает. Эта история направлена на то чтобы вызвать симпатию к пострадавшему и осуждение поступка обидчика. Появляется третий ребенок, который помогает пострадавшему: помогает восстановить постройку, дает свою игрушку. После рассказа задаю детям несколько вопросов например: с кем бы ты хотел дружить, играть, почему, как бы ты помог по-другому и т. д.

Игры - занятия по обучению детей развитию речи через рисование, аппликацию, лепку и основы сюжетного конструирования я строю на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомлении с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра) с различными направлениями воспитательной работы. При обучении детей рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию активно использую игру. Обыгрывание сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина и соленого теста, построек из строительного материала с помощью различных игрушек и предметов, всегда сопровождаю эмоциональными комментариями, активно использую литературный материал: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет мне заинтересовать детей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занятия по рисованию, аппликации, лепке, сюжетному конструированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжетов работ по продуктивной деятельности я всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами, с сверстниками или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи. Поскольку фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, на мой взгляд, необходимо постоянно зажигать в детях огоньки творчества, поэтому свою задачу определяю следующим образом - стремиться эмоционально зарядить детей, превратить каждое занятие в увлекательное приключение.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательность, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. Провожу беседы, занятия на темы: “Достаточно ли мы воспитаны?”, “Легко ли быть справедливым”, “Учусь себя оценивать”, “Что я думаю о себе и о других”, “Учусь прощать”.

В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т. д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врачом, заведующей, муз. руководителем, поваром и т. д.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.

Так же необходимо воспитывать у детей бережное отношение к вещам. Ребенка учат вешать одежду, складывать вещи в определенной последовательности.

Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого, как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его социализация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Публикации по теме:

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • 23 февраля
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приемы формирования регуляторных способностей
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 15:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День здоровья!»
День Здоровья Нельзя представить себе жизнь ребёнка без весёлых развлечений, праздников, соревнований, интересных игр! В детском саду номер 10 прошёл...
Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух и вода - наши...
Фотоотчет «Мои матрёшки»
Добрый день, уважаемые коллеги! Наверное, многие гости моей странички давно заметили мою любовь к загадочной русской куколке-матрёшке. Она просто -воплощение...
Сценарий выступления агитбригады «Сохраним первоцветы!»
Агитбригада «Первоцветы» Перед вами выступает Слов на ветер не бросает, Суть проблемы понимая, Агитбригада «Первоцветы»...
Экологическая сказка «Спасём речку Турью»
Сценарий экологической сказки «Спасем реку Турью! » Ведущий. На планете год от года Человек вредит природе. Даже не поймет, чудак, Что природа –...