Получи документы

Методы изучения системы отношений личности

Динара Денисова
Методы изучения системы отношений личности

Выбор методов исследования обосновывается постановкой задач исследования. Вторым ориентиром в выборе методов исследования были те проявления, признаки изучаемого нами психического феномена, которые доступны фиксации, измерению и выявляют актуальный статус подростков, общие тенденции изменения и развития их психики. При этом мы учитывали возможности и ограничения каждой конкретной методики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств.

Публикация «Методы изучения системы отношений личности» размещена в разделах

Кроме того, при определении комплекса методик мы руководствовались принципом дополнительности, в соответствии с которым субъективные и объективные параметры, выявляемые различными методиками, должны быть дополнены, подтверждены с помощью другой методики (взаимодополняемость диагностических критериев каждой методики).

Для решения поставленных задач исследования мы выбрали следующие методики :

1. Цветовой тест отношений в модификации Е. Ф. Бажина, A.M. Эткинда, с помощью которой определялись осознанные и неосознанные предпочтения к различным видам деятельности, а также отношения к ближайшему социальному окружению. Методика позволяет диагностировать достаточно глубокие, частично неосознанные компоненты отношений, минуя искажающие защитные механизмы вербальной системы сознания.

Эксперимент проводился в три последовательных этапа.

1. Ребёнку предлагалось выбрать самый красивый и приятный для него цвет из 8-цветового набора Люшера, последовательно закрывая выбранные цвета до тех пор, пока не останется один цвет. Выбор производится 2 раза, обработка результатов осуществляется по второму выбору.

2. Испытуемому предлагался набор карточек со следующими понятиями: учеба, учитель, одноклассник, общение, труд, отметки, родители, здоровье - и просят расположить эти карточки по степени значимости для него.

3. Ребёнку предлагалось обозначить каждое понятие цветом, который больше к нему подходит.

Обработка результатов производилась следующим образом.

Определялось количество баллов, соответствующее каждому цвету (про-порционально месту, занимаемому в ряду предпочтений).

Определялось количество баллов, соответствующее каждому понятию (обратно пропорционально месту, занимаемому в ряду).

Выявлялось соотношение между осознанным и неосознанным ранжирова-нием понятий - с помощью слов и цветовых стимулов.

Характерологическое содержание цветов определялось на основе степени выраженности личностных характеристик согласно интерпретационного содержания методики.

2. Второй методикой, используемой нами в качестве дополняющей, уточняющей конкретные характеристики отношений подростков к различным социальным явлениям является анкета - опросник для изучения направленности личности в подростковом и юношеском возрасте (В. А. Худик, 1996). Анкета ориентирована на изучение отдельных психических особенностей личности подростков : интересов, побуждений, основных отношений к различным видам деятельности, к другим людям, сверстникам, самоотношений, то есть выявляет характеристики ценностного компонента личности, наличие перспективных устремлений, жизненных планов.

Для оценки показателей развития ценностных ориентации подростков с интеллектуальной недостаточностью нами были выделены следующие эмпирические признаки:

1. отношение к учебной деятельности;

2. развитие познавательных интересов, социально значимых знаний, навыков, интересов;

3. адекватность отношений к педагогическим воздействиям;

4. отношение к сверстникам;

5. отношение к окружающим;

6. критичность, способность правильно оценивать других;

7. направленность социальных отношений;

8. наличие жизненных планов, перспективных профессиональных намерений.

Оценка степени выраженности данных признаков проводилась следующим образом. Каждому из эмпирических признаков были определены в той или иной степени относящиеся ответы анкеты. Степень выраженности признака в ответе оценивалась по пятибалльной системе.

1. Твой возраст

0101-до 15 лет

0102-15 лет

0103-16 лет

0104-17 лет

0105-18 лет

0106-19 лет

0107-20 лет 2. Пол

0201 -мужской

0202 - женский

3, Как ты оцениваешь свое физическое развитие

0301 - отличное, постоянно занимаюсь спортом

0302 - хорошо развит, но специально этому внимание не уделяю

0303 - удовлетворен, но хотел бы стать более физически развитым

0304 - в детстве был слаб и хил. а сейчас не хуже других

0305 - физически развит слабо, приходится работать над собой

0306 - плохое физическое развитие доставляет мне неприятности

0307 - физические недостатки мешают мне быть равным другим

0308 - постоянно терплю насмешки из-за физического несовершенства и невозможности как-то справиться с этим 4. Как часто ты болеешь?

0401 - болен хроническими заболеваниями с самого детства

0402 - раньше часто болел и сейчас болею чаще других

0403 - болею не часто, но подолгу, поэтому стараюсь всячески оберегать себя от возможных болезней

0404 - раньше был болезненным, сейчас относительно здоров, но стараюсь избегать нагрузок и волнений

0405 - как и многие, иногда болею простудными заболеваниями, но серьезные болезни обходят меня стороной

0406 - практически ничем не болею с самого детства

0407 - не знаком с болезнями, потому что с детства привык к закаливанию, режиму, здоровому образу жизни

5. Каким качествам ты отдаешь предпочтение, характеризуя себя?

0501 -целеустремленность, самостоятельность, решительность

0502 - бодрость, веселость, невозмутимость, оптимизм

0503 - чуткость, искренность, отзывчивость, добродушие

0504 - ответственность, добросовестность, трудолюбие

0505 - самокритичность, справедливость, дисциплинированность

0506 - коллективизм, тактичность, вежливость, общительность

0507 - нравственность, образованность, культурность

0508 — не нахожу в себе таких качеств

6. Каковы твои успехи в учебе?

0601 - учился плохо с самого начала, а сейчас и того хуже

0602 - сначала учился хорошо, а в последнее время - хуже

0603 - в первых классах отставал, а сейчас - в передовых

0604 - все время учился средне, главное без двоек

0605 - учусь хорошо только по отдельным предметам

0606 - учился с самого начала хорошо, сейчас на том же уровне

0607 - учусь только на "4" и "5"

0608 - с первого класса и по сей день - только на "отлично" 7. Нравится ли тебе учиться?

0701 - не нравится, очень трудно усваивается материал

0702 - трудно учиться из-за плохой памяти и утомляемости

0703 - не интересно, часто пропускаю уроки, нет систематичности

0704 - пока помогали родители - нравилось, а сейчас нет

0705 - УЧИТЬСЯ - нет, а пообщаться с друзьями в школе — да

0706 - отбивают охоту однообразие и сухость в преподавании

0707 - может и нравилось бы, если бы не конфликты с преподавателями

0708 - нравятся отдельные предметы, по которым моту проявить себя

0709 - учусь, т. к. знаю, что знания - основа будущих успехов

0710 - нравится узнавать новое, развивать творческие способности

0711 - не знаю нравиться или нет, учусь потому, что так надо всем 8. Как ты относишься к своим преподавателям?

0801 - ко всем без исключения с уважением, пониманием, доверием

0802 - слушаю всех, но особой симпатии не испытываю

0803 - есть преподаватели, которые нравятся, но они не знают об этом

0804 - ни один не нравится, но они не знают об этом

0805 - нередко иду наперекор преподавателю, когда думаю иначе

0806 - часто конфликтую из-за предвзятости преподавателей

0807 — выслушиваю замечания и сразу забываю о них

0808 - нет взаимопонимания, только ссоры и наказания

0809 - на меня давно уже махнули рукой, и я не в обиде

0810 - хотелось бы наладить взаимоотношения, но не знаю как 9. Какие занятия тебя больше интересуют?

0901 - люблю занятия, требующие постоянного умственного напряжения, выдумки, смекалки

0902 - больше привлекает то, что связано с совершенствованием своих физических качеств, ловкости, силы, выносливости

0903 - нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, вести за собой других, учит их чему-то

0904 - нравится собирательство, коллекционирование, которые требуют тщательности, настойчивости и испытываешь чувство личной

0905 - люблю оригинальные увлечения, которые дают возможность проявить свои способности, вкусы

0906 - люблю азартные рискованные занятия, на которых можно испытать острые ощущения и приятное чувство победы, выигрыша

0907 - нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущения свободы, отдыха, разнообразия

0908 - не могу сказать определенно

10. Чем определен выбор твоих увлечений?

1001 - совпадением с моими нравственными идеалами

1002 - желание приобрести необходимые знания, умения, навыки

1003 - положительным примером уважаемых мною людей

1004 - советом родителей, их поддержкой моих желаний

1005 - заинтересовался этим благодаря своим друзьям, товарищам

1006 - стремление доказать, проявить свои способности

1007 - желанием не показаться белой вороной среди остальных

1008 - благодаря счастливому случаю, помогшему найти себя

1009 - просто из-за желания разнообразить свою жизнь

1010 - от нечего делать

1011 — никогда не задумывался над этим

11. Ч ему ты отдаешь предпочтение в проведении досуга?

1101 - посещению театров, музеев, выставок, публичных лекций, концертов классической, народной музыки

1102 - чтению книг, посещению библиотек, занятию филателией, нумизматикой, коллекционированию художественных репродукций

1103 - изобразительному искусству, фотографии, рукоделию

1104 -технике, изобретательству, моделированию, конструированию

1105 - спорту, туризму, занятию физической культурой, активному отдыху

1106 - самодеятельности, занятию музыкой, танцами, пением

1107 - коллекционированию современных музыкальных записей популярных дисков, фотографий певцов, ансамблей

1108 - посещению кафе, баров, дискотек

1109 - приусадебному хозяйству, охоте, рыбалке, промыслам

1110 - пошиву одежды, ремонту жилья, автолюбительству

1111 - общению с товарищами на улице, во дворе 12. Чем ты занят большую часть дня?

1201 - основное время уделяю учебе

1202 - много времени отнимает работа, деятельность в другю неформальных организациях

1203 - помогаю родителям по дому, по хозяйству

1204 - воспитываю младших братьев и сестер

1205 - помогаю родственникам, знакомым

1206 - много времени уделяю личным занятиям и увлечениям

1207 - смотрю телевизор, слушаю радио

1208 - читаю книги, журналы, газеты, пишу письма

1209 - встречаюсь с друзьями, знакомыми, товарищами

1210 - у меня много свободного времени, которое некуда девать

13. В каком виде профессиональной деятельности ты мог бы добиться успехов?

1301 - связанной с изучением языков, истории, литературы

1302 - требующей знаний математики, физики, химии

1303 - в производственной сфере, транспорте, строительстве

1304 - в частном бизнесе

1305 - в спортивной деятельности

1306 - в педагогической, воспитательной работе

1307 - в работе медицинского профиля, здравоохранения

1308 -в музыке

1309 - в изобразительном искусстве, сфере культуры

1310 - в кинематографе

1311 - в организаторской деятельности :

1312 - в военной сфере

1313 - в сфере обслуживания

1314 - в сельском хозяйстве

1315 - пока не знаю на что способен

14. Твои ближайшие планы?

1401 - продолжить учебу по избранной специальности

1402 - отслужить в рядах национальной армии

1403 - найти работу по душе

1404 - найти спутника жизни, создать семью

1405 - решить имеющиеся проблемы

1406 - пристроиться где-нибудь в "тихом" местечке

1407 - нет никаких определенных планов

Публикации по теме:

Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников «Средства и методы формирования дружеских отношений старших дошкольников» Выбор средств и методов формирования дружеских отношений дошкольников.

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для изучения буквДидактическое пособие «Чудо-дерево» для изучения букв Корней Иванович Чуковский написал стихотворение о чудо-дереве, на которм растут валенки, калоши, ботинки, гамаши и другие вещи. А я решила.

«Гусеничка» для изучения цвета, счета, размера«Гусеничка» для изучения цвета, счета, размера Добрый день всем кто заглянул ко мне на страничку! Хочу предложить вам посмотреть как я заделала дырку в линолиуме. Вот так выглядел.

Игровой макет для изучения ПДДИгровой макет для изучения ПДД Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Я применяю наглядный метод обучения,.

Проектный метод изучения насекомых Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Родничок» город Георгиевск Проект.

Консультация «Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста» дошкольного возраста имеет огромное значение в воспитании ребенка. И только поняв ребенка можно смело рассказать об этом ребенке. Я не просто.

Проект «Развитие творчества на основе изучения ткани» Сентябрь. НОД "Мир тканей". Познакомить детей с разными видами тканей (шерсть, ситец, лен, синтетический шелк) и материалами, из которых.

Консультация для воспитателей «Значение изучения второго (калмыцкого) языка» «Значение изучения второго (калмыцкого) языка в ДОУ» Язык и речь делают человеческого детеныша человеком. Большинство людей в современном.

Экскурсия в парк с целью изучения правил дорожного движения. ФотоотчетЭкскурсия в парк с целью изучения правил дорожного движения. Фотоотчет показать детям в игровой форме как правильно переходить улицу, перекрёсток, пользуясь светофором. детям предложила рули. они выполняли.

Этапы изучения буквы для детей дошкольного возраста (профилактика дисграфии) Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы изучения системы отношений личности
Опубликовано: 22 декабря 2015 в 13:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД