Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста с помощью краеведения

Наталья кудасова
Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста с помощью краеведения

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Сегодня общество предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Важно заметить, что формирование социально-активной личности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Считаю, что одним из приоритетных направлений патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Использование краеведческого материала помогает дошкольникам не только освоению первоначальных представлений социального характера, включению детей в систему социальных отношений, но и способствует развитию игровой деятельности детей; приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формированию семейной принадлежности, патриотических чувств.

Идея опыта заключается в создание педагогических условий для успешной социализации воспитанников через краеведческую деятельность.

Анализируя программу, по которой работает дошкольное учреждение, изучая запросы родителей, мы пришли к выводу: патриотическое воспитание одно из самых сложных направлений по ряду причин.

1. В программах, по которым работает коллектив ДОУ, нет четкой системы, по воспитанию патриотизма у дошкольников. Освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания.

2. Особенности дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, требует систематического обращения к данной проблеме.

Именно поэтому возникла необходимость выйти за рамки предусмотренные программой и разработать комплекс системных мероприятий по введению краеведческой работы в нашем образовательном учреждении с младшего дошкольного возраста - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Актуальность заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль краеведения как источника развития социально-активного потенциала детей и взрослых.

Концептуальным подходом в работе является раннее формирование нравственных основ патриотических чувств ребенка, его личности. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.

Используя в работе многообразие методов и приемов, нами были выбраны наиболее приемлемые: наглядные, наглядно-слуховые, словесные, практические.

Учитывая психологические особенности дошкольников, мы стремились затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже на наш взгляд, нужной и занимательной. Информация усваивается детьми успешнее, когда используются поисково-экспериментальные и проблемные методы. В старшем возрасте в качестве основной деятельности выбрана проектная

В представленном материале представлен опыт работы по социализации детей средствами краеведческой работы, в котором мы старались направить свои действия на достижение устойчивых положительных результатов в работе с воспитанниками, сотрудниками и родителям.

В работе придерживаемся схемы, предложенной Л. С. Выготским. Поставленные задачи решаются педагогом в ходе совместной деятельности ребенка с взрослым, затем переходят в совместную деятельность со сверстниками и становятся самостоятельной деятельностью.

Работа реализуется по 5 направлениям:

- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов).

- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческих музеев)

- Экскурсионное краеведение (изучение родного края в плановых экскурсиях)

- Семейное краеведение.

Мы старались добиться, чтобы к концу подготовительной группы дети могли знать:

• Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.

• Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

• Место проживания: поселок, область; предприятия родного поселка и их значимость; символику поселка, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну поселка и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.

• Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.

• Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.

• Должны знать природу России ее флору и фауну

Главным затруднением являются особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений, скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть.

Основными условиями данной работы являются:

• Мотивация родителей, педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя на осуществление поставленных задач;

• Нормативно-правовое обеспечение:

Закон РФ «Об образовании»

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Закон «О ветеранах»

Конституция Российской Федерации»

Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2012годы» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года,

Положение об областной экспериментальной площадке в системе образования Кемеровской области на базе МДОУ Тяжинского детского сада № 5 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эстетического развития.

Положение об экспериментальной площадке МДОУ Тяжинского детского сада № 5 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эстетического развития.

• Финансово-экономическое обеспечение:

Привлечение спонсоров для организации автобусных экскурсий.

Приобретение экспонатов для мини-музея

• Вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс, так как семья изначально является основной средой, формирующей личность ребенка, его образ жизни.

• Технические условия:

Мультимедийное обеспечение

Аудио проигрыватель

DVD проигрыватель

Компьютер

Автобус для экскурсий

Данная система работы дает возможность получить свои результаты.

После анализа проделанной работы, достигли следующих результатов:

- у воспитанников повысился интерес к знакомству с родным краем;

- появилась мотивация потребности изучения окружающего мира;

- воспитанники стали более активными, охотно включаются в совместную творческую деятельность.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в детском саду по социально-личностному развитию воспитанников «Моя семья — мое богатство» .

Учебный проект. Тема: «Знакомство с профессиями и общественными местами посёлка Коноша, Архангельской области» Учебный проект. Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями. (долгосрочный, в течение 2011-2012.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста с помощью краеведения
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 20:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...