МААМ-картинки

Методы профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста

Валентина Криворотова
Методы профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста

Причины речевых нарушений делятся на две группы: органические (расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие работе речевого аппарата). К органическим факторам относятся:

1. Внутриутробные патологии, которые приводят к порокам развития плода: гипоксия; вирусные заболевания, в период вынашивания; травмы, падения и ушибы беременной; резус-конфликт ребенка и матери; курение, употребление алкоголя и наркотических веществ; профессиональные вредности; стрессы, эмоциональные перегрузки.

2. Наследственность, генетические аномалии.

Публикация «Методы профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста» размещена в разделах

3. Опасности в родовом периоде: родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния; асфиксия; малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий.

4. Заболевания, которые ребенк перенес в первые годы жизни. Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют : Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни; психологические травмы, вызванные стрессом или испугом; Подражание речи неблагополучных окружающих людей. Речь ребенка развивается в несколько этапов:

Первоначальный :

1. несколько правильно произносимых слов в 1-2 слога (состоящих из звуков раннего онтогенеза речи);

2. контурные слова в 1-2 слога, редко в 3 слога;

3. слова-звукоподражания (редупликат);

4. слова-фрагменты названия предметов, животных;

5. контурные и правильно произносимые слова не рассматриваются как нарушения речи

6. слова-фрагменты названия действий (не более 1-3, модальности, очень редко признаков предметов.

Первые слова :

1) правильно произносимые: мама, папа, дай, нет в т. п. ;

2) слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены

только части слова, например, "мако" (молоко, "яба" (яблоко).

3) слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: "би" (машина, "бух" (упасть).

4) контурные слова, или "абрисы", в которых правильно воспроизводятся просодические элементы - ударение в слове, количество слогов: "тититики" (кирпичики, "папата" (лопата).

5) слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты.

выявление особенности речевого развития детей раннего возраста методики А. М. Бородич, Н. Г. Ляминой

1. Обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого

2. Обследование объема пассивного и активного словарного запаса.

3. Обследование произносительной стороны речи

4. Обследование грамматического строя речи

Наше исследование проводилось на базе МДОУ детский сад №132 г. Дзержинск. В исследовании принимало участие 15 детей в возрасте 2-3 лет.

1. Обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого

2. Обследование объема пассивного и активного словарного запаса.

3. Обследование произносительной стороны речи

4. Обследование грамматического строя речи

Наше исследование проводилось на базе МДОУ детский сад №132 г. Дзержинск. В исследовании принимало участие 15 детей в возрасте 2-3 лет.

Методы и приемы по профилактике трудностей в понимании речи и восприятия речи взрослого

Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”. ( Воспитатель: Что мы достали? – Шубу. Что это такое? – Шуба., и т. д

Серия игр “Поручение”. Постепенное усложнение заданий.

Серия игр “Прятки” (В игре участвуют любимые игрушки, но меняется роль воспитателя (она “не руководящая”). Ребенок сам прячет какой-либо предмет, затем берет в руки “Мишку” с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: “Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке. И т. д. При этом действия выполняет ребенок.)

Методы коррекции объема пассивного а активного словарного запаса.

Упражнение «Называние цвета (форм, рамеров) различных предметов» (красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли, квадрат, круг и т. д.)

Дидактическая игра «Румяные щёчки» (Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.)

Дидактическое упражнение «У кого картинка» (Раздайте детям по одной предметной картинке. Называть предметы. У кого эта картинка, поднимите руку.)

Методы коррекции произносительной стороны речи детей раннего возраста

дыхательные упражнения и  игры: дуть на легкие шарики, ватку, бумажные полоски; играть на духовых музыкальных инструментах.

Мимические упражнения (нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза и т. д)

Артикуляционная гимнастика (губ, щек, языка)

Упражнения на мелкую моторику

Методы коррекция грамматического строя речи

Упражнение на дифференциацию форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже (картинки с одним предметом и с несколькими)

Упражнение на дифференциацию мужского и женского рода (рассматривание сюжетных картинок, с рядом вопросов: кто это, что делает? Во что одет? и т. д.

Д/ и: «Что с чем?», «Назвать пары предметов» (закрепление формы творительного падежа с предлогом (с). Детям предлагаются картинки, например: полка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньями,корзина с грибами, ваза с цветами. Логопед предлагает детям назвать «что с чем изображено на картинке».

Публикации по теме:

Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей с ТНРИспользование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей с ТНР Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс — в переводе означает «мраморный».

Корригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возрастаКорригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста Говоря о здоровье дошкольника, нельзя не остановиться на такой важной проблеме, как нарушения осанки. По данным Научно - Исследовательского.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Введение Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою. Пушкин А. С. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических.

Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком.

Роль среды в возникновении и преодолении речевых нарушений у детей На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда.

Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речевые нарушения и заикание появляются в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время.

Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики Цель:Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики,.

Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста. Значение речевых игр для детей младшего дошкольного возраста Семёнова Ирина Владимировна, Учитель-логопед СЗОУ ДО Гимназии 1538 Аннотация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста
Опубликовано: 6 июня 2017 в 14:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД